Полноценная жизнь современного человека немыслима без владения иностранным языком. По мнению многих ученых проблемы между выбором языка быть не должно. Поэтому в школах вводят 2 и более обязательных языков, исходя из возможностей образовательного учреждения.
Мне лично «посчастливилось» поработать учителем английского как второго иностранного с 2015 по 2018 гг. в нашей школе в старших классах с лингвистическим профилем, где первым языком был немецкий. Отсюда и заинтересованность в данной теме.
Изучение второго иностранного языка, хоть и схоже во многом с освоением первого, имеет все же свои специфические принципы.
Принцип аутентичности: все образцы речи являются аутентичными
Принцип деятельностной основы: учащиеся ощущают необходимость в расширении своего знания вследствие осознания его недостаточности для решения задачи
Функциональный принцип: Установка на наблюдение и формулирование гипотез
Принцип когнитивной направленности: установка на рефлексию и поиск оптимальных стратегий: сравнения, переноса, обобщения.
Сопоставительный принцип: сопоставление фактов разных языков способствует быстрому формированию адекватного представления [2]
Исходя из этих принципов складываются критерии при выборе УМК.
- Насколько учебник позволяет активизировать лингвистический опыт, приобретенный при изучении первого иностранного языка
- Насколько учебные материалы стимулируют к освоению нового языка и культуры
- Соответствуют ли они социальному опыту учащегося
- Имеется ли достаточно разнообразных текстов и заданий для проведения прямого сравнения языков и культур. [3]
Выбор УМК на сегодняшний день невелик.
Единственное, что можно найти в свободном доступе - УМК Афанасьевой и Михеевой, рассчитанный на обучение с 5 класса. Раньше это был учебник по программе 5-9, сейчас его переиздали как «второй иностранный язык». Однако данное пособие не соответствует вышеперечисленным критерием.
Т.о. на настоящий момент учебных пособий, удовлетворяющих всем вышеперечисленным критериям, пока не создано. Поэтому учителю приходится самостоятельно выходить из создавшегося положения.
Основную работу над изучением английского языка как второго иностранного в старшей школе я лично выстраивала, опираясь на аутентичный художественный текст, который является основной единицей обучения. [1]
При этом текст можно использовать на всех этапах формирования и совершенствования как лексических, так и грамматических умений всех видов РД.
Согласно требованиям ФГОС, постановка целей и задач современного школьного образования должна исходить из формирования УУД у учащихся в ходе работы на уроке и во внеурочной деятельности.
УУД, как известно, подразделяются на познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные
Рассмотрим, как разнообразные формы работы с текстом способствуют формированию и совершенствованию тех или иных УУД.
На начальном этапе изучения языка в большей степени нас интересуют именно познавательные и коммуникативные УУД. Им и уделяется особое внимание при работе с художественной литературой.
Познавательные универсальные учебные действия подразделяются на: поиск и выделение информации, знаково-символические действия, моделирование.
Рассмотрим примеры заданий при работе с художественным текстом, направленные на формирование этих групп УУД
Задание на формирование умения поиска и выделения информации: Прочитай текст и найди примеры форм множественного числа имени существительного. Объясни правила, по которым они образованы.
Задание на формирование знаково-символических УУД: Прочитай текст и найди предложение, построенное согласно схеме.
Задание на формирование моделирования: Прочитай текст. Нади пример предложения, построенного в форме настоящего простого времени. Измени форму на Простое прошедшее время, применив все необходимые изменения.
Следующая группа УУД - коммуникативные: планирование, постановка вопросов, разрешение конфликтов.
Варианты заданий на планирование: Составить план текста или сделать вывод о его содержании на основе уже имеющегося плана (оглавления книги)
Задание на постановку вопросов. Традиционные упражнения для изучающих иностранный язык. Вопросы задаются автору, персонажу, одноклассникам.
Задание на разрешение конфликтов. Прочитай текст. Предложи свой способ разрешения ситуации. (Как бы ты поступил на месте главного героя?)
Регулятивные УУД включают целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку.
Практически все они формируются и успешно реализуются на послетекстовом этапе работы на уроке в ходе выполнения творческих заданий: составление монолога, написания сочинения и так далее.
Например, когда обучающимся дается задание написать небольшое сочинение (подготовить монолог) о прочитанном на свободную тему, включаются механизмы целеполагания и планирования. Ученик сам выбирает тему и форму своего высказывания (то есть самостоятельно ставит перед собой цель: поделиться мнением, объяснить сюжет, описать персонажа) и выстраивает его последовательный план.
Пример задания на прогнозирование: «Как вам кажется, исходя из первого предложения сообщения, сторону какого персонажа занимает его автор?»
Задание на контроль: «Послушайте (прочитайте) сообщение своего соседа по парте. Определите, есть ли в нем орфографические (грамматические) ошибки.» Или «Определите, соответствует ли содержание текста сочинения (устного сообщения) заявленной теме (предложенному плану).»
Примерные задания на коррекцию можно выполнять как индивидуально, так и в парах или даже малых группах. Выглядеть оно будет как «Предложите свой способ исправления ошибки (грамматической, синтаксической или касающейся информационной составляющей, например, подбор наиболее подходящего заголовка или коррекция содержания, исходя из имеющегося плана)».
Такое универсальное учебное действие, как оценка, у старшеклассников, как правило, уже сформировано. Для его совершенствования можно предлагать оценить как содержание текста (поступки персонажей, стиль автора, повороты сюжета), так и собственную творческую работу и работу своих одноклассников, выполненную на основе прочитанного. Оценка может быть выполнена как на уровне «нравится - не нравится», так и представлять собой полноценное аргументированное высказывание. Выбор зависит от уровня владения языком.
Личностные универсальные учебные действия включают в себя самоопределение, смыслообразование и нравственно-эстетическое оценивание. Все они формируются последовательно и непрерывно на протяжении всего периода обучения.
Рассмотрим способы формирования этих действий подробнее.
Учитывая возрастную специфику обучающихся, можно отметить, что этап самоопределения начинается еще до начала обучения. Ученик самостоятельно и осознанно выбирает свой профиль. Он приходит в класс (или группу) с лингвистическим направлением с целенаправленным желанием изучать не только первый иностранный язык более углубленно, но и второй иностранный язык.
В формировании и совершенствовании смыслообразования очень большое значение имеет непосредственно работа с текстом. Обучающийся получает наглядную иллюстрацию «живого» употребления второго иностранного языка.
Нравственно-эстетическое оценивание, как ничто другое, помогает сформировать именно смысловое содержание художественного текста. На начальном этапе изучения второго иностранного языка обучающийся отвечает на вопросы уровня «нравится - не нравится» при обсуждении, скажем, поступков героев, характеров персонажей и так далее. Затем, последовательно расширяя словарный запас, ученик начинает отвечать на более объемные вопросы развернуто: «Объясни, почему».
Все приведенные выше примеры заданий иллюстрируют практически безграничные возможности работы с художественным текстом на уроке второго иностранного языка. Грамотная работа с материалом позволяет формировать и совершенствовать как лексические, так и грамматические навыки и умения всех видов речевой деятельности, а также практически все виды универсальных учебных действий.
Условиями наиболее эффективной работы при этом являются:
1. Высокий уровень мотивации.
2. Тематика текстов, соответствующая жизненному опыту и интересам учащихся
3. Задания по работе с текстом на всех этапах должны быть не только разноуровневые, но и разнообразные.
4. Соответствие языкового содержания уровню подготовленности обучающихся.
Список использованной литературы
- Золотова Е.Ю. Работа с текстом на уроках иностранного языка// Старт в науке. - 2017. - №4- с. 42-43
- Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность/под ред. Миролюбова А.А. - Обнинск: Титул, 2010. - 464 с.
- Яковлева Л.Н. Межкультурная коммуникация как основа обучения второму иностранному языку.// ИЯШ. - 2001. - №2 - С.5-7.