Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности (базовый уровень) «Жизнь экономических задач»

Разделы: Математика, Дополнительное образование

Классы: 10, 11


«Человек должен продолжать верить, что непонятное может быть понятно; иначе он перестал бы исследовать»
Гете

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умение быстро адаптироваться, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявлять гибкость и творчество, не теряясь в ситуации неопределенности. Активные методы и формы обучения во внеклассной работе помогут подготовить учеников, обладающих необходимым набором знаний, умений, позволят им уверенно чувствовать себя в жизни. Ускоренный процесс во всех областях знаний и деятельности требует появления большого числа исследователей-творцов. Вот почему так важно, чтобы дети учились не только запоминать и усваивать определенный объем знаний, но и, овладевая приемами исследовательской работы, научились самостоятельно добывать знания, ставить перед собой цели, то есть мыслить, тем самым добиваться результата. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как сохранить у школьников интерес к изучаемому материалу, поддержать их активность на протяжении всего занятия. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мышление обучающихся, стимулировали бы их самостоятельность в приобретении знаний. Удачным с этой точки зрения представляется применение одного из самых востребованных и продуктивных видов эвристической, деятельности - исследование. Постепенно и неоднократно повторяясь, запомнятся и основные принципы математического исследования: воображение, организованность, время. Параллельно осуществляется и воспитательный процесс: работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению формируют качества личности, ценностные ориентиры школьников, отвечающие современным потребностям общества.

Умение решать экономические задачи является одним из показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала. Любой экзамен по математике, любая проверка знаний строится на решении задач. И тут обнаруживается, что многие учащиеся не могут продемонстрировать в этой области достаточного умения. Особо остро встает эта проблема, когда встречается задача незнакомого или малознакомого типа, нестандартная задача. Причины - в неумении решать задачи, в невладении приемами и методами решения экономических задач, в недостаточной изучении задачи и т.д. Надо научиться анализировать задачу, задавать по ходу анализа и решения правильные вопросы, понимать, в чем смысл решения задач разных типов, когда нужно проводить проверку, исследовать результаты решения и т.д.

Зачастую значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в силу недостаточно высоких способностей обучающегося. Для этого необходимо показать им математику во всей ее многогранности, акцентируя внимание на интересных, занимательных темах, математических проблемах и фактах и способах их познания.

Настоящая дополнительная общеразвивающая программа «Экспериментальная геометрия» разноуровневая, предусматривает развитие математических способностей и логического мышления у детей 14-17 лет и реализует техническую направленность.

Форма обучения - очная, групповая. Состав группы постоянный.

Наполняемость группы - 15 человек.

Данная программа направлена на расширение знаний учащихся по математике, развитию их теоретического мышления, логической и экономической культуры.

Программа курса направлена на учащихся 10-11-х классов, которым интересна как сама математика, так и её применение в экономике.

Актуальность программы обусловлена общественной потребностью в экономически грамотных молодых людях, радикальными изменениями в политической и экономической жизни России, возрастанием значения экономики как учебной дисциплины в школьном образовании.
Данная программа позволяет развивать научно-исследовательские навыки обучающихся и подготавливает их к самостоятельной научно-исследовательской деятельности в области математики. При этом происходит систематическое изучение дополнительного материала по математике, не входящего в основной школьный курс этого предмета. Ребята глубже погружаются в экономику, приобретают навыки решения сложных задач. Большое внимание уделяется изучению теоретического материала. Анализируя полученную информацию, школьники учатся выдвигать гипотезы, проверять и уточнять их, а также проводить доказывать полученные предположения.

Новизной данной программы является направленность на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации. Каждый учащийся на основе общих знаний сможет самостоятельно охарактеризовать экономические проблемы предприятий населенного пункта, в котором они живут, и найти пути их решения, внести предложения по развитию экономики через разработку и защиту собственного бизнес-плана.

Цель: формирование у старших подростков творческого мышления; приобретения знаний и умений посредством анализа реальных числовых данных и информации статического характера; развитие уверенности в осуществлении практических расчетов по формулам; освоения методики пользования оценивания и прикидки при практических расчетах.

Задачи программы:

Личностные:

  • готовность и способность к саморазвитию, к самообразованию, приобретение навыков публичного выступления;
  • приобретение навыка исследования, умения высказывать свое мнение и аргументировать его;
  • обучение ясному последовательному логическому изложению решения задачи и доказательству утверждений;
  • воспитание эстетического восприятия обучающимися красоты математических преобразований;
  • развитие логического мышления и творческого воображения;
  • воспитывать умение слушать друг друга и учителя, участвовать в дебатах.
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • воспитание самостоятельности, культуры общения, дисциплины, активной жизненной позиции;
  • воспитание лидерских, морально-волевых качеств, уважения к национальным традициям;
  • способствовать освоению типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуаций реальной жизни.
  • воспитание ответственности за экономические и финансовые решения, уважение к труду;

Метапредметные:

  • совершенствование умения работать с разными источниками информации;
  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности;
  • умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • освоение универсальных учебных действий;
  • формирование аналитического мышления, умения объективно оценивать явления, события, собственные действия при выполнении учебных заданий;
  • формирование умения планировать и организовывать свою деятельность с учетом ее безопасности, распределять нагрузку.
  • формирование умения применять полученные знания из различных образовательных областей, умения и навыки в жизни, при возникновении нештатных ситуаций.

Образовательные:

  • работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), совершенствовать навыки самостоятельной работы;
  • точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, обосновывать суждения, проводить классификацию, обучение навыкам оформления научной работы и ее представлению;
  • формирование и совершенствование умений обобщать путем сравнения, постановка и решение проблем, рассуждение по аналогии, оперирование уже знакомыми геометрическими понятиями и фактами;
  • способствовать освоению системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования;
  • формировать готовность использовать приобретенные знания для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования;
  • организация закрепления тем и экономических понятий на специальных задачах, раскрывающих типичные экономические ситуации;
  • обучение производства экономических вычислений на реальных и условных примерах;
  • освоение системы (познакомить с системой знаний) знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
  • овладение умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
  • формирование опыта применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами.

Планируемые результаты

  • овладеть основными способами исследовательской деятельности;
  • решать задачи различного уровня сложности;
  • успешное выступление на различных конференциях и конкурсах;
  • решать комбинированные задачи путем перебора всевозможных ситуаций;
  • уметь использовать приобретенные знания для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования.
  • уметь производить экономические вычисления на реальных и условных примерах.
  • получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные.
  • применять знания о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами.
  • уметь объективно оценивать явления, события, собственные действия при выполнении учебных заданий.
  • овладеть умениями работать с различными источниками информации.

Формы аттестации обучающихся

  • подготовка презентаций;
  • решение задач;
  • статьи в СМИ;
  • научно-исследовательские работы обучающихся;
  • дипломы.

Срок реализации программы

Срок реализации дополнительной общеразвивающей программы технического направления два года (144 часа), базовый уровень, рассчитана на учащихся 9-11 классов (14-17 лет).

Режим занятий

  • Первый год - два часа в неделю, 72 часа в год.
  • Второй год - два часа в неделю, 72 часа в год.

Занятия разбиты на два модуля. Первый модуль - это изучение нового теоретического материала и отработка навыков решения задач. Второй модуль - разработка собственных проектов. Данная структура курса предполагает самостоятельность каждого модуля и его завершенность.

Материально-техническое оснащение программы

Теоретические и практические занятия проводятся на базе кабинета информатики. Это помещение оборудовано в соответствии с Санитарными правилами и нормами. «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» (утв. Постановлением Министерства здравоохранения Российской Федерации, Главного Государственного Санитарного врача Российской Федерации от 03.06.2003 N 118). Помещение имеют естественное и искусственное освещение. Программа разработана в соответствии СанПин 2.4.4.3172 - 14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». Кабинет, оснащенный по всем требованиям безопасности и охраны труда.

  • Столы ученические - 14 шт.
  • Стулья ученические - 14 шт.
  • Проектор Epson - 1шт.
  • Интерактивная доска - - 1шт.
  • Компьютер учительский - - 1шт.
  • Стул учительский - 1шт.
  • Принтер лазерный 1 шт.
  • Компьютер - 13 шт.
  • Стол компьютерный ученический - 13 шт.
  • Стул компьютерный ученический - 13 шт.
  • Офисный пакет Microsoft Office Professional.

Работа с родителями

  • Проведение родительских собраний.
  • Индивидуальные беседы и консультации.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

  • проведение лицейской научно-исследовательской конференции учащихся;
  • участие в научно-исследовательских и проектных конкурсах и конференциях различного уровня;
  • участие во Всероссийской олимпиаде школьников;
  • мониторинг знаний обучающихся.

См. продолжение программы