Проектная деятельность как современный метод обучения на уроках химии

Разделы: Химия, Общепедагогические технологии, Профессия — педагог

Классы: 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: проектная деятельность, химия


В современный образовательный процесс невозможно представить без новых методов обучения, которые построены на принципе саморазвития, активности учащихся как личности. Одним их таких современных методов является проектное обучение.

Результативность работы учителя оценивается по качественным показателям успеваемости. Но ни для кого ни секрет, что желание детей учиться катастрофически снижается. Проблеме качественного образования на всех ступенях образовательного процесса во всём мире придаётся особое значение. Эта проблема обозначена в приоритетных программах и российского образования.

Задача современной школы - формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность. В связи с этим, в образовательных учреждениях внедряется личностно-ориентированный и системно-деятельностный подход.

Для достижения высоких результатов в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения. Этим обусловлено распространение в школах методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие практического интеллекта. Оно помогает сформировать так называемый проектировочный стиль мышления, который соединяет в единую систему теоретические и практические составляющие деятельности учащихся, позволяет раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал личности ребенка. Кроме того, метод проектов позволяет всестороннее развить мышление школьников, умение самостоятельно пополнять свои знания.

Метод проектов возник в 20-х годах прошлого столетия в США. Его называли еще методом проблем. Основателем метода проектов считается американский педагог В. Килпатрик. Его работа дала начало целой педагогической библиотеке, посвященной данной методике. Возле истоков проекта также стояли русские ученые-педагоги В.М.Шульгин, Н.К.Крупская, Б.В.Игнатьев, М.В.Крупенина, Е.Г.Кагаров.

Сейчас метод проектов называют технологией четвёртого поколения, потому что дает возможность реализоваться обучающимся с различным уровнем обученности, творческим потенциалом и индивидуальными способностями.

Метод проектов позволяет учителю эффективно спланировать изучение темы, разносторонне представить предмет изучения, оригинально презентовать и найти практическое применение темы. Выступление перед аудиторией или проведение опроса, анкетирования развивает коммуникативные способности детей, помогает в социальной адаптации детей из небольших населенных пунктов в условиях быстро меняющегося информационно-технологичного мира.

Преподавание химии в школе сопровождается демонстрационным экспериментом, а также практикумом обучающихся в виде лабораторных или практических работ. Однако в современной школе проведение экспериментальных работ по предмету часто затруднено из-за отсутствия современного материально-технического оснащения. Некоторые химические опыты вредны для здоровья. Все это снижают интерес к обучению, мало кто из обучающихся способен «грызть гранит науки», проводя мыслительные эксперименты.

Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Но так как в классе есть дети с различными типами восприятия информации (кто легче воспринимает визуальную информации, кто - аудиоинформацию, а у кого-то смешанный тип восприятия), то все они способны реализовать себя в учебно-творческих или исследовательских проектах.

Так, программа курса химии УМК Г.Е. Рудзитиса позволяет органично использовать проектную деятельность школьников при изучении таких тем, как «Соединения химических элементов», «Растворение. Растворы.», класс; «Металлы, «Неметаллы», «Галогены», «Органические вещества» - 9 класс; «Углеводороды», «Спирты и фенолы», «Альдегиды и кетоны», «Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры», «Углеводы», «Азотсодержащие соединения», «Биологически активные вещества» - 10 класс; «Строение вещества», «Химические реакции», «Вещества и их свойства», «Химия и жизнь» - 11 класс. Существует множество приемов организации деятельности учащихся, которые возможно использовать при проектной деятельности.

Для проектной деятельности на уроках химии, я использую следующие виды проектов: исследовательские, индивидуальные и групповые, информационные.

Самый используемый мною на уроках, при работе в группах - метод учебных проектов (мини-проекты), в которых наиболее полно и обобщенно рассматривается материал определенной темы. На уроках я стараюсь составить такие задания для самостоятельного выполнения, чтобы ученики могли одновременно развивать память, речь, коммуникативные способности и использовать преимущества собственного типа восприятия информации, то есть самосовершенствоваться.

Я на своих уроках не пытаюсь всех сделать великими химиками, моя задача - помочь воспитанникам увидеть необычное в обычном, понять «как химия близка к жизни».

Результатом применения метода проектов является повышение интереса обучающихся к практической направленности уроков, некоторые дети самостоятельно начинают работать над исследовательскими проектами, например: ученический проект «Применение ацетилсалициловой кислоты в консервации овощей», «Метод гальваностегии как способ восстановления инструментов и деталей автомобиля». Ниже представлен эксперимент, который проводил обучающийся в рамках реализации проекта.

Эксперимент 1

Покроем таким способом медным покрытием метчик (инструмент для нарезания резьбы в отверстии) это облегчит работу с ним и уменьшит энергозатраты так как пара трения медь-сталь обладаем коэффициентом трения равным 0,27, а пара сталь-сталь коэффициентом 0,80(чем больше значение коэффициента, тем тяжелее осуществлять вращение метчика). На первом фото изображен метчик до обработки, он подвержен коррозии. На втором фото изображен метчик после обработки, он более устойчив к коррозии.

Следующим этапом в своей работе я вижу связь учебного материала курса химии в с реализацией социальнозначимых проектов.

Да, проектная деятельность требует огромной работы, времени. Но увидев результаты детей и их радостные лица, после выполнения проектов, это того стоит.

И в заключении хотелось отметить, что через проектное обучение осуществляется развитие и саморазвитие личности ребенка, устанавливается связь между учебными предметами. Я, как учитель химии, заинтересована в том, чтобы мои ученики занимались проектной деятельностью, так как это поможет им расширить свои знания, анализировать информацию, все это необходимо выпускнику современной школы.

Литература

  1. Белых С.Л. Управление исследовательской активностью ученика: Методическое пособие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев. 2-е, испр. доп. изд. / Под ред. А.С.Обухова. - Ижевск, 2007.
  2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М., 2000.
  3. Гузеев В.В. «Метод проектов, как частный случай интегральной технологии обучения» // Директор школы. - 1995 г. - №6
  4. Килпатрик У.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогичеком процессе - Л., 1925.
  5. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. - М.: Педагогическое общество России, 2005.