Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках математики

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4


Активизация мыслительной деятельности учащихся - одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики.

Решая задачи нашей школы: повышение качества преподаваемых предметов, воспитания в учениках постоянной тяги к знаниям, учителя начальных классов стараются искать пути развития активизации мыслительной деятельности у младших школьных школьников, развивать их познавательные способности и самостоятельность. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу - это требование самой жизни, определяющее во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс.

Важнейшей предпосылкой в процессе активной мыслительной деятельности является интерес, с помощью которого учащиеся приобретают прочные знания, умения, навыки. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоций и рациональности в обучении. Ещё К.Д.Ушинский подчёркивал, как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью я использую в своей практике различный, занимательный материал. Он не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, приучает считаться с интересами товарищей.

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики - одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения. Одни из наиболее эффективных средств развития интереса к учебному предмету, используемые на уроке математики - это дидактическая игра, логические задания, задачи повышенной трудности, логические задачи, самостоятельная работа.

Дидактические игры на уроке математики. «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», - В.А.Сухомлинский.

Роль дидактических игр. Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности.

В дидактических играх ребёнок учится подчинять своё поведение правилам, формируется его движение, внимание, умение сосредоточиться, т.е. развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.

Дидактическая игра имеет определённую структуру. Выделяются следующие структурные
составляющие дидактической игры:

1. дидактическая задача;

2. игровая задача;

3. игровые действия;

4. правила игры;

5. результат (подведение итогов).

При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.

Дидактическая игра - это игра только для ребёнка. Для взрослого она - способ обучения.

Цель дидактической игры и игровых приемов обучения - облегчить переход к учебной задаче, сделать его постепенным.

Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Организовать и провести дидактическую игру - задача достаточно сложная для педагога.

Он является и участником, и руководителем игры, незаметно для детей направляя игру в нужное русло. Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе. Отсюда - стремление быть первым, быстрым, ловким, находчивым и т.д. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

Большинство дидактических игр заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: «Кто верней?», «Кто быстрей?», «Отвечай сразу».

«Из каких материалов предметы в твоем портфеле?».

Цель: закрепить умения различать предметы по материалу, из которого они сделаны; развивать интерес, память.

Играющие получают жетоны разных цветов и уславливаются, что коричневый цвет означает дерево, серый - металл, белый - бумагу, красный - пластмассу. Рассматривая, находящиеся в портфеле вещи, каждый должен отложить столько жетонов нужного цвета, сколько предметов находится в портфеле каждого ученика.

При закреплении с учащимися знания таблицы умножения часто используется игра «Теремок».

Цель: закрепление знания таблицы умножения.

На доске висит таблица, на которой изображён теремок. Окошечки в нём закрыты карты с примерами. Если ребёнок правильно решит пример, то окошечко, открывается, и дети видят, кто в теремке живёт.

Данную игру можно использовать и при сложении и вычитании в пределах 10, состава чисел. В зависимости от цели игры, ее можно использовать с 1-го по 4-й класс.

Для этих же целей используется игра «Не скажу». Цель: Закрепление знаний таблицы деления на 6.

Учащиеся по указанию учителя считают от 30 до 60 по одному, но вместо чисел, которые делятся, например, на 6, они произносят «Не скажу». Эти числа записываются на доске. Появляется запись: 30, 36, 42, 48, 54, 60. Затем с каждым из записанных чисел учащиеся называют примеры.

Игра «Полет в космос».

Цель: сознательному и прочному усвоению таблиц сложения и вычитания.

Учитель сообщает, что Пии и Биби (Смешарики) изобрели новую ракету и пригласили вас совершить с ними увлекательное путешествие. Да вот беда. Ракета не может вместить всех желающих. Давайте, разделим класс на две команды и выберем капитанов. Даётся сигнал, и капитаны начинают соревнование. Решив пример, капитаны передают мел следующему игроку команды. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок решит примеры. Она и отправляется в космический полёт.

Также привлекают детей игры-путешествия.

«В цирке»

Цель: закрепление знания табличных случаев сложения и вычитания с переходом через десяток. У каждого ученика на столе билет в цирк.

1-й ряд - билеты зеленого цвета с ответом 11.

2-й ряд - билеты голубого цвета с ответом 12.

3-й ряд - билеты желтого цвета с ответом 13.

Учитель сообщает, что дети приглашены в цирк, рассаживаем ребят. Первой на сцену выходит зебра.

Вспоминаем с детьми о пешеходной дорожке-зебре. Зебра предлагает перейти дорогу, но для этого нужно решить примеры. На сцене появляется медведь, нужно помочь пройти мишке по лабиринту. Дети решают примеры и стрелками указывают путь.

Следующее выступление слоненка, который хочет подружиться с детворой, если они справятся с его заданием. На арену выходит тюлень-жонглер, который проверит, какие вы ловкие. Последним появляется клоун и задает 2 вопроса:

1) Определите, сколько мне лет. А мне столько, сколько изображено на рисунке, только без последнего знака. Сколько же мне лет?

2) Масса моей дрессированной собачки, когда она стоит на двух задних лапках, 3 кг. Какова ее масса, если она стоит на четырех лапках?

Молодцы, ребята! Артисты цирка прощаются с вами.

«Плывём к Робинзону Крузо»

Цель: закрепление вычислительных умений и навыков сложения и вычитания в пределах 100 (устные вычисления).

В путешествие отправятся только смелые, дружные, сообразительные и находчивые математики. Для этого нужно выполнить 3 задания.

1. Определи лишнее число.

15, 18, 20, 3, 45, 37. (3 - однозначное)

Увеличьте однозначное число на десяток. На вопрос учителя: «Как получить из однозначного числа двузначное?», дети отвечают: «Прибавить десятою».

2. Игра «Ночь - день!»

Я тихо произношу слово «Ночь» - дети закрывают глаза и кладут головы на парты. Я предлагаю задания: «15 - это 9 и.....» Дети думают. Затем я говорю: «День!» - дети просыпаются и отвечают.

3. Назови ответ. Примеры вида 70 - 3, 80 - 2, 60 + 12, 80 +19.

Дети первого ряда отвечают, как можно получить число 11, второго - 12, третьего - 13.

Корабль отправляется в путь. Подходит к острову попугаев, где их встречает говорящий попугай Гоша. Он интересуется, могут ли дети расставить в приведённых примерах нужные знаки:

36 * 4 * * = 32

72 * 6 * 40 = 38

63 * 7 * 23 = 93

Гоша хвалит детей и прощается с ними. Дети продолжают путь и перед ними - остров обезьян, где хозяйка острова для путешественников приготовила 2 хитрых примера:

74-50= 16

70-54 =24

Ответив на вопросы, дети плывут на остров слонов.

Там ждет их маленький слоненок, который учится в школе звере и не может справиться с домашним заданием. Он просит объяснить, выполнить задание.

80-43,

96-50,

60- 15,

73-40.

В благодарность получают от слоненка ананасы и бананы. (Все имитируется.) Продолжают путь и оказываются на необитаемом острове. Корабль захватывают дикари, которые хотят потопить корабль, если дети не дадут правильный ответ.

43 + 7, 81 0 5, 68 + 6, 54-9, 76 + 5, 82-7.

Дети отвечают, ответ найден. Все свободны. Но вот напасть, кто-то успел пробить корабль. Дети ищут пробоины.

64 + 3-30 = 37,

7 +53- 9 = 41,

72-30 + 9 = 41,

58+ 7-20 = 45,

86-60 + 4 = 18,

48 + 5-10 = 43.

Пробоины найдены. Ответы исправлены. Появляется Робинзон Крузо и говорит: «Как вы повзрослели! И, наверное, стали еще сообразительнее. А ну-ка я проверю. Лестница состоит из 11 ступенек. На какую лестницу надо встать, чтобы быть посередине?». Он хвалит детей за ответ.

В играх-путешествиях ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. Дети играют, а, играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка математические знания. «Хорошая игра похожа на хорошую работу» - писал А.С.Макаренко.

Разновидностью математических игр, задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий: «Найди недостающую фигуру», «Чем отличаются».

«Вычислительная машина» предполагает логику действий. (только одно свойство).

Цель: Закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбирать нужную фигуру, описывать её.

Для игры необходимо изготовить набор геометрических фигур. В него входят четыре фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) четырёх цветов, например, красного, синего, жёлтого, белого, маленького размера. В этот же набор включается такое же количество перечисленных фигур указанных цветов, но больших по размеру. Таким образом, для игры (на одного участника) необходимо 16 маленьких геометрических фигур четырёх видов и четырёх цветов и столько же больших.

Ход игры: у двоих играющих по полному набору фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить рядом фигуру, отличающуюся от неё только по одному признаку. Так, если первый положил на стол жёлтый большой треугольник, то второй кладёт жёлтый большой квадрат и т.д. Неправильным считается ход, если второй играющий положит фигуру, не отличающуюся от первой или отличающуюся от неё более чем на один признак. Игра строится по типу домино. По ходу игры требуется быстрая ориентировка играющих в цвете, форме, размере фигур, отсюда и воздействие на развитие логики, обоснованности мышления и действий.

Логические задачи, как средство активизации мыслительной деятельности учащихся.

Главная цель работы по развитию логического мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые им предлагают в качестве исходных.

Маше из четвёртого класса рассказали такую историю: «Гена из соседней школы получает тройки, учится хуже Васи. А Вася, хоть и много занимается, но всё же успевает не так хорошо, как Миша». Девочку спросили: «Как ты думаешь, какие отметки получает Миша?» «Откуда мне знать, - был ответ, - ведь я с ним не учусь». Когда же ей сказали: «Что такое - над цветком порхает, пляшет, веерком узорным машет?», она ответила сразу: «Это бабочка».

Интересно, что оба раза ребёнку предлагали найти неизвестное. Но в одном случае, нужны конкретные знания, - как выглядит бабочка, что она делает и т.д.

А в другом случае ничего такого знать не надо: чтобы сделать вывод, достаточно того, что сказано в условии. Именно этим отличается задача от загадки. Решение задачи требует не угадывания, а размышления, рассуждения, оперирования знаниями по логическим правилам. Так, когда сообщается, что один какой-то предмет больше другого, а тот больше третьего, ясно, что первый больше третьего. Ели бы Маша знала это правило, то, даже не учась с Мишей, смогла бы сказать, что он отличник.

Каждое логическое математическое задание содержит некоторый математический «секрет». Найти его - основная задача решающего. Для этого нужно найти закономерность (правило), по которой составлена первая часть задачи, так называемое условие задачи, и, применяя метод аналогии, решить вторую часть задачи.

Ученику понадобится не только знания, но и такие общие умения, как умения наблюдать, сравнивать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновать их. В основном задания носят творческий характер и способствуют развитию интереса к математике, запоминанию интересных математических закономерностей, созданию ситуаций, способствующих лучшему усвоению программного материала.

Логические задания могут быть использованы на всех этапах обучения математики. Систематическое выполнение таких задач способствуют развитию математического мышления.

Вместо решений обычных примеров на умножение и деление можно предложить логическое задание такого типа.

Задание. Вставьте пропущенные числа.

В теремке, что слева, в центральном окошке записано число 21, а в боковых 3 и 7 , поэтому можно записать равенство 21 = 3 х 7. Тогда по аналогии 12 равно произведению двух чисел. Это могут быть: 3 и 4 или 4 и 3; 6 и 2 или 2 и 6; 12 и 1 или 1 и 12.

Среди задач на смекалку, используемых во внеклассной работе в начальных классах, встречаются логические задачи на раскрашивание. Эти задачи достаточно наглядны. Лист бумаги и цветные карандаши или краски - вот и всё, что надо для их решения. Задачи на раскрашивание вызывают активную деятельность детей.

С помощью задач на раскрашивание дети учатся логически рассуждать. Это задачи чаще всего без числовых данных. Дети, даже не зная чисел, учатся сопоставлять и комбинировать. С их помощью у детей младшего школьного возраста формируется умение ориентироваться на плоскости, устанавливать взаимо однозначное соответствие между элементами множества. Логические задачи помогают ученикам точнее рассуждать, делать выводы, анализировать.

Задания повышенной трудности.

Задания повышенной трудности способствуют развитию внимания, памяти и мышления. Эти задания помогают внести в учебный процесс элемент занимательности, игры и вызвать у детей интерес к предмету. Некоторые из таких заданий, которые с интересом выполняют дети в классе, можно предлагать сильным ученикам для индивидуальной работы дома и использовать на внеклассных занятиях.

Например, задание 1: нарисуй ещё одну цифру. Сумма чисел на картинке должна равняться 25.

Задание 2: раздели квадрат двумя линиями так, чтобы сумма чисел в каждой части была равна 7.

Одна из важнейших задач - развитие у школьников логического мышления. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без опоры на наглядность, сопоставлять суждения по определённым правилам - необходимое условие успешного усвоения учебного материала.

Среди широко известных логических задач можно выделить несколько классов задач, которые решаются с помощью определенных приемов:

1. Задачи на соответствие и исключение неверных вариантов.

2. Задачи на упорядочивание множеств.

3. Турнирные задачи.

4. Числовые ребусы.

5. Задачи о лгунах.

6. Игровые логические задачи.

7. Игры мудрецов.

Задача на соответствие и исключение неверных вариантов.

Беседуют трое: Белокуров, Чернов и Рыжиков. Брюнет сказал Белокурову: «Любопытно, что один из нас русый, другой - брюнет, но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии». Какой цвет волос имеет каждый из беседующих?

Для решения задачи воспользуемся таблицей. (Цвет волос)

По условию задачи Белокуров не русый, Чернов не брюнет, и Рыжиков не рыжий. Это позволяет поставить знак «-» в соответствующих клетках. Кроме того, по условию Белокуров не брюнет, и, значит, в клетке на пересечении строки «Белокурою» и столбца «Черный» также можно поставить знак«-».

Из таблицы следует, что Белокуров может быть только рыжим. Поставим знак плюc в клетке.

Отсюда видно, что Чернов не рыжий. Обозначим это знаком минус в таблице. Теперь ясно, что Чернов может быть только русым, А Рыжов - брюнетом. Использование таблицы помогло наглядно оформить решение задачи.

Задача на упорядочивание множеств.

На улице, став в кружок, беседуют четыре девочки: Аня, Валя, Галя и Надя.

1) Девочка в зеленом платье (не Аня и не Валя) стоит между девочкой в голубом и Надей.

2) Девочка в белом платье стоит между девочкой в розовом платье и Валей.

Какого цвета платье у каждой девочки? Будем обозначать места расположения девочек в кружке овалами, занумеровав их по часовой стрелке. Это по условию 1 задачи не Аня, не Валя и не Надя. Значит, в зеленом платье Галя. Но по тому же условию задачи Галя стоит между девочкой в голубом платье и Надей. Не нарушая общности задачи, будем считать, что в овале 4 находится девочка в голубом платье, а в овале 2 стоит Надя. Используем условие 2. Предположим, что в овале 2 девочка в белом (это Надя), но тогда в овале 1 должна быть либо Валя, либо девочка в розовом платье, что противоречит уже доказанному. Значит, девочка в белом платье стоит в овале 3. При этом девочкой в голубом платье должна быть Валя, а Надя должна быть в розовом платье. Теперь ясно, что Аня в белом платье.

Турнирные задачи.

В финале школьной математической олимпиады участвовали три ком «Альфа», «Бета» и «Гамма».

Каждая команда должна была составить пять задач и дать их решать своим соперникам.

При поведении итогов выяснилось, что команда «Альфа» смогла решить только одну из трех задач, предложенных командой «Гамма», и две задачи «Альфы».

«Гамма» нашла решение всех пяти задач «Альфы», но не смогла решить ни одной задачи «Беты». Общее место присуждалось по итогам двух конкурсов:

1) На сложность (трудность) составлении задачи;

2) на умение решать задачи.

За первое место в каждом конкурсе присуждалось 2 балла, за второе - 1 балл; третье место не оценивалось.

Определите, сколько баллов получила каждая команда в обоих конкурсах и каково итоговое распределение мест.

Воспользуемся таблицей.

Из таблицы видно, что каждая из трех команд решила по пять задач, предложенных ей двумя другими командами. Поэтому во втором конкурсе (на умение решать задачи) вceм командам следует присудить одинаковое количество баллов (ноль, один или два).

Задачи, составленные командой «Бета», были самые трудные. Команда «Альфа» решила одну из них, а команда «Гамма» ни одной. Значит, первое место в конкурсе на сложность составления задачи нужно присудить команде «Бета». Задачи команд «Альфа» и «Гамма» оказались одинаковой трудности. Команды-противники решили их по 7. Поэтому второе место следует разделить между командами «Альфа» и «Гамма».

Итоговое распределение мест:

1-е место - команде «Бета».

2-е и 3-е места разделили между собой команды «Альфа» и «Гамма».

Числовые ребусы.

Так как произведение множителя на число 7 в числе единиц имеет 6, то множитель равен 8.

Так как произведение трехзначного числа на 8 дает трехзначное число, то число сотен множимого равно 1.

Покажем, что число десятков множимого равно 1.

В самом деле, если бы число десятков множимого бьшо бы больше 1, например 2, то произведение множимого на 8 давало бы четырехзначное число. Значит, пример расшифровывается так.

Задачи о лгунах.

Четверо мальчиков: Алеша, Ваня, Боря и Гриша - соревновались в беге. После соревнования каждого из них спросили, какое место он занял. Ребята дали следующие ответы:

Алеша: «Я не был первым, ни последним».

Боря: «Я не был первым».

Ваня: «Я был первым».

Гриша: «Я был последним».

Три из этих ответов правильны, а один нет. Кто сказал правду? Кто был первым? Для решения задачи необходимо установить неверный ответ.

Предположим, что неправду сказал Алеша. Считая, что Алеша сказал неправду, можно утверждать, что он был или первым, или последним. Но тогда неправду сказал еще один из мальчиков (Ваня или Гриша), а это противоречит условию задачи, согласно которому неверный ответ был один.

Предположим, что неправду сказал Боря. Это значит, что Боря был первым. Но, то же самое утверждает Ваня, и мы вновь пришли к противоречию.

Предположим, что неправду сказал Ваня. Тогда Ваня не был первым. Но Алеша, Боря и Гриша утверждают, что и они не на первом месте. Значит, кто-то из них говорит неправду, и мы вновь пришли к противоречию.

Полученные ранее противоречия приводят к тому, что Гриша дал неверный ответ. Поэтому правильные ответы дали Алеша, Боря и Ваня. Первым был Ваня.

Игровые логические задачи.

Двое играют в такую игру. Имеется кучка камней. Двое играющих (начинающий и его противник) по очереди берут по своему усмотрению один, два или три камня. Проигрывает тот, кто возьмет последний камень.

В кучке 6 камней. Как должен играть начинающий, чтобы выиграть? Как должен играть противник, если начинающий в одном из своих ходов допустит ошибку? Как меняется план игры, если в кучке 7 или 8 камней?

Пусть в кучке 6 камней. Расположим их в ряд, выделив первый и последний камни, а в середину группу из 4 камней. Рассмотрим различные варианты игры.

Если начинающий возьмет 3 камня, то противник - 2 и выиграет, так как начинающему остается 1 камень и, взяв его, начинающий проигрывает.

Если начинающий возьмет 2 камня, то противник возьмет - 3 и вновь выигрывает.

Если начинающий возьмет 1 камень, то при любом ходе противника начинающий выигрывает. Действительно, при любом ходе противника, который возьмет из выделенной четверки камни один, два или три, начинающий возьмет оставшиеся и противнику остается единственный камень.

Начинающий выигрывает, если он своим первым ходом возьмет один камень, а после первого хода противника возьмет столько камней, что сумма камней, взятых его вторым ходом и первым ходом противника, равняется 4.

Если в кучке 7 камней, то для выигрыша начинающему своим первым ходом следует взять 2 камня, а если в кучке 7 камней, то для выигрыша начинающему своим первым ходом следует взять 3 камня.

Игры мудрецов.

Собрался Иван-царевич на бой со Змеем Горынычем, трехглавым и треххвостым. Вот тебе меч­кладенец, - говорит ему Баба Яга. - Одним ударом ты можешь срубить либо одну, либо две головы, либо один хвост, либо два хвоста.

Запомни: срубишь голову - новая вырастет, срубишь хвост - два новых вырастут, срубишь два хвоста - голова вырастет, срубишь две головы - ничего не вырастет.»

За сколько ударов Иван-царевич может срубить Змею все головы и хвосты? Условно обозначим головы - Г, а хвосты - Х.

Так как по условию задачи только рубка двух голов одновременно приводит к их полной ликвидации, то нужно иметь четное число голов.

Рубка двух голов (из трех имеющихся) приводит к появлению одной головы. Это позволяет в последующем двумя ударами уничтожить четыре головы змея.

При этом останется один хвост. Тремя ударами этот хвост можно превратить в две головы и, наконец, последним ударом нужно уничтожить две головы.

Таким образом, все головы и хвосты можно срубить змею, сделав 9 ударов.

Практика проведения развивающих занятий показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами. Но даже если просто решать каждый день три-четыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря, и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в мыслительной деятельности - умение управлять собой в проблемных ситуациях. Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли определённым правилам складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребёнка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что - то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить и кого-то с кем-то сравнить.

Многочисленные исследования показали, что именно в начальной школе закладываются основы доказательного мьппления. Здесь главная цель работы по развитию логического отвлечённого мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые предлагают им в качестве исходных, чтобы они смогли ограничиваться содержанием этих суждений, не привлекая других знаний.

Самостоятельная работа - один из видов активизации мыслительной деятельности учащихся.

Одна из важных задач учителя - научить детей самостоятельно работать, рассуждать и проверять себя. Самостоятельная работа способствует активизации мышления, действия. Поэтому после объяснения нового материала можно предложить детям выполнить самостоятельную работу, а потом коллективно проверить её. Это вырабатывает умение сразу видеть свои ошибки и вызывает желание послушать, как следовало вести рассуждения при выполнении заданий. Когда идет проверка, обязательно нужно выяснить, кто из ребят допустил ошибки, и попросить их дать объяснение.

Но даже при очень хорошей организации самостоятельной работы, выполняя одинаковое задание, ученик невольно заглядывает к своему товарищу, испытывая малейшую трудность. При этом внимание его рассеивается, и выполненная работа не может отражать реальную картину качества усвоения материала.

Работа по индивидуальным карточкам как нельзя лучше организует учеников на полную самостоятельность. Работа по карточкам начинается с 1 класса. Их можно использовать при отработке вычислительных навыков и при решении задач. Конечно, подобная работа требует много сил и времени: составление карточек, проверка работ с различным Содержанием. Но детям эта работа нравится, и она приносит много пользы.

Работа по индивидуальным карточкам ценна и тем, что все получают оценку за урок, и каждый ученик знает, что всё зависит от его старания.

Индивидуальная самостоятельная работа строго учитывает индивидуальные особенности ученика: темп, способности по предмету.

Систематическое выполнение целенаправленно подобранных нестандартных заданий, задач и упражнений будет оказывать положительное влияние не только на качество знаний учащихся по программному материалу, но и на активизацию познавательной деятельности; значительно расширяет объём и концентрацию внимания. Учащиеся овладевают простыми, но необходимыми для них приёмами зрительного запоминания и сохранения увиденного в памяти. Значительно обогащается запас и умение оформлять в словесной форме свои рассуждения, объяснения.

Интерес ребёнка - важнейший источник его активности в познавательном процессе, один из наиболее эффективных побудителей внимания. Наличие познавательного интереса к предмету способствует повышению активности учеников, повышению успеваемости, самостоятельности.

Совершенствование процесса обучения определяется стремлением учителей активизировать мыслительную деятельность учащихся. Суть активизации обучения младшего школьника заключается в такой организации учебной деятельности, при которой учащийся приобретает основные навыки получения знаний и на основе этого научится самостоятельно «добывать знания».

В связи с задачами активизации познавательно-мыслительной деятельности учащихся психологами стал рассматриваться вопрос о роли проблемной ситуации.

Психологами доказано, что «проблемная ситуация» является главным средством активизации учебно-познавательной деятельности учащихся и управления процессом, усвоения новых знаний.

Педагогическая практика показывает, что возникновение проблемной ситуации и ее осознание учащимся возможно при изучении почти каждой темы.

Подготовленность ученика к проблемному обучению определяется, прежде всего, его умением (или возникшую в ходе урока) увидеть выдвинутую учителем проблему, сформулировать ее, найти решение и решить ее эффективными приемами. На основе анализа психолого-педагогических исследований можно сделать вывод, что проблемная ситуация представляет собой затруднение, новых знаний и действий. В проблемной ситуации ученик ставится перед противоречиями и потребностью самостоятельного поиска выхода из этих противоречий.

Основными элементами проблемной ситуации являются вопросы, задача, наглядность, задание. Вопрос имеет первостепенное значение и стимулирует и направляет мыслительную деятельность учащихся.

Задача является важным фактом повышения познавательной активности учеников.

Наглядность служит инструментом «схватывания» обобщенного «видения» содержания новых абстрактных понятий и представлений и облегчает формирование научных понятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. - М., Просвещение, 1987.

2. Архипенко К.Д. Игра в учебной деятельности младших школьников.// Начальная школа, 1989. - номер 4- с. 32-36.

3. Борейко Л.Н. Самостоятельные познавательные исследования на уроках математики. - М., 1994.

4. Волкова С.И. Дидактические игры и занимательные упражнения в 1 классе. - Минск, 1987-200 с.

5. Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей у детей на уроках математики. - М., 1994.

6. Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования.// Начальная школа. 1991 - номер 6- с.16-23.

7. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах.- М., 1985.

8. Минскина Е.М. От игры к знаниям. Развивающие и познавательные игры младших школьников, 1992.

9. Миронова Р.М. Игра в развитии ребенка. - Минск, 1989.

10. Жикалкина Т.П. Дидактическая игра на уроках математики.// Начальная школа. 1996 - номер 3 с. 114.