Повышение ИКТ-компетенций преподавателей

Разделы: Профессия — педагог


Развитие информационного общества, в котором мы живём, меняет все сферы жизнедеятельности людей, и, в первую очередь, образование. Использование ИКТ в учебном процессе становится уже не просто одной из важнейших тенденций, но и обязательным условием деятельности преподавателя.

Профессиональное образование должно формировать у обучающихся способность адаптироваться в условиях постоянной смены технологий. Это возможно только при условии готовности самых преподавателей к инновационным процессам. Многие преподаватели считают уровень своей информационной культуры высоким, так как активно применяют на занятиях электронные презентации, аудио-и видеоматериалы. При работе с обучающимися и их родителями педагоги используют социальные сети, электронную почту, Google-сервисы. Но на современном этапе этого недостаточно. Появляющиеся новые мультимедийные продукты, образовательные среды дают ещё больше возможностей мотивировать к обучению, сделать учебный процесс ещё более интересным и эффективным. Таким образом, проблема повышения ИКТ-компетенций преподавателей системы среднего профессионального образования по-прежнему остаётся актуальной.

На наш взгляд, можно выделить несколько направлений повышения ИКТ-компетенций преподавателей.

Первое направление связано с участием педагогов в системе МООС (от англ.Massive open online courses - массовый открытый онлайн-курс). Эти обучающие курсы с интерактивным участием предполагают применение различных технологий электронного обучения. Эти курсы обладают несравненным преимуществом перед традиционными дистанционными курсами, так как дают возможность напрямую общаться с преподавателями и другими слушателями. При общем выполнении заданий, разборе ошибок происходит обмен опытом, формируются навыки использования интернет-сервисов. Таким образом, педагоги не только совершенствуют свои знания по учебным дисциплинам - в качестве преподавателей таких курсов привлекаются специалисты ведущих ВУЗов страны, но и повышают свою ИКТ-компетентность.

Преподаватели нашего техникума являются активными слушателями различных курсов повышения квалификации и просто обучающих курсов таких массовых открытых онлайн-курсов как:

  • UNIWEB - платформа онлайн-обучения, которая совместно с ведущими вузами разрабатывает образовательные онлайн-продукты с целью распространения качественного образования на русском языке. Проект UNIWEB одобрен Наблюдательным советом Агентства Стратегических Инициатив (АСИ);
  • Универсариум - активная образовательная среда и использование современных технологий и методик - видеолекции, автоматизированный контроль знаний, интерактивные домашние задания, обеспечивающая бесплатное обучение. На сегодняшний день она сотрудничает с 30 ведущими университетами страны.
  • Foxford - центр онлайн-обучения, предназначенный для преподавателей общеобразовательный дисциплин и учащихся. Участие в этом проекте удобно тем, что проводятся бесплатные онлайн-олимпиады по многим учебным дисциплинам, и педагоги могут увидеть успехи своих обучающихся в своём личном кабинете.

Среди русскоязычных массовых открытых онлайн-курсов можно также выделить проекты Zillion и Interneturok.

Второе направление повышения ИКТ-компетентности преподавателей связано с участием педагогов в онлайн - конференциях, посвящённых новым решениям в области информационных технологий в образовании, в вебинарах, направленных на знакомство с работой веб-сервисов, которые можно использовать в образовательном процессе.

Наиболее интересными и доступными нам и нашим преподавателям показались следующие сервисы:

  • Learning Apps, он позволяет создавать хронологические линейки, викторины, кроссворды, таблицы соответствий, тесты, викторины, при этом сервис бесплатный;
  • Google сервисы - позволяют создавать, совместно редактировать документы, презентации, с их помощью нашими преподавателями организовывается коллективная проектная деятельность по информатике и другим дисциплинам;
  • GlobalLab - глобальная школьная лаборатория подходит для проектной деятельности обучающихся, является резидентом и обладателем двух грантов Инновационного фонда Сколково. Часть наших преподавателей на вебинарах учились работать в этой образовательной среде.

В этом учебном году преподаватели информационных технологий и других дисциплин начали осваивать сервис SpiderScribe для создания ментальных карт. Несмотря на то, что сервис англоязычный, он достаточно простой в использовании.

Современные образовательные технологии, такие как перевёрнутый класс, цифровой сторителлинг, асинхронное обучение, требуют от педагогов постоянного повышения ИКТ-компетенции.