Предмет: Алгебра. 8 класс
Тема и номер урока в теме: Система неравенства с одной переменной, 3 урок
Базовый учебник: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк К.И.Нешков, С.Б.Суворова. Алгебра: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Под редакцией С.А.Теляковского - 19-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2018.
Цели урока:
- Содержательная: выявление уровня знаний учеников по теме, систематизация знаний, формулирование обобщения знаний по теме «Решение системы неравенств с одной переменной».
- Деятельностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии и реализации коррекционных норм (другими словами - научить фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и находить способы их преодоления).
Задачи:
образовательные:
- Расширить, обобщить и систематизировать знания о линейных неравенствах и системах линейных неравенств;
- Повторить понятие неравенства, алгоритм решения неравенства с одной переменной и системы неравенств с одной переменной;
- Закрепить свойства, использующиеся при решении неравенств с одной переменной;
- Совершенствовать умения решать неравенства и системы линейных неравенств, графически изображать множество их решений, а также записывать решения в виде числового промежутка.
воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
развивающие (формирование регулятивных УУД)
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, математическую речь, формировать коммуникативную компетенцию учащихся;
- выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Тип урока: урок рефлексии.
Методы обучения: личностно-деятельностный,частично-поисковой, репродуктивно-поисковой, проблемный, словесно-наглядный.
Формы работы учащихся: Фронтальная, индивидуальная, групповая.
Структура урока.
-
Самоопределение.
- Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
- Постановка учебной задачи и построение выхода из ситуации.
- Локализация индивидуальных затруднений.
- Обобщение затруднений во внешней речи.
- Включение в систему знаний и повторение.
- Рефлексия деятельности на уроке.
- Домашнее задание.
- Рефлексия соседу по парте
Необходимое оборудование: компьютер, электронная доска, учебники по математике, тетрадь.
Структура и ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||
1. Самоопределение
Цель - «включить» всех учащихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока. Повторить алгоритм решения системы неравенств. Настроить на получение положительных эмоций и результата. |
- Ученики включаются в деловой ритм урока. | ||||||||||||||
Организация учебного процесса на этапе 1:
Слайд 1 Обратите внимание на высказывание великого русского писателя Льва Толстого «Ум человеческий только тогда понимает обобщение, когда он сам его сделал или проверил» - Как вы думаете, почему именно это высказывание я выбрала для урока? - Какое ключевое слово вы мне можете указать? |
- Предполагаемые ответы: мы сегодня будем обобщать изученный материал, самостоятельно работать, проверять свои знания.
Ключевое слово «обобщение» |
||||||||||||||
- По какой теме будет происходить наша работа? Что мы изучали на прошлом уроке? |
- Говорят учащиеся: «Решение систем неравенств с одной переменной».
- Учащиеся записывают тему рока в тетрадь. |
||||||||||||||
- Какие вы ставите перед собой цели? Продолжите следующее предложение «Сегодня на уроке я …» (учитель фиксирует на доске несколько ответов, чтобы в конце урока вернуться к ним)
Слайд 2 |
- Учащиеся выдвигают варианты формулировок цели для урока и для себя. | ||||||||||||||
- А вы задумывались когда-нибудь, когда появились знаки неравенства и линейные неравенства и системы неравенств. Слайд 3. (Историческая справка)
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений
1."Без теории нет практики" Слайд 4 Вопросы:
|
- Предполагают откуда могли появиться знаки неравенства | ||||||||||||||
Лист опроса по теории.
|
- Учащиеся работают в парах и отвечают на вопросы. В листе опроса ставят 0 - ответ не верный, 1 - ответ верный. Проверка осуществляется по «Сорбонкам» - карточкам памяти (Приложение 1) | ||||||||||||||
2. Применение теории на практике.
«Найди ошибку». Фронтальная работа.
|
- Находят ошибки на слайдах презентации и аргументируют свой ответ. | ||||||||||||||
«По графической иллюстрации найди пересечение множеств». Работа, с последующей взаимопроверкой.
Комментарии учителя: Запишите у себя в тетради ответ. Затем обменяйтесь тетрадями и проверьте по готовому слайду. Взаимопроверка. Слайд 9 |
- Самостоятельно работают в тетради. Затем обмениваются тетрадями и осуществляют взаимопроверку. Ставят количество баллов в лист контроля (Приложение 2), в зависимости от правильности ответов. (0 - ошибка, 1 - верно). - Проговаривают ошибки и фиксируют затруднения. |
||||||||||||||
3. Локализация индивидуальных затруднений
Цель - научить детей шаг за шагом анализировать свои действия и понять, почему именно этот пример / правило / упражнение вызвали затруднения. Организация учебного процесса на этапе 3. |
|||||||||||||||
Самостоятельная работа. Слайд 10 (самопроверка по эталону, приложение 3)
Критерии оценивания на слайде |
- Выполняют самостоятельную работу
- Проверяют по эталону (Приложение 3) - Фиксируют ошибки (подчеркивают и ставят на полях 0 - ошибка, 1 - верно) - Оценивают себя и ставят в лист контроля (Приложение 2): 3б - «5» 2б - «4» 1б - «3» |
||||||||||||||
4. Построение проекта выхода из затруднения
Учащиеся самостоятельно выполняют работу над ошибками, учитель на данном этапе выступает в качестве консультанта.
Класс делится на две группы.
|
|||||||||||||||
1 группа выполняет задание продвинутого уровня «Шаг вперед». Слайд 11
10 -4х ≥3(1 - х),
|
- 1 группа - работает над решением продвинутого задания. Записывают в лист контроля, что выполняли задание «Шаг вперед»
- 2 группа - самостоятельно выполняет работу над ошибками, выбирая задания с ошибками, фиксируя тип ошибки (Приложение 4). - Записывают в листе контроля (Приложение 2) знаком «+», что выполняли работу над ошибками |
||||||||||||||
5. Обобщение затруднений во внешней речи
Цель- зафиксировать в речи правила, в которых были допущены ошибки. Организация учебного процесса на этапе 5: -Учитель последовательно выясняет, у кого из детей и на какие правила были допущены ошибки, и правила проговариваются во внешней речи. В этой работе могут принять участие все учащиеся. На данном этапе работает весь класс. |
|||||||||||||||
- Какие ошибки были допущены в работе? (Называются типы ошибок, допущенных в работе.)
Проговариваются алгоритмы, на которые были допущены ошибки. Составляется кластер ошибок Слайд 12 |
- Говорят ошибки
- Записывают на электронной доске |
||||||||||||||
6. Включение в систему знаний и повторение
Цель - тренировать навыки оценки периметра прямоугольника, зная диапазон сторон с использованием правил решения систем неравенств. Организация учебного процесса на этапе 6: -Учитель показывает практическое применение знаний по теме «Система неравенств» Слайд 13 |
|||||||||||||||
Измеряя длину a и ширину b (в см), нашли, что
5,4 < a < 5,5 и 3,6 < b < 3,7. Оцените периметр прямоугольника. |
- Учащиеся повторяют формулу периметра прямоугольника и записываю с помощью системы условие и решение задачи. | ||||||||||||||
7. Рефлексия деятельности на уроке
Цель - зафиксировать, где были допущены ошибки, способ исправления допущенных ошибок; зафиксировать содержание, которое повторили на уроке, оценить собственную деятельность; записать домашнее задание. Организация учебного процесса на этапе 8: - Учитель организует работу по заполнению листа контроля и рефлексии. (Приложение 2) Слайд 14 |
- Учащиеся заполняют листы контроля и рефлексии.
|
||||||||||||||
8. Домашнее задание
п.6. Решить № 173(5, 6), 179(7, 8). |
- Записывают домашнее задание | ||||||||||||||
9. Рефлексия соседу по парте |
- Выбирают подходящую фразу для своего соседа по парте. |