Введение дистанционного обучения в МБОУ «СОШ №16» г.Обнинска Калужской области

Разделы: Информатика, Администрирование школы

Ключевые слова: дистанционное обучение


Сложившаяся в марте-мае 2020 года обстановка с развитием короновирусной инфекции поставила перед администрацией МБОУ «СОШ №16» (как и перед администрацией других школ) экстренный вопрос об оперативном введении дистанционного образования. В связи с этим в период с 17 по 19 марта был проведён анализ имеющихся (и рекомендованных) сервисов, а также мониторинг использования педагогами школы различных образовательных сервисов.

Мониторинг был направлен на определение активности пользования педагогами цифровых образовательных платформ в образовательном и внеурочном процессах, выявление отношения педагогических работников к использованию цифровых образовательных платформ.

Как показал анализ результатов педагоги школы достаточно активно используют контент цифровых образовательных платформ в урочной деятельности, при этом не очень интенсивно используют его для внеурочной деятельности.

Наиболее популярными среди педагогов стали следующие платформы:

  • Учи.ру - использует 63% педагогов
  • Российская электронная школы - использует 60% педагогов
  • Портал Гущина Д. Д. для подготовки к экзаменам (Решу ЕГЭ, ОГЭ, ВПР) - использует 49% педагогов
  • Платформа LearningApps - использует 37% педагогов
  • Платформы Яндекса - использует 31% педагогов

Большинство педагогов удовлетворены контентом используемых ими цифровых платформ, но не считают возможным остановиться на использовании какой-то одной цифровой образовательной платформы.

Что касается целей использования контента цифровых образовательных платформ для урочной и внеурочной деятельности, то здесь педагоги определили следующие направления:

  1. Урочная деятельность
  2. Поиск дополнительной информации к уроку
  3. Подбор наглядного материала к уроку
  4. Закрепление материала и отработка знаний, полученных на уроке
  5. Проверка знаний (текущий контроль)
  6. Подготовка к экзаменам
  7. Самостоятельная работа обучающихся (в том числе индивидуальные задания)
  8. Внеурочная деятельность
  9. Проведение классных часов
  10. Участие в акциях и Всероссийских мероприятиях
  11. Подбор материала для внеурочных мероприятий
  12. Организация проектной деятельности обучающихся (включая цифровые эксперименты)
  13. Подготовка к экзаменам
  14. Подготовка к олимпиадам, участие в олимпиадах

Опираясь на данные мониторинга и анализ работы с имеющимися образовательными сервисами пришло понимание следующих рисков:

  1. Существующие ресурсы будут востребованы многими участниками образовательного процесса и как следствие может возникнуть трудность подключения к ним
  2. Существующие ресурсы рассчитаны на их использование в помощь и дополнение к основной программе, преподаваемой в школе, как следствие наполнение материалом может не соответствовать УМК и рабочей программе, либо не содержать всей необходимой информации.
  3. Часть ресурсов дают в свободном доступе ограниченный функционал, за расширение которого необходимо платить (например, за развёрнутый показ ошибок в тесте)
  4. Использование различными учителя тех сервисов, которые им больше подходят приведёт к необходимости обучающихся многократно регистрироваться, как следствие велика вероятность утери паролей и увеличение дополнительных действий при обучении (понять на каком сайте, что нужно делать, восстановить пароль и пр.)
  5. Несовершенство технической базы (например, если в семье 1 компьютер на взрослого и 2 детей) и качества доступа к сети интернет обучающихся и педагогов может привести к сложностям единовременного выхода детей на уроки и возможностям подключения.
  6. Обеспечение норм СанПин при постоянной работе с компьютером не соблюдается
  7. Сложность осуществления мониторинга образовательной деятельности при использовании разрозненных ресурсов.

В результате анализа рисков были сформулированы вызовы, которые стоят перед администрацией МБОУ «СОШ №16»:

  1. Обеспечить бесперебойность работы в дистанционном режиме
  2. Минимизировать нагрузку на детей и родителей по подключения к различным сервисам
  3. Минимизировать нагрузку на учителей по формированию классов на различных ресурсах
  4. Обеспечить учителям возможность размещать материалы, соответствующие учебной программе и УМК
  5. Предоставить обучающимся возможность выполнять задание в удобное/возможно для них время (например, если в семье 1 компьютер на взрослого и 2 детей)

Изучение вариантов организации дистанционного образования показало, что наиболее эффективным решением будет разворачивание дистанционного обучения на базе LMS Moodle, поскольку эта система управления обучением позволяет обеспечить полноценное обучение с распределением обучающихся по классам. Кроме того, для данной системы разработано и поддерживается приложение, которое может быть установлено на телефон (в случае если нет возможности работать с компьютером).

Данная система была развёрнута и настроена в период с 20 по 23 марта и представлена педагогическому коллективу на педсовете 24 марта 2020.

Рисунок 1. Главная страница для доступа к системе дистанционного обучения МБОУ «СОШ №16» города Обнинска

После этого педагоги приступили к работе с системой и начали создавать и наполнять свои курсы. В первое время педагоги отнеслись к системе с осторожностью, но уже к 30 марта активно размещали в своих курсах ссылки на внешние ресурсы, видео- и аудиофрагменты, чаты и дискуссии, тесты и задания для самостоятельной работы.

Рисунок 2 . Фрагмент курса «Математика 5 класс» в роли разработчика курса (то как видит учитель)

В период с 23 по 27 марта на платформе были зарегистрированы и распределены по курсам все обучающиеся МБОУ «СОШ №16». Им были направлены логины и пароли для первичного входа, а также инструкции по работе с системой.

30 марта все обучающиеся активно включились в работу и в этот же день начала работать «Горячая линия» на которую за 1 неделю обратилось более 200 человек с вопросами о настройке личного оборудования, восстановлению паролей, консультациям по работе с системой.

Рисунок 3. Домашняя страница обучающегося. Здесь отображаются все курсы, на которые записан обучающийся, на шкале времени представлены задания с приближающимися сроками сдачи

Рисунок 4. Фрагмент урока «Информатика 8 класс» (как видит обучающийся)

Естественно, на адаптацию к процессу дистанционного образования ушло некоторое время, но по прошествии 2 недель системой ежедневно пользуются все педагоги и обучающиеся. Ситуация в работе электронных сервисов в период активного перехода на дистанционное обучение показала, что выявленные риски проявились очень ярко и реализованное для МБОУ «СОШ №16» решение было верным.

Кроме того, стоит отметить, что администрация МБОУ «СОШ №16» не ограничивает учителей в использовании всех возможностей и на платформе можно увидеть, что учителя не только сами размещают обучающиеся материалы, но и предлагают для использования готовые разработки на рекомендованных МинПросом ресурсах и приглашают детей принять участие в видео-трансляциях.

После адаптации к работе в системе и педагоги и обучающиеся очень высоко оценили возможности работы с ней, поскольку именно такой подход к организации обучения позволил нормально обучаться в ситуации отсутствия достаточного количества технических средств в семье (например, 1 ноутбук на родителя и 2 детей) и не зависеть от скорости доступа к сети интернет (например, когда детей отвозили на дачу, где не было возможности обеспечить высокую скорость доступа к сети Интернет).