Цель: обобщение и конкретизация знаний детей о творчестве великого русского поэта и сказочника А.С.Пушкина.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закреплять и обобщать знания о сказках А.С.Пушкина, знакомить с произведениями живописи (творчеством художника Михаила Врубеля), творчеством композитора Николая Римского-Корсакова по мотивам произведений поэта и сказочника,
- развивать интерес к истории, жизни русского народа через поэтическое слово А.С.Пушкина, расширять кругозор.
Коррекционно-развивающие:
- способствовать приобщению детей в ДОУ, семье к классической литературе в процессе познавательной и творческой деятельности.
- развивать и поддерживать интерес к художественной литературе, умение понимать идею произведений, правильно оценивать поступки героев;
- развивать связную речь, правильно и четко отвечать на поставленные вопросы, расширять словарный запас, учить понимать выразительные средства;
- совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении отрывков из произведений;
- развивать творческие способности, внимание, память, воображение.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес к поэтической речи; помочь почувствовать её красоту.
Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «физическое развитие».
Оборудование: макет избушки, макет дуба, клубок, книги поэта, ларец, ложки, диск с музыкой Н.Римского-Корсакова, репродукция картины Михаила Врубеля «Царевна-лебедь», театр кукол, мольберты; детские костюмы старика, царевны, белочки, коршуна, ученого кота, синее полотно.
Предварительная работа:
- чтение сказок А.С.Пушкина, рассматривание иллюстраций к произведениям поэта;
- просмотр презентаций; слушание фрагментов из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
- заучивание наизусть некоторых отрывков из произведений;
- выставка книг, иллюстраций к сказкам А.С.Пушкина;
- выставка рисунков «Мир сказок А.С.Пушкина
Ход мероприятия
В зале все напоминает о великом поэте: его портреты, его книги.
Звучит фортепианная музыка. На экране появляется портрет А.С.Пушкина.
Учитель-логопед:
Мы Пушкину наш праздник посвятим,
Наполнив зал чудесными стихами.
О Пушкине сегодня говорим
Поэзии волшебными словами.
1. Краткий рассказ педагога о А.С.Пушкине
Родился в Москве в 1799 г. в семье небогатого дворянина. А.С.Пушкин - великий русский поэт, прозаик, сказочник.
Его произведения знают во всём цивилизованном мире. На стихи Пушкина написаны романсы, оперы, поставлены балеты. В наше время по произведениям А.С.Пушкина сняты фильмы, мультфильмы.
В бабушкином селе Захарово А.Пушкин наблюдал народные праздники, хороводы. Его няня - Арина Родионовна рассказывала ему сказки, знакомила с народными пословицами и поговорками.
Воспитатель: Ребятами, отправимся в путешествие по сказкам А.С.Пушкина на кораблике.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Вижу на горизонте сказочный остров. Звучит сказочная мелодия (В.Дашкевич «Приходи, сказка»), появляется избушка на курьих ножках.
Дети:
Избушка, избушка,
Встань к лесу задом,
А к нам передом (избушка разворачивается)
Воспитатель: Подскажи нам, избушка, как добраться до волшебной страны Лукоморья?
Избушка: Возьмите клубок волшебный, он дорогу подскажет.
Ведущий бросает клубок, дети по ниточке идут к дубу. Доходят до дуба с золотой цепью.
Воспитатель: Узнаю сказочное Лукоморье.
Кот:
У Лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей…
Я вполне ученый кот.
Зачем вы пожаловали ко мне в Лукоморье?
Воспитатель: Мы путешествуем по сказкам А.С.Пушкина.
Его сказки мы знаем, любим очень и читаем…
Кот: А вы знаете сказки Пушкина? А какие сказки вы знаете? (ответы детей)
Кот: Сказки вы знаете, а загадку из волшебного сундучка отгадаете?
Она не простая
Чешуёй сверкает,
Плавает, ныряет,
Желанья исполняет (золотая рыбка)
Раздается шум моря.
Сцена I
Старик (ребенок):
Жил старик со своею старухою
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, -
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травою морскою.
В третий раз он закинул невод, -
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, - золотою.
Воспитатель: Что говорила Золотая рыбка, когда старик ее поймал?
(«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь»)
- Вспомните, какой откуп просил старик у золотой рыбки?
- Почему старик со старухой остались у разбитого корыта?
- Почему так говорят: остаться у разбитого корыта? (остаться ни с чем).
- Как автор описывает синее море? (помутилось синее море, почернело синее море, на море черная буря: так и вздулись сердитые волны, так и ходят, так воем и воют…)
2. Игра «Перепрыгни через волну»
Взрослые натягивают ткань синего цвета, изображают волны разной высоты, сопровождая действия словами из сказки: море слегка разыгралось, неспокойное синее море, почернело синее море, на море черное море, так и вздулись сердитые волны, так и ходят, так и воют (дети перешагивают, перепрыгивают через ткань).
Учитель-дефектолог:
- Назовите сказку, где встречаются слова: окошко, царь, сёстры, бочка, остров, лебедь, чародей, шмель, богатыри, белка, свадьба, расплата («Сказка о царе Салтане»)
- В этой сказке много чудес и превращений. Вспомните и назовите три чуда (белка, тридцать три богатыря и царевна Лебедь).
Эта сказка вдохновляла художников и композиторов. Так художник Михаил Врубель написал картину «Царевна-лебедь». Он сумел передать момент превращения птицы в царевну. Царевна с полотна таинственна и загадочна, лицо ее печально. Композитор Николай Римский-Корсаков написал оперу по этой волшебной сказке.
Сцена II
Звучит шум моря и появляется князь Гвидон.
Гвидон:
Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук,
Со креста шнурок шелковый
Натянул на лук дубовый,
Тонку тросточку сломил,
Стрелкой легкой завострил
И пошел на край долины
У моря искать дичины.
Ведущий:
Только к морю подходит он, вот и слышит будто стон…
Видно на море не тихо; смотрит - дело лихо
Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней;
Та бедняжка так и плещет,
В воду вкруг мутит и хлещет…
Тот уж когти распустил, клев кровавый навострит…
Но как раз стрела запела,
В шею коршуна задела-
Ведущий:
Лебедь около плывет,
Злого коршуна клюет и царевичу потом
Молвит русским языком.
Царевна-Лебедь:
Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил.
Ввек тебя я не забуду: ты найдешь меня повсюду.
Учитель-дефектолог: В кого превратилась Лебедь? (в Царевну, в девицу)
Встрепенулась, тряхнулась
и царевной обернулась.
Царевна-Лебедь:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает;
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава, выступает словно пава;
Сладко речь - то говорит
Словно реченька журчит.
Воспитатель: В кого превращала князя Гвидона царевна Лебедь? (в муху, комара, шмеля)
Прослушивание произведения Николая Римского-Корсакова «Полет шмеля».
- Как называется остров на пути в царство славного Салтана? (остров Буян)
- Кто охранял этот чудесный остров Буян, нёс дозор?
Ребенок:
Чешуей как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Все красавцы удалые,
Великаны молодые.
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Ребенок:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
К царству славного Салтана
Вместе с вами поплывем
И спектакль мы свой начнем.
Ведущий (обращаясь к детям):
Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо?
Дети - гости:
Мы объехали весь свет,
За морем житье не худо
Где-то есть такое чудо.
Ель в лесу, под елью белка,
Диво, право не безделка -
Белка песенки поёт,
Да орешки всё грызёт.
Воспитатель:
Свет о белке правду бает
Это чудо знаем мы.
Белочка:
Ель растет перед дворцом,
а под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная, да затейница какая!
Белка песенки поет, да орешки все грызет,
А орешки непростые, все скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд…
Воспитатель: Ребята, давайте поможем белочке собрать изумруды в ларцы»
3. Игра «Помоги белочке перенести изумруды (в деревянных ложках) в ларец»
Звучит музыка «Во саду ли, в городе» (танец белочки с платочком)
Ведущий: Конечно же, как и во всех сказках все закончилось благополучно. Князь Гвидон женился на прекрасной девице, а царь Салтан встретился со своей царицей.
Сказка закончилась веселым пиром.
Дети, мы совершили с вами небольшое путешествие по Лукоморью, а сейчас нам пора возвращаться в обратным путь. Нас ждет наш корабль.
Звучит финальная музыка.
Литература
- Бурейко, И.А. Викторина «По дорогам сказок» в подготовительной группе / И.А.Бурейко, Е.В.Гришина. - Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. - 2018. - № 6 (16). - С. 40-42. - URL: https://moluch.ru/th/1/archive/103/3677/ (дата обращения: 24.06.2020).
- Парфенова Е.В. Развитие речи детей в театрализованной деятельности. М.: Сфера, 2013.
- Деркунская В.А., Ошкина А.А. Игровая образовательная деятельность дошкольников. М.: Центр педагогического образования, 2013.
- Богатырёва Ю., Богатырёв А. Дошкольникам о Пушкине. Гном и Д, 1999.
- Ушакова О.С., Арушанова А.Г. Занятия по развитию речи в детском саду. М., 1998.
- Сказки Пушкина. Новый формат. 2003.