Основным содержанием концепции духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.
Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.
Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Одним из требований ФГОС нового поколения являются личностные результаты образования. Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала выпускника школы. Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
Педагогический коллектив нашей школы одной из важных задач ставит перед собой воспитание активной гражданской позиции учащихся. Этот процесс происходит в рамках различных направлений воспитания, в том числе и духовно-нравственного. Краеведение - одно из важных средств духовно-нравственного воспитания.
Все мы помним песню «С чего начинается Родина?». А что для наших учеников - Родина? На уроках обществознания, рассказывая о пространстве, где мы живём, я получила такие ответы: «Родина - это то, где находится моя семья. Родина - это мой дом. Родина - это русская природа. Родина - это моя школа. В ней хорошо, уютно и тепло».
Трудно объяснить и перечислить все причины и проявления любви к родному краю, городу, деревне. Невозможно любить то, что не знаешь. В связи с этим главная задача школьного краеведения - познакомить учащихся с малой родиной, открыть им новые страницы ее истории, культуры, литературы, познакомить с людьми, которые отдали этому краю частицу своей души, раскрыли здесь свой талант, работали и продолжают работать на благо своего родного края. Краеведение предполагает комплексное изучение родного края.
Воспитывая любовь к малой Родине и, формируя гражданскую позицию, мы показываем учащимся связь родного края с Родиной, почувствовать причастность к ней каждой семьи и принять своим долгом и честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.
Ценность краеведческой работы состоит в том, что она позволяет учащимся создать цельную систему знаний по истории родного края, расширить познавательную сферу, развить исследовательские навыки и творческие способности, выработать навыки самообразования. Таким образом, изучение краеведческого материала является важным средством предметного, метапредметного, но и духовно-нравственного воспитания личности школьника. В массовой школе перед учителем возникает проблема школьники мало знают историю родного края, даже не по причине равнодушия, а в силу малой информированности.
Решая данную проблему, много лет занимаясь краеведческой работой по разным направлениям, я подготовила с детьми разные проекты: «Сердце, отданное детям» (о жизненном пути директора Нижнеивкинской школы Заслуженного учителя РСФСР Заузолкова Г.Е.), «История создания хоккейной команды», «Дети войны», «Опасность бродячих собак на улицах поселка Нижнеивкино», «О чем рассказала реликвия…»… Результаты исследовательской работы школьников весьма впечатляющи: огромный интерес к изучению родного края, желание поделиться результатами работы со сверстниками, желание помочь в ликвидации проблем, существующих в масштабах поселения…
Сегодня я познакомлю вас с результатами проекта «Из истории школы поселка Нижнеивкино», в котором отражены совместные результаты деятельности школьников, родителей школьников и педагогов. В ходе поисково-исследовательской работы учащиеся использовали следующие методы: работа в архиве, интервьюирование, анализ и синтез полученной информации, моделирование.
Результатами работы в данном направлении можно считать:
- Диплом победителя в рамках школьной научно-практической конференции.
- Диплом победителя в рамках районной краеведческой конференции.
- Сертификат участника на областной краеведческой конференции.