Конструирование межпредметных игр при обучении предметам естественнонаучного цикла

Разделы: География


Вопросы интеграции в образовании были важны и в традиционной советской школе и по требованиям ФГОС. Интеграцию мы можем рассматривать и как цель - создание у школьников представления об окружающем мире, и как средство - нахождение общей платформы сближения предметных связей.

Чтобы реализовать задачи поставленные ФГОС, учителя работают над формированием у обучающихся метапредметных и межпредметных компетенций.

«Метапредметное содержание, то есть то, что предшествует учебному предмету, как бы находится над ним, существует до его конкретного проявления» (А.В.Хуторской)

Однако на практике часто очень сложно провести четкую грань между метапредметным и межпредметным подходами. Договоримся, что будем понимать под «мета» - «над», «всеобщее», «интегрирующее», а «меж» - «близко к тому и к другому», «в смеси с чем-то»

Формирование межпредметных и метапредметных компетенций прописано и в ФГОС, независимой оценкой которого являются ВПР, включающие большое количество заданий не только предметного содержания, но и метапредметного и межпредметного, например:

  • умение анализировать и сопоставлять текст и снимки Земли из космоса, для определения объектов;
  • бытовое умение читать этикетки на используемых продуктах;
  • умение пользоваться различными приборами для наблюдения и фиксации явлений природы и т.д.

Ведется активное обсуждение, какие способы, методы, приемы работы могут использовать учителя в преподавании для реализации поставленных задач и успешной подготовки учеников к ВПР и ГИА. Мы считаем, что необходимо сочетать урочную и внеурочную деятельность.

Основными характеристиками метапредметного занятия являются:

Использование интеграции наук.

  • Деятельность учащихся должна организовываться не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием.
  • Содержание на таком занятии составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.
  • Системная работа со способом: если ученик освоил решение задач по географии, то учитель даёт ему решение задачи из химии, физики или биологии.
  • Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.

Интерактивное обучение - это обучение через опыт. Переживание участниками конкретного опыта (через игру, упражнение, изучение определенной ситуации). Осмысление полученного опыта. Обобщение (рефлексия). Применение на практике.

Использование интерактивных методов обучения позволяет сделать обучающегося, независимо от его возраста, не пассивным объектом обучения, а субъектом - соучастником обучающего процесса.

Есть ряд требований к заданиям на межпредметном занятии:

  • Повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер.
  • Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности.

Также есть и требования к учителю, который проводит межпредметное занятие:

  • Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!
  • Добиваться от учеников аргументированных ответов.
  • Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.
  • Чётко и точно формулировать задание.
  • Быть способным к импровизации.

В рамках проведения «Декады естественных наук», «Дней науки» в нашей школе учителя методического объединения естественнонаучного цикла проводят разнообразные мероприятия, это и открытые уроки, часто интегрированные с приглашением родителей учеников, где родители имеет возможность посмотреть на своих детей в школьной обстановке. Это и предметные конкурсы викторины, демонстрации опытов и как для учеников среднего и старшего звена, так и начальной школы. Но «изюминкой» нашей совместной работы, является разработка и проведение межпредметных образовательных игр для учеников.

Одним из вариантов подобных мероприятий, является игра «На стыке наук», которую мы разработали для параллелей 5-6 классов. Проведение подобной игры возможно в отдельно взятом классе (ученики делятся на команды) или по параллелям (где каждый класс представляет свою команду из 7-8 человек). Игра составлена в трех предметных областях: «География», «Биология», «Астрономия», с которой дети знакомятся в рамках внеурочной деятельности.

В среднем звене, темой межпредметных игр становятся оболочки Земли. Для их проведения для каждой команды разрабатывается маршрутный лист с определенным временным интервалом прохождения станций «Географическая», «Биологическая», «Экологическая», «Химическая», «Физические опыты» и «Решение задач». Как показывает опыт, нам во-первых - удается удивить наших учеников, во-вторых - способствовать формированию у них естественно - научного познания мира.

В старших классах, темой для игр являются физические величины такие например, как давление из географии мы рассматриваем атмосферное давление, его изменение, и причины этих изменений. Из биологии - тургорное давление - внутреннее давление в растительной клетке, вспоминаем строение клетки, говорим о давлении тела человека. Из химии - осмотическое давление, а из физики можем провести физические опыты и решить задачи по этой теме.

Так же темами игр были такие величины как импульс и радиация, в которых мы включали вопросы не только естественно научные но и экономического и социального содержания.

Пандемия вносит свои коррективы в работу школ, поэтому мы вынуждены перестраивать свою работу и разрабатывать различные дистанционные игры. В 2021 году, в нашей школе для команд 7-9 классов, была впервые проведена, дистанционная интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?", по предметам естественно-научного цикла. Используя возможности ресурса «Zoom», организаторы игры задавали участникам игры вопросы, каждая команда находилась в своем кабинете. У команд была одна минута на обсуждение и 15 секунд на отправку ответов в Googl-формах. В игре принимало участие 8 команд по 6 человек. Каждый имел возможность реализовать свои возможности, знания, смекалку и быстроту мышления.

Обязательным условием проведения игр считаем обратную связь с игроками.

Опираясь на вышесказанное можем предложить Вашему вниманию - Конструктор естественно-математической игры, который включает несколько этапов.

Рис. 1.

Считаем, что в наших руках создать такую атмосферу на уроках, внеклассных мероприятиях, в которой каждый ребенок будет чувствовать себя успешной личностью. В наших силах сделать наших учеников счастливыми, подарить им радость открытий и убедить, что открытия возможны и в 21 веке.