«Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Функциональная грамотность школьников с ТМНР является важным показателем качества образования.
Формирование функциональной грамотности школьника - это задача, при решении которой важна систематичность и единый комплексный подход специалистов.
Проблема функциональной грамотности в контексте компетентностного подхода в образовании рассматривается в литературе не только как научная, но и как проблема деятельностная. Поскольку функциональная грамотность является ситуативной характеристикой личности, то она обнаруживает себя в конкретной жизненной ситуации, также как и функциональная безграмотность обнаруживает себя при изменении ситуации, образа жизни или типа профессиональной деятельности.
Выполнение заданий, направленных на формирование функциональной грамотности, способствует умению интерпретировать информацию и применять ее учащимися с ТМНР в новых жизненных ситуациях.
Таким образом, процесс формирования функциональной грамотности не может быть набором отдельных уроков или набором отдельных заданий, этот процесс логично и системно связан с учебной программой учащегося.
Исследуя проблему формирования функциональной грамотности умственно отсталого школьника, можно выделить два взаимосвязанных и взаимодействующих компонента: «академический» и «жизненной компетенции».
«Академический» компонент рассматривается в структуре образования детей с ограниченными возможностями как накопление теоретических знаний для их активного использования в настоящем и будущем.
Компонент «жизненной компетенции» трактуется как овладение знаниями, умениями и навыками, уже необходимыми ребенку в обыденной жизни. Авторы выделяют жизненные навыки в сферах:
- представления о собственных возможностях и ограничениях;
- социально-бытовые умения, используемые в повседневной жизни;
- коммуникация;
- дифференциация и осмысление картины мира, социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей.
Формирование у учащихся функциональной грамотности («жизненные навыки») предполагает организацию учебной деятельности учащихся, направленную на активное познание окружающей действительности, формирование практических навыков взаимодействия с окружающим предметным и социальным миром, формирование навыков коммуникации. Усиление практической направленности обучения предполагает дальнейшее совершенствование методов и форм обучения, используемых в практике обучения умственно отсталых школьников. Предпочтение должно отдаваться методам, имеющим интегративный и практико-ориентированный характер.
Рассмотрим примеры заданий для учащихся с ТМНР, направленных на достижение глобальных компетенций и финансовой грамотности:
Глобальные компетенции.
Буратино заболел. Помоги ему, подскажи, куда нужно отправиться Буратино?
А) В цирк
Б) В больницу
В) В библиотеку
Г) В музей
Девочка Маша осталась дома одна. На кухне случился пожар. По какому номеру нужно позвонить Маше?
А) 101
Б) 102
В) 103
Г) 104
Финансовая грамотность
Какая монета у Миши?
А) 1 рубль
Б) 2 рубля
В) 5 рублей
Г) 10 рублей
Сколько рублей будет у Коли, если сложить 1 рубль и 2 рубля?
А) 5 рублей
Б) 4 рубля
В) 6 рублей
Г) 3 рубля