Сложившаяся в марте-мае 2020 года обстановка с развитием короновирусной инфекции поставила перед администрацией МБОУ «СОШ №16» (как и перед администрацией других школ) экстренный вопрос об оперативном введении дистанционного образования. В связи с этим в период с 17 по 19 марта был проведён анализ имеющихся (и рекомендованных) сервисов, а также мониторинг использования педагогами школы различных образовательных сервисов.
Мониторинг был направлен на определение активности пользования педагогами цифровых образовательных платформ в образовательном и внеурочном процессах, выявление отношения педагогических работников к использованию цифровых образовательных платформ.
Как показал анализ результатов педагоги школы достаточно активно используют контент цифровых образовательных платформ в урочной деятельности, при этом не очень интенсивно используют его для внеурочной деятельности.
Наиболее популярными среди педагогов стали следующие платформы:
- Учи.ру - использует 63% педагогов
- Российская электронная школы - использует 60% педагогов
- Портал Гущина Д. Д. для подготовки к экзаменам (Решу ЕГЭ, ОГЭ, ВПР) - использует 49% педагогов
- Платформа LearningApps - использует 37% педагогов
- Платформы Яндекса - использует 31% педагогов
Большинство педагогов удовлетворены контентом используемых ими цифровых платформ, но не считают возможным остановиться на использовании какой-то одной цифровой образовательной платформы.
Что касается целей использования контента цифровых образовательных платформ для урочной и внеурочной деятельности, то здесь педагоги определили следующие направления:
- Урочная деятельность
- Поиск дополнительной информации к уроку
- Подбор наглядного материала к уроку
- Закрепление материала и отработка знаний, полученных на уроке
- Проверка знаний (текущий контроль)
- Подготовка к экзаменам
- Самостоятельная работа обучающихся (в том числе индивидуальные задания)
- Внеурочная деятельность
- Проведение классных часов
- Участие в акциях и Всероссийских мероприятиях
- Подбор материала для внеурочных мероприятий
- Организация проектной деятельности обучающихся (включая цифровые эксперименты)
- Подготовка к экзаменам
- Подготовка к олимпиадам, участие в олимпиадах
Опираясь на данные мониторинга и анализ работы с имеющимися образовательными сервисами пришло понимание следующих рисков:
- Существующие ресурсы будут востребованы многими участниками образовательного процесса и как следствие может возникнуть трудность подключения к ним
- Существующие ресурсы рассчитаны на их использование в помощь и дополнение к основной программе, преподаваемой в школе, как следствие наполнение материалом может не соответствовать УМК и рабочей программе, либо не содержать всей необходимой информации.
- Часть ресурсов дают в свободном доступе ограниченный функционал, за расширение которого необходимо платить (например, за развёрнутый показ ошибок в тесте)
- Использование различными учителя тех сервисов, которые им больше подходят приведёт к необходимости обучающихся многократно регистрироваться, как следствие велика вероятность утери паролей и увеличение дополнительных действий при обучении (понять на каком сайте, что нужно делать, восстановить пароль и пр.)
- Несовершенство технической базы (например, если в семье 1 компьютер на взрослого и 2 детей) и качества доступа к сети интернет обучающихся и педагогов может привести к сложностям единовременного выхода детей на уроки и возможностям подключения.
- Обеспечение норм СанПин при постоянной работе с компьютером не соблюдается
- Сложность осуществления мониторинга образовательной деятельности при использовании разрозненных ресурсов.
В результате анализа рисков были сформулированы вызовы, которые стоят перед администрацией МБОУ «СОШ №16»:
- Обеспечить бесперебойность работы в дистанционном режиме
- Минимизировать нагрузку на детей и родителей по подключения к различным сервисам
- Минимизировать нагрузку на учителей по формированию классов на различных ресурсах
- Обеспечить учителям возможность размещать материалы, соответствующие учебной программе и УМК
- Предоставить обучающимся возможность выполнять задание в удобное/возможно для них время (например, если в семье 1 компьютер на взрослого и 2 детей)
Изучение вариантов организации дистанционного образования показало, что наиболее эффективным решением будет разворачивание дистанционного обучения на базе LMS Moodle, поскольку эта система управления обучением позволяет обеспечить полноценное обучение с распределением обучающихся по классам. Кроме того, для данной системы разработано и поддерживается приложение, которое может быть установлено на телефон (в случае если нет возможности работать с компьютером).
Данная система была развёрнута и настроена в период с 20 по 23 марта и представлена педагогическому коллективу на педсовете 24 марта 2020.
Рисунок 1. Главная страница для доступа к системе дистанционного обучения МБОУ «СОШ №16» города Обнинска
После этого педагоги приступили к работе с системой и начали создавать и наполнять свои курсы. В первое время педагоги отнеслись к системе с осторожностью, но уже к 30 марта активно размещали в своих курсах ссылки на внешние ресурсы, видео- и аудиофрагменты, чаты и дискуссии, тесты и задания для самостоятельной работы.
Рисунок 2 . Фрагмент курса «Математика 5 класс» в роли разработчика курса (то как видит учитель)
В период с 23 по 27 марта на платформе были зарегистрированы и распределены по курсам все обучающиеся МБОУ «СОШ №16». Им были направлены логины и пароли для первичного входа, а также инструкции по работе с системой.
30 марта все обучающиеся активно включились в работу и в этот же день начала работать «Горячая линия» на которую за 1 неделю обратилось более 200 человек с вопросами о настройке личного оборудования, восстановлению паролей, консультациям по работе с системой.
Рисунок 3. Домашняя страница обучающегося. Здесь отображаются все курсы, на которые записан обучающийся, на шкале времени представлены задания с приближающимися сроками сдачи
Рисунок 4. Фрагмент урока «Информатика 8 класс» (как видит обучающийся)
Естественно, на адаптацию к процессу дистанционного образования ушло некоторое время, но по прошествии 2 недель системой ежедневно пользуются все педагоги и обучающиеся. Ситуация в работе электронных сервисов в период активного перехода на дистанционное обучение показала, что выявленные риски проявились очень ярко и реализованное для МБОУ «СОШ №16» решение было верным.
Кроме того, стоит отметить, что администрация МБОУ «СОШ №16» не ограничивает учителей в использовании всех возможностей и на платформе можно увидеть, что учителя не только сами размещают обучающиеся материалы, но и предлагают для использования готовые разработки на рекомендованных МинПросом ресурсах и приглашают детей принять участие в видео-трансляциях.
После адаптации к работе в системе и педагоги и обучающиеся очень высоко оценили возможности работы с ней, поскольку именно такой подход к организации обучения позволил нормально обучаться в ситуации отсутствия достаточного количества технических средств в семье (например, 1 ноутбук на родителя и 2 детей) и не зависеть от скорости доступа к сети интернет (например, когда детей отвозили на дачу, где не было возможности обеспечить высокую скорость доступа к сети Интернет).