– Читаешь? – Читаю! Система диагностики и коррекции навыков чтения в работе ППк образовательной организации

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика, Логопедия, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование

Классы: д/с, 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, дисграфия, тьюторское сопровождение, дислексия


Читаю, думаю, живу -
Не просто существую.
Дышу я, мыслю, всё люблю!
И говорю не всуе…

Как мир наш сложен и красив,
Как он разнообразен!
Как многолик и величав,
И странен, и прекрасен!

Его я образность люблю,
Природу понимаю.
Таланты все боготворю,
Что на пути встречаю.

Пусть будет радость в каждом дне!
И в праздниках, и в буднях,
Пусть будут книги на столе,
Хлеб в каждом доме будет!

И слышен звонкий детский смех,
И высохнут пусть слёзы.
Пусть будет мирным краткий век
И счастьем станут грёзы…

Читаю, думаю, живу -
Не просто существую.
Дышу я, мыслю, вас люблю!
Всё говорю не всуе…
Ольга Епифанова

Министерство просвещения Российской Федерации констатирует, что в последнее время участились случаи обращения родителей обучающихся с нарушениями чтения и письма. Родители жалуются на отсутствие специальных условий обучения, эффективного психолого-педагогического сопровождения этой категории детей.

К категории обучающихся, имеющих нарушения чтения и письма, в данном случае относятся школьники, имеющие сохранный интеллект, слух, зрение и демонстрирующие в комплексе или изолированно стойкие нарушения технической и/или смысловой сторон чтения и/или допускающие специфические ошибки письма, что препятствует успешному освоению основной образовательной программы.

Нарушения чтения и письма (в клинико-педагогической классификации - дислексия и дисграфия) могут проявляться в разной степени и быть обусловленными различными причинами: нарушениями устной речи; нарушениями или несформированностью других высших психических функций, регуляторных механизмов деятельности; моторной недостаточностью, а также носить смешанный характер. Эти нарушения не преодолеваются без специально организованной помощи, включающей обязательное логопедическое воздействие.

Министерство обращает внимание органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, на необходимость повышения эффективности работы служб психолого-педагогического сопровождения обучающихся данной категории, включая детей дошкольного возраста, попадающих в группу риска по фактору нарушения чтения и письма.

Необходимо организовать работу психолого-медико-педагогических комиссий (далее - ПМПК), психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных организаций, педагогов, педагогов-психологов, учителей-логопедов по раннему выявлению предпосылок нарушения чтения и письма, организации преемственности психолого-педагогического сопровождения обучающихся, имеющих такие нарушения или риски их возникновения, на всех уровнях общего образования (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование).

Особое внимание необходимо обратить на обучающихся, у которых нарушения чтения и письма не обусловлены нарушениями устной речи. Они, как правило, не получают специализированную помощь в дошкольных образовательных организациях, а также на уровне начального общего образования, поскольку недостатки психических функций и другие предпосылки нарушения чтения и письма не носят выраженного характера и не вызывают тревоги ни у родителей, ни у педагогов. [1]

Начинаем с 6 лет

Об опыте применения скрининговой методики раннего выявления дислексии (МРВД), рекомендованной в предшкольной диспансеризации детей Минздравом СССР в далёком 1982 году (авторы Исаев Д.Н., Корнев А.Н., Ленинград), применяемой в МОУ Детском саду № 21 Советского района Волгограда на протяжении четверти века, мы рассказывали в научно-методических журналах «Логопед в детском саду» (№3 (76), 2016) и «Школьный логопед» (№3 (59), 2016).

Напомним, что методика состоит из ряда тестов и субтестов: «Рядоговорение», «Ритмы», динамическая проба «Кулак, ребро, ладонь», «Повторение цифр», «Ориентировка «вправо - влево», «Рассказ по серии картин». Обследование не требует специального оборудования. На каждого ребёнка требуется 8-10 мин. Сумма баллов, превышающая «5» свидетельствует о предрасположенности к дислексии.

В гимназии №15 Советского района Волгограда по данной методике обследуются все первоклассники и вновь прибывшие дети (от 6,5 - до 8 лет).

Работаем над полной автоматизацией навыка

Профилактическая работа с детьми группы риска заключается в полной автоматизации навыка на каждом этапе овладения чтением, а именно, запоминанием «назубок» всех букв, звуко-буквенной дифференциацией от сходных по кинетическим, акустико-артикуляторным и артикуляторным признакам, автоматизированным чтением слогов разного типа: СГ, ГС, СГС (где «С» - согласный, «Г» - гласный) и т.д. Необходимо помнить об индивидуализации темпов освоения чтения, постоянном контроле понимания прочитанного, во избежание формирования «механического» бессмысленного чтения. А также позаботиться о создании дополнительных опор за счёт использования символики, образов букв. Нельзя забывать, что верными помощниками педагогам и родителям могут стать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Требование чтения целыми словами, чего упорно добиваются многие родители и учителя, грозит формированием у таких детей угадывающего и обманывающего, «двойного» чтения: «про себя» ребёнок читает по слогам, а вслух произносит целое слово, угаданное, не дочитанное до конца.

Перечислим пропедевтические и профилактические мероприятия, проводимые учителем-логопедом совместно с учителями начальных классов для всех первоклассников гимназии:

  1. «Спасибо собачке Web-ke». Демонстрация артикуляционных укладов гласных и артикуляционная гимнастика для согласных звуков.
  2. «Это он, это он - добрый друг мой диктофон». Прослушивание аудиофайлов с записью речи детей (декламация, составление рассказов по картинкам со скрытым смыслом, сериям сюжетных картинок).
  3. «Букварь», «Весёлая азбука», «Я учусь читать слова», «Лёлик учится читать», «Баба Яга учится читать». Занимательные компьютерные программы и игры.
  4. «Кроссворды» (с использованием рифмованных загадок и загадок - «нескладок».
  5. Театрализованные сценки и целые представления на уточнение и закрепление временных понятий «Части суток», «Дни недели», «Времена и месяцы года».
  6. Пространственные мульти-диктанты «Птичка и клетка», «Как у наших у ворот» и др.
  7. «Литературное кафе» (игры с одновременным развитием звуко - буквенного анализа и угадываем названия сказки и её автора).
  8. «Рассказы в картинках» Н. Радлов.
  9. «Деревня. Домашние животные и птицы», «Дикие животные наших лесов» Задания на развитие звукового анализа по типу компьютерного письма-чтения.

Детям очень нравятся эти занятия, диктанты, игры, представления. А в условиях пандемии особую популярность набрали интерактивные батлы по теме какой-либо компьютерной игры между классами, детским садом и школой, между школами.

Приложение 1 https://youtu.be/XsLmA1_keyA

Методика выявления ведущей модальности

Знакомясь с первоклассниками, учитель выясняет их индивидуальные предпочтения. Но для дальнейшей работы не обойтись без понимания индивидуального стиля учебной деятельности ученика (ИСУД). Именно эти знания помогают учителю оптимально организовать процесс обучения, а если надо и коррекции. Необходимым условием для возможности использования методики быстрого выявления ведущей модальности (KQM) является автоматизированное умение ребёнка считать до 30.

Тесты точно выявляют недостаточную интегрированность зрительного, слухового, кинестетического анализаторов, тактильных ощущений ребёнка. Позволяют оценить зрительно-моторные, пространственные и речевые способности, пространственную ориентировку и пространственный праксис, способность к интеграции слухового и моторного анализаторов, а также определяют ведущую модальность, зрительную или кинестетическую. [3, стр.218-220]

Знаете ли вы, какой анализатор, зрительный или кинестетический, является ведущим у вас? Проверить это очень легко. Возьмите листок бумаги, положите его себе на лоб и напишите на нём печатными буквами слово «КОТ». Если на лбу вы написали в традиционном направлении «слева направо», ведущим является ваш зрительный анализатор. Если написано «справа налево», ведущий - кинестетический анализатор. Но, если вы педагог, и учите детей с разными ведущими модальностями, то должны уметь перестроиться. Попробуйте написать на лбу в обратном направлении! Получилось?

Виды диагностики чтения

В зависимости от конечной цели, принято различать следующие формы диагностики чтения:

  • педагогическая диагностика уровня достижений как показатель успешности и эффективности образовательного процесса,
  • психолого-педагогическая диагностика чтения для выявления детей, отстающих в усвоении чтения и нуждающихся в коррекционной помощи учителя,
  • диагностика и дифференциальная диагностика нарушений чтения у детей.

Индивидуальные достижения каждого обучающегося и родители, и педагоги соотносит с показателями других обучающихся. Это социальная соотносительная норма, например, возрастная. Можно сравнить успехи ребёнка с его прежними результатами. Это индивидуальная соотносительная норма. А можно рассмотреть в сопоставлении с намеченными учебными целями. Это предметная соотносительная норма. Естественно, и в обучении, и в коррекции должна прослеживаться динамика по всем этим критериям.

СМИНЧ

Чтение - навык комплексный. По существу, это сочетание нескольких навыков. Систематизированная методика исследования навыков чтения (СМИНЧ), использовать которую профессор А.Н.Корнев рекомендует не раньше начала 2 четверти 2 класса, позволяет выявить способ чтения, скорость или темп чтения, наличие ошибок и понимание прочитанного.

Для методики Александр Николаевич выбрал тексты «Как я ловил раков», «Неблагодарная ель», «Как зайчик гулял», «Мудрый крот».

Существует таблица определения коэффициента техники чтения (КТЧ). Значения в серых ячейках таблицы выходят за пределы нижней границы нормы в усвоении навыков чтения. В светло-серых ячейках таблицы вычисления КТЧ - показатели отставания на грани с нарушением. [2, стр.46-47]

Выявив таким образом нарушения и отставание в процессе формирования чтения, необходимо определить прогноз их преодоления.

Педагог-психолог тестирует ребёнка по трём субтестам АВМ-WISC:

  • Недостающие детали (№7)
  • Составление фигур из кубиков (№9)
  • Кодирование (№11)

Если любые два из трех перечисленных субтестов оказываются ниже следующих значений: субтест 7 ниже 8 баллов, субтест 9 ниже 11 баллов, субтест 11 ниже 8 баллов, то прогноз преодоления нарушений неблагоприятен.

Ребёнок, имеющий нарушения в формировании письма и чтения, истинные дисграфию и дислексию (показатели в серых ячейках таблицы СМИНЧ) нуждается в обследовании клинического психолога, консультации психиатра, возможно, в медикаментозном лечении. Направляя ребёнка, на обследование в условиях психолого-медико-педагогической комиссии, педагоги рассчитывают на рекомендации специалистов ПМПК: «Начать обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам начального общего образования (вариант 5.1, вариант 5.2) (федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598).

Ребёнок, имеющий не нарушения, а трудности в формировании письма и чтения (показатели в светло-серых ячейках таблицы СМИНЧ) нуждается в психолого-педагогической коррекции. Это заключение может быть вынесено и специалистами психолого-педагогического консилиума (ППк) образовательной организации.

ТОПЕЧ

Начиная коррекционную работу по совершенствованию навыка, следует выявить уровень неавтоматизированных единиц чтения. Ребёнок не запомнил буквы? Не овладел слогослиянием? Читает слоги типа СГС, ССГ «приклеивая» согласный? Определить, на каком этапе возникла проблема, поможет Тест оперативных единиц чтения (ТОПЕЧ) А.Н. Корнева. В этом тесте 6 списков с цифрами, буквами, слогами, словами. Список «А» из 100 цифр. Время его прочтения ребёнком принимается за эталонный показатель. На чтение списка «1», состоящего из 100 букв, ребёнок, хорошо их усвоивший, потратит 50-80 сек. Список «2» показывает, автоматизировано ли ребёнок читает слоги типа СГ, ГС, видит ли он буквы в слоге одновременно, симультанно, опознаёт ли их как единое целое, или «склеивает», читает буквы в слоге последовательно, сукцессионно. Показателем автоматизации процесса будет увеличение времени чтения последующего списка слогов, по сравнению с предыдущим больше, чем на 33%. Если такого увеличения времени при чтении списка «2» не наблюдается, просим ребёнка прочитать следующий список «3» (СГС). Не выявили нарушения, читаем список «4» (ССГ, ГСС). Далее следует список «5», состоящий из односложных слов СГС. Слоги такого типа входят в список «3» и сами по себе оценивающего значения не имеют: слова читать легче, чем слоги. Нужен же он для сравнения с ним списка «6», состоящего из 100 односложных слов, имеющих стечения согласных (СГСС, ССГС, ССГСС). [2, стр. 50-56]

Выявили проблему? Принимаемся за работу по автоматизации навыка слогослияния и повышения уровня оперативных единиц чтения.

Работаем над автоматизацией слогослияния

Занятия проводятся индивидуально по слоговым таблицам (от 12 до 36-ти клеточных). Учитель или родитель называет слоги в любой последовательности, ученик ищет их в таблице, проговаривает. Время чтения каждой из таблиц фиксируется по секундомеру. Это время постепенно должно приближаться к 3 минутам. Во избежание запоминания, на каждом занятии ребёнок работает с таблицей, в которой изменён порядок расположения слогов, слов. Как только результат по чтению первой пары таблиц закрепился и стал стабильным, на каждом из последующих занятий - 3 мин, следует перейти к следующей паре таблиц подобного типа. Если время поиска с самого начала работы над новой парой таблиц подобного вида равно 3 мин, значит навык чтения данного типа слогов закрепился, слогослияние автоматизировано. Следует переходит к следующему типу слогов.

Предлагаем виды работ с односложными словами со стечением согласных в начале и конце слов - 11 класс слов по А.К.Марковой и список «6» по А.Н.Корневу. Работать необходимо с опорой на предметные картинки.

1. В словах пропали звуки, смысл совершенно неясен, послушайте:

У меня есть старший ( )рат. В зоопарке есть тиг( ), ( )лон, вол( ), мор( ), зуб( ).

Роет норы старый ( )рот.

2. А. Шибаев «Буква заблудилась»

Вот какая смехота:
«Р» свалилась на кота!
Кот не кот теперь, а крот,
Роет он подземный ход!

3. Отгадывание загадок, с непременным условием подбора слов данной слоговой структуры

«Летит - молчит, лежит - молчит.
Когда умрёт, тогда ревёт» (Снег)

4. Разгадывание шарад:

«Моё начало - буква алфавита, она всегда шипит сердито,
Второго слога корабли боятся и обойти его стремятся.
А целое весной летает и жужжит, то сядет на цветок,
То снова полетит» (Шмель)

5. «Весёлая математика»

Ш+МЕЛЬ, К+ЛЕЙ, Г+НОМ, С+ЛОН, ЛИФ+Т, ЛИС+Т, ДОЖ+ДЬ, ГОР+Н, ЗОН+Т

Новая платформа SLOGY.RU

Для формирования навыков чтения и коррекция дислексии специалистами лаборатории нейрокогнитивных технологий Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации, под руководством Александра Николаевича Корнева, разработана онлайн-платформа SLOGY.RU для обучения чтению детей 6-12 лет родителями и специалистами.

Специалист регистрирует на платформе личный кабинет, дополняя свои коррекционные занятия очно или дистанционно. Родитель, регистрируя личный кабинет, следит за динамикой и регулярностью занятий, мотивирует своего ребенка. Ребенок может и самостоятельно играть в образовательную онлайн-игру в течение 7-15 минут ежедневно.

SLOGY.RU позволяет ребенку справиться с трудностями в обучении чтению, развивает когнитивные, симультанные и сукцессионные навыки. Улучшаются оперативная память, внимание и обучаемость ребёнка, происходит неуклонное развитие навыков чтения и письма, уходит в небытие неуспеваемость. Прирост навыков чтения положительно влияет на школьную успеваемость по всем предметам. Повышается функциональная грамотность чтения, совершенствуются навыки осмысленного чтения, повышается социальная адаптированность ребенка и его самооценка.

Нам без вас не справиться

Полноценная коррекционная работа невозможна без участия в ней родителей. Ещё на диагностическом этапе следует прогнозировать объём помощи, на который способны данные родители, их готовность к сотрудничеству. Тип родительского отношения к трудностям ребёнка существенно влияет на его душевное состояние, адаптивные возможности, мотивацию преодоления трудностей. Необходимость создания оптимальных условий для развития ребёнка требует психологической коррекции педагогической запущенности, патологических типов воспитания: гиперопеки, контрастного, потворствующего воспитания. И здесь не обойтись без помощи социального педагога.

Есть ли конфликт?

Начиная работу над технической стороной процесса чтения, нельзя забывать о трудностях и проблемных зонах в системе отношений школьника к учёбе, чтению, учителю и одноклассникам. Выявить эти лакуны специалистам консилиума помогает проективная методика «Незаконченные предложения» Корнева А.Н., рассчитанная на детей 6-ти лет и старше. В ней 64 вопроса, относящихся к конфликтогенным ситуациям: учитель, уроки чтения, отношение к сверстникам, процесс чтения, читательские интересы и другие. [3, стр. 180-181]

Успех в работе возможен только тогда, когда родители поддерживают ребёнка, а учитель обладает рядом необходимых качеств. Имеет подготовку по методам диагностики и коррекции. Достаточно терпим и заранее готов к трудностям не только учебного, но и поведенческого характера со стороны детей. Умеет владеть собой и гибко управлять процессом общения с ребёнком на основе заинтересованности, а не принуждения. С уважением относится к внутреннему миру и интересам обучающегося. Креативен и настроен оптимистически.

Необходимо помнить, что смена учителей и воспитателей, переход к многопредметному обучению, интенсификация программ обучения, несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям способствуют дезадаптации обучающихся, имеющих трудности и проблемы в формировании процесса чтения и становятся факторами риска для проблемного ребёнка.

Тьюторские компетенции педагогов

Идеально, если рядом с ребёнком, будет тьютор, человек помогающий найти новые, актуальные жизненные смыслы. Для чего учиться читать и писать? Как определить читательские интересы? Как завоевать авторитет среди сверстников, компенсируя своё, пока ещё несовершенное чтение другими способностями и талантами? Как научиться проектировать, создавать продукты проектов? Как делать клипы и презентации? Как превращать свои желания в цели и научиться достигать их? Как стать успешным, высокомотивированным? Научиться учиться, творить, побеждать?

И социальный педагог, и педагог-психолог, и учитель-логопед, обеспечивающие обучающимся эффективную поддержку, априори должны владеть компетенциями тьютора - наставника детей, помощника их родителей, консультанта учителей в деле социализации ребёнка.

Известно, что каждый школьник ведёт сегодня «Портфолио». В портфелях достижений наших обучающихся, изначально имеющих проблемы в формировании письма и чтения, благодарственные письма за активное участие в проведении мастер-классов «Читаю, думаю, живу - не просто существую» на базе гимназии, авторские клипы на видеохостинге You-Tube, публикации в Волгоградском научно-популярном журнале «Здоровье и Экология», дипломы участников Волгоградской акции «Библио-Ночь» разных лет, «Оскар» Царскосельского форума школьной прессы, дипломы Всероссийского Фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио». Так работы ныне уже выпускника гимназии, студента ВолГУ, Дмитрия Иваненко «Автоматизированное чтение - базовое умение» и «Автоматизированное чтение - глобальное умение» [4], привлекшие в своё время внимание профессора Александра Николаевича Корнева и хранящиеся сегодня в архивах фестиваля «Портфолио», могут послужить наглядной иллюстрацией нашего материала.

«Логопоезд» в регионы 2020

С 22 октября по 24 декабря 2020 года Ассоциацией родителей и детей с дислексией был реализован проект «ЛОГОПОЕЗД в регионы». Бригады специалистов - логопедов и нейропсихологов - были направлены в 6 регионов России, чтобы оказывать помощь местным жителям: читать лекции и вебинары для специалистов и родителей, проводить диагностические консультации для родителей детей с трудностями в обучении.

«Профилактика дислексии». «Коррекция чтения с увлечением», «Логопедический квест «Остров сокровищ», «Профилактика и коррекция дискалькулии», «Игры своими руками». «Дворовые и бытовые игры в комплексной нейропсихологической коррекции трудностей обучения», «Работа над анализом предложения», «Развитие читательской компетенции у детей с ОВЗ младшего школьного возраста», «Слоговой анализ» - эти и другие темы заинтересовали не только волгоградских родителей, учителей, воспитателей, дефектологов, логопедов, но и специалистов из других регионов России. На вебинары 8-10 декабря у нас в городе зарегистрировались более 2,5 тыс. человек - специалистов и родителей детей с дислексией.

К нам мчит
«ЛОГОПОЕЗД»,
Коллеги спешат,
О дислексии
Поведать хотят.
Призывно и громко
Гудит тепловоз:
«Я к вам, в Волгоград,
Вебинары привёз!»
Масштабы сей акции
Грандиозны -
В пути с октября
До декабрьских морозов…
Ижевск и Казань,
Краснодарский край,
Курск…
Визит «ЛОГОПОЕЗДА» -
К знаниям курс!
Пути к горизонту,
К успеху стремленье -
Проблем разрешенье,
Преодоленье!
И тем интересных
Полсотни, друзья,
В том поезде
Ехали ты, он и я!
Мы к встречам подобным
Готовы и рады -
Ведь общее дело
Всем делать нам надо!
Детей обученье,
Семьи просвещенье,
Чтоб были на радость,
Письмо, счёт и чтенье!
И чтоб компетентными
Стали ребята,
В делах и свершеньях
Все были крылаты!
Мечтали, учились,
Трудились, росли,
Маршрут проложили,
Свой путь обрели.

Литература

  1. Министерство просвещения Российской Федерации. Письмо от 8 февраля 2019 г. № ТС-421/07 О направлении рекомендаций
  2. Корнев А.Н., Ишимова О.А. Методика диагностики дислексии у детей: методическое пособие - Санкт-Петербург: Издательство политехнического университета - 2010
  3. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей (Диагностика, коррекция, предупреждение): учебно-методическое пособие - Санкт-Петербург: Издательский дом «МиМ» - 1997

Интернет-источники

  1. Вебсайт Епифановой О.В. Логопедия = милосердие + педагогика. https://oepifanova2011.wixsite.com/website
  2. Епифанова О.В. Методика раннего выявления дислексии: мероприятия по предупреждению трудностей в обучении чтению. Формирование стойкого интереса к книге. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27657927
  3. Епифанова О.В. Стратегии логопедического взаимодействия: от руководства - через поддержку - к сопровождению. https://inclusivepractices.life/practices_of_future/olga-epifanova/
  4. Епифанова О.В. Читаю, думаю, живу - не просто существую https://psy.su/feed/2408/
  5. Открытые уроки (12) Епифановой О.В. и работы учеников (42) https://urok.1sept.ru/persons/105-887-712