«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений»
(Л.Н. Толстой)
ФГОС ориентирован на становление ключевых характеристик выпускника, среди которых важными являются осознание ценности творчества, способность к творческой деятельности.
Поэтому одной из задач учителя является создание условий для развития и реализации творческого потенциала учащихся.
Для достижения данной задачи в 5 классе я использую разнообразные творческие домашние задания. Я предложила учащимся составить не только задачи из повседневной жизни, но и задачи с использованием краеведческого материала про родное село. Удачные и интересные работы затем используем для работы в классе, во время проведения математической недели и т.д. Такое внимание «авторам» очень приятно.
Задачи из повседневной жизни
- У Дамдина 400 рублей. Он хочет купить в магазине «Дархан» 4 кг яблок. 1кг яблок это 3 яблока, а 1 яблоко стоит 33 р. Хватит ли ему денег для покупки 4 кг яблок? (Базаров Аюр) Номина, Ксюша, Аюр и Намжил съели пирог. Номина съела 3/16 пирога, Ксюша - 2/16, Аюр - 5/16. Какую часть пирога съел Намжил? (Раднаева Номина)
- После удачной рыбалки Бато принес 14 карасей. Из этого количества сварили уху. Сколько осталось карасей? (Базаров Аюр)
- Из Улан-Удэ и Хилганы, расстояние между которыми равно 420 км, навстречу друг другу выехали одновременно две машины и встретились через 3 ч после начала движения. Скорость одной из машин равна 62 км/ч. Найдите скорость второй машины. (Сорокин Намжил) Мама сварила 27 бууз. Сэсэгма съела 1/9 всех бууз, Чингис съел 1/6, а Дулма -1/4, а Цырен - 1/3. Сколько бууз осталось? (Базаров Аюр)
- Отец налил телочке воду, а корове нужно в 2 раза больше. Сколько воды выпивает корова, если вместе с телочкой они выпивают 18 л? (Баяндуева Номина)
Задачи про родные села
При решении данных задач будут получаться числа, которые имеют отношение к истории сел Хилгана и Борогол.
Решите задачу и узнаете длину реки Баргузин, которая протекает справа от Хилганы.
Задача 1. В поселке N проживает 1440 жителей, из которых составляют дети. Сколько детей в поселке N?
Решите задачу и узнаете расстояние между селами Хилгана и Борогол.
Задача 2. Булат задумал число. Если его увеличить в 11 раз, а полученный результат уменьшить на 23, то получится 54. Какое число задумал Булат?
Решите задачу и узнаете год основания начальной школы в селе Хилгана.
Задача 3. Бэлигто заплатил 7816 рублей на кредит, теперь ему осталось заплатить от этой суммы. Сколько осталось заплатить Бэлигто?
Решите задачу и узнаете год построения двухэтажного здания Хилганайской школы.
Задача 4. Один самолет летел 3 часа со скоростью 353 км/ч, а другой - 4 часа со скоростью 235 км/ч. Какое расстояние они пролетели вместе?
Решите задачу и узнаете количество учителей Хилганайской школы.
Задача 5. 1/6 учителей всех учителей составляют мужчины. Сколько всех учителей, если учителей женщин в коллективе 15?
Решите задачу и узнаете год образования Борогольской начальной школы.
Задача 6. У Даримы было 3053 р. Она купила шоколадку за 50 р., журнал за 132 р., и 4 фотоальбома, стоимостью 231 р. каждый. Сколько денег осталось у Даримы?
Решите задачу и узнаете количество учащихся в школе.
Задача 7. Турист проходит путь длиной 115 км от Гарги (Курумканский район) до Хилганы. Сначала он едет на велосипеде 3 часа со скоростью 16 км/ч, и шел пешком 3 часа со скоростью 4 км/ч. Сколько километров ему осталось пройти?
Решите задачу и узнаете год открытия современного здания ДК.
Задача 8. Три бригады трактористов вспахали 4808 га земли. Первая бригада вспахала 1600 га, а третья - на 345 га меньше, чем первая. Сколько гектаров земли вспахала вторая бригада?
Решите задачу и узнаете год образования Хилганайского сельского совета.
Задача 9. Для покраски школьного кабинета родительский комитет закупил 4 банки краски по 493 р. Каждая. Сколько денег потратил родительский комитет на покраску?
Решите задачу и узнаете количество человек, ушедших на фронт Великой Отечественной войны из сел Хилгана и Борогол.
Задача 10. В первый день магазин «Дархан» продал 80,5 кг муки, а во второй - на 7,3 больше. Сколько килограммов муки продал магазин за два дня? Результат округлите до целых.
Таким образом, выполнение творческих работ позволяет повысить интерес к изучаемым темам у всех учащихся. Не секрет, что не все ученики нашей школы знают историю нашего села.
Мы решили интегрировать математику и историю малой Родины.
Такой подход дает двойной результат: развитие математического аппарата и привитие любви к родному краю.
Если они составят и решат задачи, то узнают много полезной информации о нашем селе. Благодаря творческим работам, ребята овладевают способностью переводить сложный математический материал в мир фантазий и красок.