Сценарий открытого урока "В гостях у пчёлки Майи"

Разделы: Экология


1. Беседа на тему «Пчела-труженица»

Цель: сформировать у детей знания о двух основных функциях пчел: производство меда и опыление растений.

Задачи:

  • Дать представление детям о процессе производства меда и о пользе меда для человека;
  • Закрепить знания детей о местах обитания домашних и диких пчел; расширить словарный запас терминами: улей, соты, пасека, пчеловод;
  • Дать представление о процессе опыления растений пчелами.
  • Подвести детей к пониманию необходимости и важности пчел для человека и для природы в целом.

Знания и умения: Дети узнают: как пчелы собирают цветочный нектар для изготовления меда; как происходит выработка меда; где живут домашние и дикие пчёлы; состав пчелиной семьи; полезные свойства меда; как пчелы переносят пыльцу; какие приспособления используют пчелы для сбора пыльцы; какое значение имеет процесс опыления для природы в целом и человека в частности.

Оборудование:

  • конверт с письмом;
  • аудиозаписи «Паровоз Букашка» (А.Ермолов), «Звуки леса»;
  • ширма с бумажными цветами;
  • игрушка-макет пчелы;
  • баночка меда в 100 гр.;
  • картинки с изображением пчелы, улья, сот, пасеки, пчеловодов (см. Приложение).

Ход занятия

Воспитатель обращается к детям: «Ребята, представляете, к нам в детский сад почтальон принес письмо. Давайте, посмотрим, что в нём». Воспитатель достает из конверта письмо и зачитывает: «Дорогие ребята, приглашаю вас к себе гости на цветочную поляну. Вас ждут интересные игры и веселые задания. Подпись: пчёлка Майя.

Ну что, ребята едем в гости. Давайте отправимся на цветочную поляну на поезде. Становитесь в паровозик. Поехали! (Звучит песня «Паровоз Букашка». Воспитатель с детьми двигаются по кругу. В это время, помощник воспитателя ставит ширму с бумажными цветами). Вот мы и приехали. (Звучит аудиозапись «Звуки леса». Детей встречает пчёлка Майя - воспитатель держит в руках макет пчелы).

Пчёлка Майя: Здравствуйте, ребятки! Я очень рада, что вы приняли моё приглашение и приехали ко мне в гости на цветочную поляну. Предлагаю вам присесть и отдохнуть.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему Майя и все пчёлы так любят цветочные поляны. (Воспитатель выслушивает ответы детей). Всё верно. Внутри цветов находятся запасы сладкого нектара - цветочного сока. Именно за нектаром прилетают к цветам пчёлы. Пчела садится на край цветка и медленно заползает в его глубину. Заползла и слизывает своим хоботком сладкий сок - нектар. Высосет сок и глотает его в свой медовый желудочек. Долго летает пчела с цветка на цветок, пьет сок. За это время цветочный сок у пчелы в желудке перерабатывается в душистый, сладкий, густой мед.

Ребята, отгадайте загадку:

Есть на свете сладкий дом,
Садом пахнет в доме том.
А жильцы, жужжа от радости,
В домик свой приносят сладости,
Угощая нас потом.
Угадайте - что за дом?

Зайдите к нам на огород:
Стоит под яблоней завод,
В нём - тысячи рабочих
Снуют с утра до ночи.
Гудит, работает завод
И нам даёт душистый мёд!

Правильно, это улей - пчелиный дом, сделанный человеком. Полетав над садами, цветочными полянами, пчёла возвращается в улей и закладывает мед в соты (маленькие ячейки), которые пчёлы заранее делают из воска. (Воспитатель показывает улей и соты на картинках - см. Приложение).

Есть такая пословица: «Одна пчела много меду не наносит». Как вы ее понимаете? Действительно, чтобы получилось много меда, необходимо много пчел. Вот и живут пчелы большими семьями. В одном улье живет одна пчелиная семья. Самая главная в семье - пчела-матка. Она самая большая, но с короткими крылышками. Она только и делает, что откладывает яйца, из которых появятся молодые пчелки. Есть в пчелиной семье пчелы-трутни. Они делать ничего не умеют, едят мед и жиреют. Больше всего в пчелиной семье рабочих пчел. Они летают за нектаром, собирают мед, строят соты, ухаживают за младенцами, работают по дому - чистят и охлаждают крыльями улей.

Несколько ульев, стоящих рядом называются пасека. Чтобы пчела, вернувшись на пасеку, узнавала свой дом, ульи на пасеке выкрашивают в разные цвета. (Воспитатель показывает пасеку на картинках - см. Приложение). Когда пчелы полностью заполняют все соты в улье, пчеловоды извлекают сладкий мед из сот. (Воспитатель показывает фото с изображением пчеловодов - см. Приложение). Они защищены специальной одеждой, чтобы пчелы их не ужалили.

А знаете, кроме домашних, есть еще и дикие пчёлы.

А кто знает, где живут дикие пчёлы? Дикие пчелы обитают в лесу. Они строят свои жилища в дуплах или на ветвях деревьев, в земляных или скальных расщелинах. (Воспитатель показывает фото пчелиных гнезд - см. Приложение). Их медом любят полакомиться лесные жители. Как вы думаете, какие? Конечно, медведи.

Давайте поиграем в игру «Дикие и домашние пчёлы». Мы с вами разделимся на команды: 1 команда - дикие пчёлы, 2 команда - домашние. У каждой команды свой домик: у домашних - улей, у диких - гнездо (домики имитируют гимнастические обручи). Когда звучит музыка, пчелы вылетают из домиков и кружатся над поляной. Как только музыка останавливается, пчелки должны быстро вернуться, каждая в свой домик.

Почему же мы так ценим мед? В старину говорили: «Мед - лучший друг желудка». Действительно, мед вкусный и очень полезный. Его едят просто так и используют для приготовления разных сладостей - медовые пряники, леденцы, торты. Но главное, мед может лечить от болезней. Вспомните, кому из вас давали мед с теплым молоком? А когда вам его давали, что у вас тогда болело? Мед лечит больное горло, помогает победить простуду.

Пчелки - великие труженицы. Только пригреет весеннее солнышко - они уже на разведку: нет ли где нектара? С ранней весны и до осени пчёлы собирают цветочный нектар. За день пчела облетает 7 тысяч цветов. А чтобы получилось 100 гр. меда (воспитатель показывает детям баночку с медом в 100 гр.) необходимо облететь примерно 1 млн. цветов.

Но это еще не всё! Оказывается, чтобы на растениях появились плоды, на их цветки должна попасть пыльца с других цветков. Пчелы, перелетая с цветка на цветок, пьют цветочный нектар и переносят на лапках цветочную пыльцу. Ведь когда пчела пробирается за капелькой нектара, на брюшко, на лапки и на спинку попадает пыльца, которая потом оседает на других цветах. Говорят: «пчелы опыляют цветы». Для сбора и переноса пыльцы у пчел на лапках - целый набор инструментов. Здесь и кисточки, которыми пчела собирает цветочную пыльцу, и корзиночки, в которых она эту пыльцу переносит, и щеточки для чистки глаз от той же пыльцы.

Если бы не было пчел и других насекомых-опылителей, то не росли бы яблоки и груши, вишни и сливы, абрикосы и черешня. Цветы без насекомых просто не могут существовать.

Вывод: Ребята, что мы сегодня узнали о пчёлах? (Воспитатель выслушивает ответы детей, подводит итог). Пчелы - полезные насекомые. Они не только делают вкусный, сладкий и целебный мед, они еще опыляют растения, чтобы на них созревали овощи, фрукты, ягоды.

2. Физкультминутка «Трудолюбивая пчёлка»

Цель: избежать переутомления; закрепить знания детей о повадках пчёл.

Ход занятия

Дети вместе с воспитателем встают в круг друг за другом. Воспитатель произносит слова, показывает движения. Дети повторяют.

Пчелка трудится весь день,

Руками обрисовать перед собой круг.

И работать ей не лень.

Покачивание указательными пальцами в знак отрицания.

От цветка летит к цветку,

Ритмичные взмахи руками.

Клеит на брюшко пыльцу.

Круговые движения ладонью по животу.

Хоботком нектар сосет,

Вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться.

За день много соберет.

«Раскрыть» перед собой все пальцы.

Унесет нектар тот в улей

Резко выбросит руку с вытянутым указательным пальцем вперед.

И назад вернется пулей.

Изображают полет.

В сотах утрамбует мед,

Топанье ногами.

Скоро ведь зима придет.

Поеживание.

Будет пчелкам чем питаться.

Имитация движения ложкой.

Надо летом им стараться.

Имитация накладывания меда соты.

3. Рисование «Пчелы в сотах»

Цель: Познакомить детей с нетрадиционным способом рисования с помощью воздушно-пузырчатой пленки; закрепить знания о строении и частях тела насекомого.

Оборудование: бумага, краски, кисточки, воздушно-пузырчатая пленка, тело пчелы из цветной бумаги желтого цвета.

Ход занятия

Дети садятся за столы, где приготовлены материалы для рисования.

Воспитатель: Ребята, вспомните, как называются ячейки из воска, в которые пчелы закладывают мед. Правильно, соты. Давайте попробуем нарисовать их.

Воспитатель показывает технику рисования воздушно-пузырчатой пленкой. Пока соты подсыхают, воспитатель просит детей ответить на вопрос о том, как выглядит пчела: голова, брюшко желтое с черными полосками, шесть лапок (по три с каждой стороны), два крыла, два усика, хоботок. После обсуждения дети изображают на сотах пчелу: приклеивают тело и дорисовывают остальные элементы. Следующую пчелу дети рисуют полностью (без аппликации). Готовые работы размещают на магнитной доске.