Применение технологии обучения в сотрудничестве на уроках английского языка в рамках проектной деятельности учащихся

Разделы: Иностранные языки

Класс: 8

Ключевые слова: проектная деятельность


Самая большая на Земле роскошь - это роскошь человеческого общения.
Антуан де Сент-Экзюпери

С переходом на работу по стандартам второго поколения современная школа ставит перед нами, учителями, новые задачи, направленные на формирование личности, способной к саморазвитию, самосовершенствованию, самостоятельно принимать решения, находить пути их реализации, ориентироваться в информации, добывать знания, обладать коммуникабельностью, уметь применять приобретенные знания в практической ситуации и повседневной жизни, другими словами - уметь учиться. Говоря же об иностранном языке, основной целью обучения становится формирование коммуникативной иноязычной компетенции. А ведь именно обучение устному общению является одной из наиболее актуальных и сложных проблем современной методики.

Научить школьников общаться на иностранном языке в условиях учебного процесса - задача достаточно сложная. Ведь естественную речь стимулирует не необходимость, а потребность в реальном общении.

Недостаток активной устной практики на уроке английского языка, стремление повысить эффективность обучения, побудило меня использовать технологию обучения в сотрудничестве на своих занятиях.

Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики формирования и развития навыков самостоятельной деятельности обучающихся, в частности мотивации общения на английском языке посредством использования технологии сотрудничества.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

  • создание условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях;
  • стимулирование учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;
  • использование способов и приемов, направленных на становление активной позиции школьника;
  • стимулирование учащихся к самоценной образовательной деятельности, обеспечивающей возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

Основная идея использования технологии сотрудничества заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Главное ее отличие от обычной групповой работы в том, что дети не просто что-то выполняют вместе, а вместе учатся. В процессе обучения они обмениваются идеями, мнениями, информацией. Эффективность уроков повышается благодаря тому, что на них работают все учащиеся. Они учатся слушать и слышать. Все чувствуют себя раскованно. Работая в малых группах, каждый получает возможность реализоваться в том, что является его сильной стороной, и получать помощь в том, в чем он слабее других. Сотрудничая, мои ученики учатся работать без контроля с моей стороны, совместно с товарищами, стремясь к достижению поставленной цели. Обучение групповому взаимодействию на моих уроках стало не только методом обучения устной речи, а естественным компонентом учебного процесса. Ведь использовать данную технологию можно не только при обучении детей монологической, диалогической речи, а также при формировании у них навыков чтения, письма и изучении грамматического материала.

Вне зависимости от выбираемого мною варианта данной технологии, при организации деятельности учащихся я соблюдаю основные принципы обучения в сотрудничестве.

Организацию обучения в сотрудничестве я начинаю с формирования групп с учетом психологической совместимости детей. Оптимальный состав группы - 4-5 человек. При этом в каждой группе должен быть "сильный", "средний" и "слабый" ученики, девочки и мальчики. Если группа на протяжении нескольких уроков работает слаженно, дружно и продуктивно, нет никакой необходимости менять ее состав.

Как показывает практика, наиболее удачными оказываются группы, где их члены дополняют друг друга: один работоспособен, но не эмоционален; другой обладает личным опытом, но слабо успевает; третий мало знает, но интересуется данным вопросом. В процессе работы возникает чувство сотрудничества, взаимной поддержки.

Участие в речевом общении предполагает владение мотивом деятельности, определяемым коммуникативным заданием, и совершение речевого поступка в соответствии с этим мотивом.

Если группам предстоит решить одну и ту же проблему, целесообразно сообщить о цели задания после организации групп. Для обсуждения разных проблем задания лучше объявлять до формирования групп. Тогда учащиеся, интересующиеся одной темой, смогут объединиться для совместного творчества. Роли обычно распределяются учениками, в некоторых случаях я делаю это сама.

Обычно оцениваю работу не одного ученика, а всей группы. На таких уроках отметку ставлю не столько за знания, сколько за старания и усилия учащихся. Зачастую на промежуточном этапе работы результаты труда каждого члена группы оценивает лидер.

На заключительном этапе работы сама, как правило, выбираю учащегося из каждой группы, который должен отчитаться за выполненную работу. Это может быть и "слабый" ученик. Способность "слабого" ученика обстоятельно изложить результат совместной работы означает, что группа справилась с заданием и учебно-педагогическая цель достигнута. Ибо цель любого задания не формальное его выполнение (правильно/неправильно), а усвоение материала каждым участником группы.

В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках предоставляемого опыта я использую разнообразные формы учебно-воспитательной работы. Помимо традиционных уроков, групповых и самостоятельных занятий это и уроки-конкурсы, уроки-презентации проектов.

Как показывает практика, необходима определенная подготовка учащихся к подобным занятиям, а именно владение лексико-грамматическим материалом в рамках данной темы, знание речевых клише и умение употреблять их в речи. Поэтому на начальном этапе обучения я обычно беру на себя роль организатора общения, поддерживая обсуждение уточняющими репликами, наводящими вопросами; обращая внимание на оригинальные мнения участников, спорные моменты; снимая возникающее напряжение. Со временем роль ведущего передаю одному из участников групп. С помощью специальных упражнений школьники учатся запрашивать, уточнять информацию, вступать в разговор, вовлекать в него других участников, эмоционально адекватно реагировать на реплики партнеров по общению, соглашаться или не соглашаться с мнениями других.

Современные школьники широко используют умения и навыки работы с различными гаджетами: компьютерами, планшетами, ноутбуками и, конечно, смартфонами. Но одно дело пользоваться готовыми материалами, а другое-создать свои, основанные на собственном жизненном опыте, обусловленные своими интересами. Так возникла идея разработки учебных видеороликов и презентаций. Начиная с 8 класса, ребята готовят видеоролики и презентации, связанные с изучаемой темой. Это проектная работа, определяемая периодом времени в учебную четверть.

Каждая микро-группа представляет свой проект на заключительных уроках четверти, готовя обязательно несколько вопросов для проверки внимания и обсуждения всей группой. Они позволяют организовать живое общение, вовлечь всех или большинство участников в обсуждение вопроса, предполагает напряжение мысли, которое возникает в раздумьях, в столкновениях различных точек зрения, стимулирует речевую активность и самостоятельность суждения.

В заключение хотелось отметить: мой опыт и наблюдения показали, что применение технологии обучения в сотрудничестве на уроках английского языка способствует повышению эффективности овладения иностранным языком и является одним из источников интенсификации учебного процесса, так как повышает мотивацию учащихся и улучшает результативность их учебного труда. За последние 3года ребята создали целую копилку видеоматериалов к урокам с 7 по 9 классы. В ней авторские видеоролики, презентации к таким темам, как «Я и мои друзья», «Великие и знаменитые», «Успешный человек-какой он?», «Я и здоровый образ жизни», «Человек и природа», «Экологические проблемы и возможности их решения» и другие.

Практика показывает, что вместе учиться не только легче, но интереснее и значительно эффективнее. И это касается как академических успехов по предмету, так и интеллектуального и нравственного развития детей. Помочь друг другу, вместе решить проблему, дойти до истины, разделить радость успеха и горечь неудачи - такие качества пригодятся ребятам и в школе, и в жизни.

Список литературы

1. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н.Д.Гальскова, Н.И.Гез. - М.: Академия, 2008.

2. Иностранный язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / М.3.Биболетова, М.В.Вербицкая, К.С.Махмурян, И.Н.Трубанева; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. - М.: Просвещение, 2012.

3. Конышева, А.В. Контроль результатов обучения иностранному языку / А.В.Конышева. - СПб.: КАРО, 2004.

4. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс / Е.И.Соловова. - М.: Астрель, 2010.

5. Миниханова О.А. Технология обучения в сотрудничестве на уроках иностранного языка (электронный ресурс: http://sibac.info/studconf/hum/xxxi/41652)

6. Павлова Е.А. Организация групповой формы работы на уроке иностранного языка // Фестиваль педагогических идей.http//urok.1sept.ru/articles/565289/