Формирование читательского интереса у обучающихся младшего школьного возраста

Разделы: Начальная школа


Чтение должно стать для ребенка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником богатой духовной жизни.
В.А.Сухомлинский

Одной из главных задач обучения в начальной школе является формирование у детей умения читать. Хотя усилий в этом направлении прилагается немало, результаты нельзя назвать удовлетворительными, так как педагогическая практика показывает, что у детей в начальных классах навык чтения формируется недостаточно полноценно. Это приводит к тому, что обучающиеся испытывают существенные затруднения при работе с вербальной информацией, требующей большого напряжения и интеллектуальных сил, и у них постепенно пропадает интерес к самому процессу чтения.

В настоящее время существует два направления обучения чтения обучающихся младшего школьного возраста: формирование читателя и приобщение к литературе, как особому виду искусства. Именно на уроках литературного чтения учитель способен синтезировать эти направления.
Чувство автора, понимание автора, принятие или непринятие его позиции - истинная культура чтения. Видеть, осознавать за прочитанным текстом присутствие личности автора - непременное свойство умения читать. Творческим чтением движет любопытство. Учитель должен способствовать перерастанию любопытства в любознательность, в познавательную деятельность, а так же помогать читателю не останавливаться только на запоминании фактов, а искать их логику и причинность. Таким образом, постепенно формируется привычка и навык полноценного вдумчивого чтения и грамотный читатель.

Возможно ли достичь всего этого в младшем школьном возрасте? На этот вопрос можно ответить однозначно - да. Учитель должен всегда помнить, что чтение, которое мотивировано любознательностью, целенаправленным интересом, педагогически особенно значимо, потому, что становится для детей занятием приятным и желанным.

Как же сделать так, чтобы дети полюбили уроки литературного чтения и их интерес к чтению не угасал? Работа по формированию читательского интереса осуществляется через уроки литературного чтения, занятия внеурочной деятельности, сотрудничество с библиотекой, литературные праздники.

Занятия внеурочной деятельности предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного развития. Занятия проходят в различных формах: устные журналы, конкурсы, конференции, обсуждения книг и т.д. Данные занятия несут в себе большой эмоциональный заряд.

Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Когда учитель и библиотекарь единомышленники и работают вместе, это приносит ощутимые результаты.

Немалая роль родителей в формировании читательского интереса у детей. Детям необходима «читающая среда», которая должна быть создана прежде всего в семье. Только тогда возникнет желание читать, перерастающее в духовную потребность.

В своей работе по формированию навыка чтения у обучающихся младших школьников я использую метод динамического чтения, чтения только глазами. Обучающийся читает не буквы, слоги и слова, а целые группы слов, блоки, видит всю графическую информацию. Читает текст в целом. С этой целью можно использовать «чтение-спринт», которое заключается в том, что обучающиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после чтения текста отвечают на вопросы к тексту. «Чтение со счётом слов», когда ребята при чтении считают слова текста. Одновременно дети должны уяснить его содержание. Назвать число слов и ответить на вопросы к тексту. «Чтение-разведка» заключается в том, что обучающиеся на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленными перед чтением. Это упражнение помогает преодолению такого фактора, мешающего быстрому чтению, как умению найти главное в тексте.

Положительные результаты дают различного вида стимулирования в чтении, самозамеры и взаимозамеры темпа чтения. В течение минуты ребята читают текст и отмечают, до какого слова дочитали, пересчитывают прочитанные слова и записывают результаты в дневнике. Такая работа проводится в парах. Способов механической наработки быстроты чтения много. Основная задача учителя - обучить ребёнка чтению так, чтобы не количество читаемых слов переходило в качественное чтение, качество переходило в количество. Поэтому я считаю, что технические упражнения по формированию читательской самостоятельности надо выносить на короткий этап урока и для этого подбирать или составлять тексты и другой материал, не имеющий большой художественной ценности, а основное время урока отводить чтению и работе над художественным произведением как над произведением искусства слова. Очевидно, что чтение художественной литературы - процесс творческий. На уроках чтения стараюсь учить детей не только читать, но и пересказывать прочитанное произведение. Пытаюсь научить их анализировать произведение, уметь найти главную мысль, сделать выводы, дать характеристику герою, оценить его поступки.

Систематическая и целенаправленная работа по формированию читательского интереса помогла значительно улучшить процесс обучения чтению, повысить интерес к нему у обучающихся, что сказалось на конечных результатах. У всех ребят увеличилась техника чтения, улучшились качественные показатели чтения, объём оперативной памяти увеличился. Есть позитивные сдвиги и в их отношении к самостоятельному чтению детских книг. Они пытаются реализовать свои умения общаться с книгой - собеседником. Работа с книгой оказала весьма благоприятное влияние на общее развитие детей.