Проблемы формирования сопереживания, отзывчивости, доброты всегда стоят на первом месте у любого родителя, педагога, воспитателя, психолога. Ведь добрый человек не будет равнодушным.
Особенно это актуально в последнее время, когда в социальных сетях и в средствах массовой информации всё чаще появляются примеры жестоких издевательств над детьми, пожилыми людьми, домашними животными.
Именно поэтому, в рамках ежегодной недели естествознания в нашей школе, мы сконцентрировали своё внимание на разработке и проведении уроков-квестов и сопутствующих к ним мероприятий направленных на формирование у подростков бережного отношения к домашним животным. Объектом уроков были выбраны кошки, как одни из самых слабых и чаще подвергающихся жестокости домашних животных. Была выбрана параллель 7-х классов, так как тема «Класс Млекопитающие» есть в рабочей программе курса «Биология 5-9 класс».
Квест как форма проведения урока, когда учитель рассказывает историю, которая предлагает присоединиться к игре, решить проблему в процессе поиска ответов, используется в нашей педагогической и воспитательной деятельности достаточно часто. И на уроках, и на классных часах, и на внеурочных занятиях, и при проведении этапов учебной научно-практической конференции, и на предметных неделях.
Цель урока-квеста: формирование бережного и ответственного отношения к домашним животным.
Единица содержания: определение биологических и экологических особенностей домашней кошки.
Классы: 5-7.
Цель:
обучающий аспект:
- знать и применять экологические и биологические знания;
- знать основные правила содержания домашних животных и применять их при прохождении квеста.
развивающий аспект:
- развивать эмоциональный интеллект, формировать внимательное отношение к домашним животным;
- развивать логическое мышление (анализировать представленную информацию, делать выводы) при решении нестандартных задач;
- развивать коммуникативные навыки при работе в группе;
- развивать речь при выступлениях за команду;
- развивать умение планировать, осуществлять контроль и рефлексию своей деятельности и деятельности одноклассников.
воспитывающий аспект:
- воспитывать уважение к бережное отношение к животным, ответственность за домашних животных (на примере проблем с бездомными кошками);
- формировать ответственное отношение к проблемам бездомных животных, поддерживать желание оказать помощь, предлагать пути решения проблем;
- воспитывать культуру общения при работе в группах и парах, уважительное отношение к окружающим;
- развивать познавательный интерес к животным и их роли в жизни человека.
Оборудование: презентация к уроку с анимацией, карточки 25 вариантов продуктов питания, фотографии для этапа фотография с кошками и поездом и памятником коту в Санкт-Петербурге, рабочие листы команд, колокольчик для ведущих, таймер на мобильном телефоне, цветные крышечки в мешочке для распределения учащихся по командам.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Этапы урока:
- Подготовка к активной познавательной деятельности.
- Применение знаний и способов действий.
- Итог на рефлексивной основе.
Ход урока
Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности 3 мин | |
Задача: актуализация знаний и умений, обеспечение мотивации, принятия цели, готовности к активной учебно-познавательной деятельности. Метод: репродуктивный Форма работы: фронтальная |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Представление ведущих урок (учитель, психолог).
|
Эмоционально включаются в историю, игру. Формулируют тему и цель урока. |
Повторение правил работы в группе (команде).
|
Повторение правил работы в группе. |
Разделение на команды методом выбора.
|
Распределение (рассадка) учащихся на команды в классе после выбора.
|
Применение знаний и способов действий 35 мин. |
|
Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
|
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1 этап - Блиц-опрос 6 вопросов (Приложение 3).
|
Выполнение командой, запись в листах. Самооценка результатов. Выставление баллов в рабочий лист команды.
|
2 этап - Фотография. Команда получает лист с двумя фотографиями и задание (Приложение 5): Посмотрите внимательно на фотографии. Подумайте и запишите свою версию ответа на вопрос: Какая взаимосвязь между поездом с кошками и памятником кошке на улице Композиторов в Санкт-Петербурге?
Представление ответа: Памятник кошкам был поставлен в 73-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне, в честь животных, которые внесли свой неоценимый вклад в защиту продовольственных складов в период блокады Ленинграда и после неё.
|
Работа в команде 5 минут. Обдумывают и обсуждают ответ. Представляют ответ.
Оценивают свой ответ после представления правильного ответа.
|
3 этап - Накорми котёнка (собери корзину).
Предъявление ответов, проверка по слайду, объяснение ошибок с точки зрения биологии кошек как представителей отряда Хищных млекопитающих (с учётом возраста питомца).
|
Работа в команде 7 минут.
Проверка по окончании выбора. Анализ своих ошибок.
|
4 этап - Давайте делать добро! Подумайте, обсудите и предложите несколько гуманных вариантов решения проблемы уменьшения бездомных животных на улицах нашего города и его окрестностях. Представьте результаты классу.
Возможные варианты ответов:
|
Работа в команде 8-10 минут.
Обсуждение ведущими результатов после представления решения команд.
|
Подведение итогов урока на рефлексивной основе 7 мин. |
|
Задача: обеспечить анализ, оценку собственной деятельности и постановку новых задач каждым учеником с учетом поставленных в начале урока целей Метод: -продуктивный Форма работы: фронтальная |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организация самооценивания работы на уроке.
|
Считают итоговое количество баллов по трем этапам. Записывают итог в рабочий лист урока.
|
Организация итога на рефлексивной основе через написание мурквейна. |
Работа индивидуальная или в группе 5 минут.
|
Благодарность за урок от ведущих. |
Высказывают свои впечатления при желании. |
Выводы:
Урок-квест можно проводить в 5-7 классах, так как это наиболее оптимальный возраст, когда такой формат и материал игры позволяют формировать бережное отношение к братьям нашим меньшим. В поиске связей между фактами, повторяются знания из темы «Живой организм» в курсе «Биологии 5-9 класс». Дети, в семьях которых есть домашние питомцы (кошки), вспоминают правила содержания, а те, кто не имел данного опыта, узнают новое и хорошо запоминают его в процессе квеста.
Игра помогает актуализировать проблему бездомных животных, обратить на неё внимание. Связь с историческими фактами, маленькими подвигами домашних животных в годы Великой Отечественной войны, помогает осознать значение и вклад каждого в Победу. Что доброта, внимание, забота, привязанность - важная составляющая жизни.
Предлагая различные социальные инициативы на этапе «Давайте делать добро!» ребята высказывают и свои идеи, к которым они пришли в процессе обсуждения в команде, но и наблюдения, которые они почерпнули из социальных сетей или поездок по стране и заграницу.
В завершение учащиеся писали мур-квейны, некоторые мы хотели бы представить вашему вниманию:
7Б
Кот.
Благотворный, милый.
Помогать, спасать, любить.
Мы в ответе за тех, кого приручили.
Сострадание.Добро.
Чистое, искреннее.
Спасать, помогать, существовать.
Добро всегда побеждает зло!
Не забудь!Добро.
Простое, бескорыстное.
Поддерживает, помогает, передается.
Истинное добро делается без умыслов.
Благородство.
7В
Добро.
Человечный, сочувственный.
Уважать, любить, ценить.
Будьте добрее!
Милосердие.Кот
Добрый, неравнодушный.
Помогать, выращивать, любить.
Животные - друзья человека.
Добро.
7Г
Благотворительность.
Домашние, пушистые.
Спать, есть, прыгать.
Кошка - друг человека.
Добро.Благотворительность.
Сердце-разрывающий, доброжелательный.
Спасают, защищают, обеспечивают.
Не оставайтесь равнодушными к этой проблеме.
Помогай!
7М
Добро.
Искреннее, чистосердечное.
Распространять, помогать, заботиться.
Добро может делать каждый!
Мяу)Кошка.
Ласковая, пушистая.
Спит, охотиться, ест.
Кошки спасают мир, а мы - кошек.
Добро.
Список литературы и интернет-источников
- Акимушкин И.И. Домашние животные. - М.: Молодая гвардия. 1981.
- Ветсистема. Кошки. https://vetsystem.ru/koshki/
- Википедия. Бездомные животные. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5
- Военное обозрение. Как коты Родину защищали. https://topwar.ru/120114-kak-koty-rodinu-zaschischali.html
- Добро. Сайт волонтёров. https://dobro.ru/
- Зоодом. Удивительный мир животных. Кошки. Кормление кошек, котят. https://zoo-dom.com.ua/feeding.htm
- Зоодом. Удивительный мир животных. Кошки. Уход и содержание. Общие вопросы. https://zoo-dom.com.ua/acatalog/368/81/182.htm
- Кот, пёс и я. Кошки в годы войны. https://aroundpet.ru/koshki-v-gody-vojny/
- Культура РФ. Как коты помогали крестьянам и императорам. https://www.culture.ru/materials/175458/kak-koty-pomogali-krestyanam-i-imperatoram
- Официальный городской туристический портал «Visit Petersburg». https://www.visit-petersburg.ru/ru/news/2109/
- Официальный сайт мэра Москвы. 4 способа помочь бездомным животным в приютах. https://www.mos.ru/news/item/80718073/
- Пейдж Сузи Энциклопедия домашних животных. Кошки. - М,: Белый город, 1998.
- Сайт 4 travel. Как разные страны решают проьблему бездомных животных. https://34travel.me/post/city-animals
- Сайт Village. Иностранный опыт: Что делать с бездомными собаками? https://www.the-village.ru/city/abroad/120008-doghantery-chto-delat-s-bezdomnymi-sobakami
- Строй подсказка. Уличные домики для кошек: выбор, обустройство, установка. https://stroy-podskazka.ru/koshki/ulichnye-domiki/
- Форпост Северо-Запад. Иностранный опыт, или как общаются с бездомными животными в США, Европе и Индии. https://forpost-sz.ru/a/2018-12-18/inostrannyj-opyt-ili-kak-obrashchayutsya-s-bezdomnymi-zhivotnymi-v-ssha-evrope-i-indii