В статье поднята проблема возможности формирования компетенции будущего - креативности - посредством метода синектики. Автор провел анализ современной образовательной ситуации, а также определил главную цель педагога XXI века. В результате был сделан вывод о целесообразности развития креативности, предложены универсальные педагогические приемы метода синектики.
Новые технологии, глобализация, демографические проблемы изменили общество - знаний о некоторых фактах недостаточно, чтобы достичь жизненного успеха в современном мире. Каждые десять лет объем информации в мире удваивается, поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня наиболее востребованными. Следовательно, актуальным вызовом современному образованию является формирование особых навыков - навыков XXI века, которые называют «мягкими» навыками, или «гибкими» навыками (компетенциями), или softskills.
Система образования уже сейчас должна успешно справляться с формированием «гибких» компетенций, но эту задачу невозможно решить в отрыве от базового образования. Задания на оценку softskills (критического мышления, поиска решения в условиях заданной жизненной ситуации) присутствуют в ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. В статье «Учебник обществознания как средство формирования soft-skills» кандидат педагогических наук, автор учебников по обществознанию и ведущий эксперт ЕГЭ О.Б. Соболева пишет о недостаточной сформированности мягких навыков для успешности учащихся [3, с. 53]. Соответственно, главная цель современных учителей - обеспечить любому ребенку уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении не только в школе, но и в течение всей жизни. Поэтому задача развития soft skills особенно актуальна сегодня. Исследователи образования и работодатели признали наиболее важными для обучения, эффективной работы и жизненного успеха четыре навыка XXI века, или 4К (компетенции будущего): критическое мышление, креативность, коммуникация, координация.
Креативность - или творческое мышление - способность к дивергентному (разнонаправленному) мышлению, включая умение генерировать идеи, быстродействие, гибкость и своеобразие. Креативность может существовать на разных уровнях: подражание (создание идентичной копии), изменение (создание нового качества объекта за счёт изменения одного или нескольких его свойств при сохранении остальных), комбинирование (соединение двух или более объектов в один новый), преобразование (перевод существующего объекта в различные промежуточные формы или в другую форму), создание нового [4, с. 148-153].
Новые веяния времени требуют от педагогов постоянной активной позиции и выхода за рамки традиционных форм, методов обучения и воспитания. Метод синектики является эффективным средством формирования креативности учащихся.
В переводе с греческого языка «синектика» означает «совмещение разнородных элементов». Разработчиком метода является американский исследователь Уильям Гордон, который сформулировал его в 1961 году в книге «Синектика: развитие творческого воображения». В современной педагогике под синектикой понимается метод коллективной творческой деятельности и учебного исследования, основанный на целенаправленном использовании интуитивно-образного и метафорического мышления участников [2, с. 258-259]. Обучающиеся выполняют задания с помощью свободного размышления и вдохновения, интуиции, что позволяет активизировать их мыслительную деятельность в отсутствии готовых решений, которые можно списать из учебника или Интернета. Задача учителя - привести учащихся к озарению.
В синектике используются несколько видов аналогий.
1. Реальная (прямая) аналогия. Она является самой простой и предсказуемой, подразумевает очевидное сравнение объектов. Это любая похожесть, основанная на сравнении. Классическим примером прямой аналогии является знакомое из уроков геометрии доказательство подобия треугольников.
Рассмотрим применение приема «Игра с дефинициями (понятиями)» на уроках обществознания.
- Перед вами иллюстрации, сравните: что их объединяет? Найдите сходство.
(политический лидер, источники права, общество как система).
2. Символическая (обобщенная) аналогия. Позволяет выразить и определить суть проблемы, используя метафоры и разнообразные сравнения. Например, урок географии по осадкам может именоваться «слезы Неба».
Приведу пример из опыта работы со сложным для понимания учащихся процессом - работа фондовой биржи. Используем приём «Игра с метафорой». Сравним фондовую биржу с мукомольной ветряной мельницей.
- Без каких элементов невозможно функционирование мельницы? Предложите аналогичные элементы для устройства фондовой биржи.
Энергия ветра |
СМИ, слухи, инсайд |
Лопасти |
Инвесторы (стремятся пополнить свой бюджет в условиях инфляции) |
Зёрна |
Ценные бумаги (акции, облигации …) |
Работники |
Брокер / доверительный управляющий |
- Догадались, что будет результатом работы нашей мельницы? (Мука - прибыль как для инвесторов, для брокеров, так и для государства в форме налогов).
3. Субъективная (личная) аналогия. Подразумевает собственное видение проблемы через призму своих убеждений и оценок.
- Для меня аналогия фондовой биржи - это пчелиный рой, который первоначально вызывает опасение, но на деле является организованным сообществом.
- Ребята, а какая у вас возникает аналогия?
Учащиеся также предлагали муравейник, паутину.
Результатом применения приемов метода синектики в обществознании является формирование понимания работы фондовой биржи учащимися.
Таким образом, синектика обладает широким практическим применением. Метод можно использовать:
- при работе с различными источниками информации;
- на разных этапах урока: актуализации знаний, целеполагания, на этапе закрепления материала;
- на уроках различного типа: изучения нового материала, закрепления, исследования.
Метод синектики универсален для всех школьных предметов. Например: в физике строение атома представлено по аналогии со строением Солнечной системы, а на уроке изобразительного искусства архитектурный комплекс Кижи можно сравнить с муравейником.
Уникальность метода заключается в том, что не навязываются определенный тип и подход к решению проблемы и поощряется творческая активность и деятельностный подход. Ученики с удовольствием погружаются в творческий процесс, конструируя свои знания. А для учителя всегда есть возможность разобрать сложившуюся картину на составляющие части, и приступить к новому синтезу.
Объективным показателем работы, подтверждающим эффективность данного опыта, является повышение качества знаний на 15 % по темам, которые традиционно вызывали затруднения у учащихся.
Показателем эффективности использования метода синектики служит позитивная рабочая атмосфера на уроке, где как взрослый, так и ребенок чувствует себя комфортно: не боится критики, слишком оригинальных, порой нелепых идей и не боится рисковать. Ведь как говорил Антон Семёнович Макаренко «Отказаться от риска - значит отказаться от творчества».
Литература
- Лисовская О.А. Метод синектики как метод развития инновационной активности личности // https://infourok.ru
- Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад М.: Большая российская энциклопедия. 2002.
- Соболева О.Б. Учебник обществознания как средство формирования soft-skills // Преподавание истории и обществознания в школе. 2019. №3.
- Фадель Ч., Бялик М., Триллинг Б. Четырехмерное образование: Компетенции, необходимые для успеха. Пер. с англ. М.: Издательская группа «Точка». 2018.
- Челнокова Т.А. Метод синектики в преподавании истории и обществознания // Преподавание истории в школе. 2011. № 4.