Программа внеурочной деятельности по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». Оборонно-спортивный кванториум «Сателлит»

Разделы: ОБЖ, Внеклассная работа

Классы: 7, 8


Информационная карта

Тип педагогической программы

Программа внеурочной деятельности

Вид программы

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

Контингент обучающихся

Учащиеся 8-9 классов

Цель Программы

Оказание содействия кадетам методам обеспечения личной безопасности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности и общества; приёмам оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях; дать понятие о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.

Задачи Программы

  • формировать ценностную и патриотическую национальную самоидентификацию своих воспитанников как достойных граждан Великой России;
  • давать воспитанникам духовно-нравственную и государственническую патриотическую социализацию, основанную на национальных исторических ценностях, принятых в обществе правилах и нормах поведения;
  • ориентировать участников образовательного процесса на совершении кадетами нравственного жизненного выбора для труда и службы.

Сроки освоения Программы

Продолжительность реализации Программы - 2 года

Объем внеурочной деятельности

34 часа в год

Режим занятий

1 час в неделю

Ведущие принципы

реализации Программы

  • Принцип развития - путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.
  • Принцип целостно-смыслового равенства. У педагога, офицера-воспитателя и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства.
  • Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.
  • Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.
  • Принципы организации и самоорганизации, (активность кадета, его мотивированность, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность).

Ожидаемые результаты реализации Программы

  • овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
  • формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
  • овладение обучающимися навыками оказания первой медицинской помощи;
  • развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли;
  • развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Виды и формы контроля

Текущий контроль (беседа, опрос, портфолио учащегося), промежуточная аттестация (тестирование)

Пояснительная записка

Древние римляне говорили: «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи»

В нашей стране сформирована и активно функционирует обязательная и добровольная системы подготовки населения к личной, общественной и государственной безопасности.

В настоящее время в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан привычек защиты окружающей среды, самообороны, здорового образа жизни, возрастает роль и ответственность системы образования. Только через образование можно обеспечить повышение общего уровня культуры населения страны, региона в области безопасности жизнедеятельности и снижение отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовать в кадетской школе через всестороннее рассмотрение вопросов программы внеурочной деятельности по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» оборонно-спортивный кванториум «Сателлит», содержание которого охватывает теорию и практику защиты человека от опасных, вредных факторов и чрезвычайных ситуаций, оказание первой медицинской помощи, огневую подготовку, правовую подготовку и знание практической психологии.

Актуальность программы заключается в том, что она разработана для обучающихся кадетской школы и учитывает то, что главными ценностями становятся национальная безопасность страны, жизнь и здоровье человека. Предметы и курсы в области управления рисками и безопасности поведения становятся самыми популярными среди молодежи. Молодежь выбирает культуру безопасности.

Содержание курса в целом отражает государственную образовательную политику в вопросах подготовки к самостоятельной жизнедеятельности.

Внеурочные занятия по Программе признаны способствовать формированию у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, навыков безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера и индивидуальной системы здорового образа жизни. Результатом внеурочных занятий Оборонно-спортивного кванториума «Сателлит» составляет подготовка и результативное участие кадет во Всероссийском военно-патриотическом общественном движении «Юнармия», а также работа в различных секциях и клубах по военно-патриотическим программам, которые разрабатываются в городских, республиканских, всероссийских общественных организациях и учитывают специфику и особенности в вопросах безопасности и организации зашиты населения.

Оборонно-спортивный кванториум «Сателлит» рассчитан на 34 учебных часа для учащихся 8-9 классов (из расчета 1 час в неделю).

Оборонно-спортивный кванториум «Сателлит» - это курс обучения кадетов-учащихся в системе боевой подготовки, имеющей целью выработки у них выправки, подтянутости и выносливости, а также подготовка кадет, как подразделения, к слаженным действиям в различных чрезвычайных ситуациях.

Данная программа имеет военно-профессиональную ориентацию - она является элементом научно-обоснованных организационных и психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование у кадетов-учащихся психологической готовности к различным ситуациям.

Содержание программы помогает кадету оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы, способствует созданию положительной мотивации обучения в кадетской школе. Перспективным является использование современных образовательных технологий, роль которых постоянно возрастает при профильном обучении на второй ступени средней школы.

Оборонно-спортивный кванториум «Сателлит» с одной стороны, соответствует познавательным возможностям и способностям кадетов, а с другой стороны, предоставляет ученику возможность работать на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию. Содержание программы предоставляет собой расширенный, углубленный вариант различных разделов базового учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Программа ОБОРОННО-СПОРТИВНЫЙ КВАНТОРИУМ «САТЕЛЛИТ» имеет модульную структуру:

Название модуля

Всего

Теория

Практика

8 класс

9 класс

8 класс

9 класс

8 класс

9 класс

1

Модуль «Огневая подготовка»

6

8

6

5

0

3

2

Модуль «Армейский рукопашный бой»

10

7

4

3

6

4

3

Модуль «Оказание первой медицинской помощи»

6

7

6

4

0

3

4

Модуль «Правовая подготовка»

6

6

6

6

0

0

5

Модуль «Практическая психология»

6

6

3

3

3

3

Преподавание курса осуществляется преподавателем - организатором ОБЖ или специалистом, прошедшим соответствующую подготовку в системе дополнительного образования. Изучение курса заканчивается итоговой аттестации в форме дифференцированного зачета.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Специфика Программы ОБОРОННО-СПОРТИВНЫЙ КВАНТОРИУМ «САТЕЛЛИТ» требует особой организации учебной деятельности кадета в форме деятельностного подхода. Кадетское воспитание играет важнейшую роль, как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона образования связана с дисциплинированностью кадетов; выработки у них быстроты и четкости действий; приобретение навыков, которые необходимы на занятиях по тактической, стрелковой, специальной подготовке и по другим предметам обучения, духовная - с нравственно-патриотическим развитием кадетов. Практическая полезность Программы ОБОРОННО-СПОРТИВНЫЙ КВАНТОРИУМ «САТЕЛЛИТ» обусловлена эффективным, всесторонним развитием личности школьника-кадета.

Модуль «Огневая подготовка» является составной частью начальной военной подготовки и представляет собой систему мероприятий, направленных на усвоение кадетами теоретических знаний, привитие им умений и навыков, необходимых для уверенного владения оружием при выполнении служебных задач.

Основными задачами огневой подготовки кадетов являются:

  • формирование необходимых морально-психологических качеств и личной ответственности за выполнение служебного долга;
  • выработка прочных навыков в обращении с оружием и его применении в различных ситуациях и условиях служебной деятельности;
  • подготовка сотрудников, умеющих принимать правильные решения в экстремальных условиях;
  • привитие методических навыков в организации и проведении занятий по огневой подготовке.

Модуль «Армейский рукопашный бой» способствует общему укреплению, развитию и закаливанию организма, является основой и неприемлемым условием формирования у кадетов физической силы, быстроты, гибкости, выносливости, ловкости, составляющих базу, основу, которая показывает уверенное, надежное и скорее решает задачу воинского обучения.

Задачи модуля «Армейский рукопашный бой»:

  • обучать технике и тактике армейского рукопашного боя. Прививать ценности здорового образа жизни, историю развития и традиции армейского рукопашного боя.
  • формировать потребность в регулярных занятиях физической культуры и спортом, в ведении здорового образа жизни
  • вырабатывать двигательные умения и навыки.
  • развивать двигательные способности детей в армейском рукопашном бою: гибкость, быстроту, силу, специальную выносливость.
  • формировать нравственные ценности, такие как совесть, доброжелательность, толерантность. Воспитывать чувство справедливости, независимости, внутренней свободы, ориентировать личность на общечеловеческие ценности: человек, здоровье, познание, труд, отечество.
  • способствовать укреплению здоровья, повышению работоспособности воспитанников; развивать физические способности, необходимые для овладения армейским рукопашным боем.

Модуль «Оказание первой медицинской помощи» направлен на обеспечение эмоционально-целостного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о правилах оказания первой медицинской помощи, а также на формирование способности использовать приобретенные знания в практической деятельности.

Данный модуль способствует углублению знаний учащихся по основам медицинских знаний, выработке дополнительных умений и навыков диагностирования заболеваний, оказания перовой доврачебной медицинской помощи, выполнению некоторых предписаний врача по уходу за больным.

Задачи модуля «Оказание первой медицинской помощи»:

  • в сравнительно короткое время каждого занятия научить учащихся определенным практическим навыкам, приемам первой медицинской помощи;
  • воспитание бережного, ответственного отношения к своему здоровью, окружающему миру, любви, уважения к родителям, пожилым, больным.

Модуль «Правовая подготовка» направлен на ознакомление с положениями основных российских законов, воспитание у учащихся уважения к закону, формирование уверенности в том, что права молодых людей могут быть надежно защищены, укрепление авторитета правоохранительных органов.

Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе. Задачи модуля «Правовая подготовка»:

  • информирование воспитанниц об основных нормативных документах, законопроектах, регулирующих и защищающих их жизнедеятельность;
  • формировать у воспитанниц умения, навыки, привычки правомерного, антиобщественного, антисоциального поведения;
  • воспитание желания жить и трудиться, соблюдая нормы гражданского права;
  • воспитание чувства ответственности за совершённые дела и поступки.

Модуль «Практическая психология» призван помочь учащимся изучить личность потенциального преступника и его предположительную модель поведения в разных ситуациях. Также психологическая подготовка дает толчок к последующей самодисциплине, помогает вырабатывать и совершенствовать лидерские качества и аналитические способности.

Задачи модуля «Практическая психология»:

  • Научить работать в коллективе, принимать коллегиальные решения. Познакомить учащихся с общечеловеческими нормами нравственности.
  • Сформировать потребность понимать другого и уважать его позицию, точку зрения.
  • Познакомить с правилами вежливости, выработать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома.
  • Научить приемам самоконтроля и самовоспитания.
  • Развить качества и навыки (лидерских, коммуникативных, ораторских, организационных), необходимых для лучшей адаптации подростка в обществе, его социализации и личностного развития.

Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности

Формирование образовательной среды предполагает предоставление доступного и качественного дополнительного образования, обеспечивающее развитие интеллектуальных способностей обучающихся, их культурного потенциала, а также создающей основы для духовной и физической подготовки кадетов и осознанного выбора служению Отечеству на гражданском и военном поприще. Практическая значимость проекта предполагает

1) удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей обучающихся, повышение уровня образовательных результатов, развитие интеллектуальных способностей, их культурного потенциала в ходе интеграции основных и дополнительных общеобразовательных программ;

2) формирование необходимых компетенций у педагогов, работающих в системе основного и дополнительного образования.

В период проведения теоретических и практических занятий ученик научится:

  • теоретическим и историческим основам огневой подготовки;
  • правильно прицеливаться, и умело выполнять стрельбу из пневматической винтовки;
  • быстро надевать противогаз ГП - 5 и защитный комплект ОЗК;
  • ориентироваться на местности;
  • умело действовать в составе отделения, в тактической подготовке;
  • выполнять нормативы по физической и медицинской подготовке;
  • правилам и командам построений в движении и в условиях боя;
  • выполнять обязанности кадета перед построением в строю, строго соблюдать установленные правила ношения форменного оборудования для воспитанников кадетских классов.

Ученик получит возможность научиться:

  • дисциплине, осторожности;
  • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • принятию и освоению традиций, ценностей, формы культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны.

В результате реализации программы обучающийся узнает:

  • потенциальные опасности социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной, общественной и государственной безопасности;
  • систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от всех видов угроз;
  • государственную политику противодействия терроризму;
  • что такое патриотизм и формы его проявления;
  • основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности и успехи личности;
  • основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
  • основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
  • основные права и обязанности обучающихся в области гражданской ответственности;
  • признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях;
  • основы здорового образа жизни;
  • правила поведения в различных ситуациях.

В результате реализации программы обучающийся должен уметь:

  • предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
  • принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • действовать при угрозе террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
  • проявлять гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну в поступках и делах;
  • эмоционально положительно принимать свою региональную идентичность;
  • уважать личность и ее достоинства, доброжелательно относится к окружающим;
  • уважать ценности семьи,
  • с оптимизмом воспринимать окружающий мир;
  • давать позитивную моральную самооценку;
  • быть готовым и способным к выполнению норм и требований, прав и обязанностей гражданина;
  • вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
  • конструктивно разрешать конфликты;
  • иметь устойчивый познавательный интерес к вопросам патриотизма и гражданственности;
  • быть компетентным в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • понимать и сопереживать чувствам других людей.

См. продолжение Программы