1. Беседа на тему «Пчела-труженица»
Цель: сформировать у детей знания о двух основных функциях пчел: производство меда и опыление растений.
Задачи:
- Дать представление детям о процессе производства меда и о пользе меда для человека;
- Закрепить знания детей о местах обитания домашних и диких пчел; расширить словарный запас терминами: улей, соты, пасека, пчеловод;
- Дать представление о процессе опыления растений пчелами.
- Подвести детей к пониманию необходимости и важности пчел для человека и для природы в целом.
Знания и умения: Дети узнают: как пчелы собирают цветочный нектар для изготовления меда; как происходит выработка меда; где живут домашние и дикие пчёлы; состав пчелиной семьи; полезные свойства меда; как пчелы переносят пыльцу; какие приспособления используют пчелы для сбора пыльцы; какое значение имеет процесс опыления для природы в целом и человека в частности.
Оборудование:
- конверт с письмом;
- аудиозаписи «Паровоз Букашка» (А.Ермолов), «Звуки леса»;
- ширма с бумажными цветами;
- игрушка-макет пчелы;
- баночка меда в 100 гр.;
- картинки с изображением пчелы, улья, сот, пасеки, пчеловодов (см. Приложение).
Ход занятия
Воспитатель обращается к детям: «Ребята, представляете, к нам в детский сад почтальон принес письмо. Давайте, посмотрим, что в нём». Воспитатель достает из конверта письмо и зачитывает: «Дорогие ребята, приглашаю вас к себе гости на цветочную поляну. Вас ждут интересные игры и веселые задания. Подпись: пчёлка Майя.
Ну что, ребята едем в гости. Давайте отправимся на цветочную поляну на поезде. Становитесь в паровозик. Поехали! (Звучит песня «Паровоз Букашка». Воспитатель с детьми двигаются по кругу. В это время, помощник воспитателя ставит ширму с бумажными цветами). Вот мы и приехали. (Звучит аудиозапись «Звуки леса». Детей встречает пчёлка Майя - воспитатель держит в руках макет пчелы).
Пчёлка Майя: Здравствуйте, ребятки! Я очень рада, что вы приняли моё приглашение и приехали ко мне в гости на цветочную поляну. Предлагаю вам присесть и отдохнуть.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему Майя и все пчёлы так любят цветочные поляны. (Воспитатель выслушивает ответы детей). Всё верно. Внутри цветов находятся запасы сладкого нектара - цветочного сока. Именно за нектаром прилетают к цветам пчёлы. Пчела садится на край цветка и медленно заползает в его глубину. Заползла и слизывает своим хоботком сладкий сок - нектар. Высосет сок и глотает его в свой медовый желудочек. Долго летает пчела с цветка на цветок, пьет сок. За это время цветочный сок у пчелы в желудке перерабатывается в душистый, сладкий, густой мед.
Ребята, отгадайте загадку:
Есть на свете сладкий дом,
Садом пахнет в доме том.
А жильцы, жужжа от радости,
В домик свой приносят сладости,
Угощая нас потом.
Угадайте - что за дом?Зайдите к нам на огород:
Стоит под яблоней завод,
В нём - тысячи рабочих
Снуют с утра до ночи.
Гудит, работает завод
И нам даёт душистый мёд!
Правильно, это улей - пчелиный дом, сделанный человеком. Полетав над садами, цветочными полянами, пчёла возвращается в улей и закладывает мед в соты (маленькие ячейки), которые пчёлы заранее делают из воска. (Воспитатель показывает улей и соты на картинках - см. Приложение).
Есть такая пословица: «Одна пчела много меду не наносит». Как вы ее понимаете? Действительно, чтобы получилось много меда, необходимо много пчел. Вот и живут пчелы большими семьями. В одном улье живет одна пчелиная семья. Самая главная в семье - пчела-матка. Она самая большая, но с короткими крылышками. Она только и делает, что откладывает яйца, из которых появятся молодые пчелки. Есть в пчелиной семье пчелы-трутни. Они делать ничего не умеют, едят мед и жиреют. Больше всего в пчелиной семье рабочих пчел. Они летают за нектаром, собирают мед, строят соты, ухаживают за младенцами, работают по дому - чистят и охлаждают крыльями улей.
Несколько ульев, стоящих рядом называются пасека. Чтобы пчела, вернувшись на пасеку, узнавала свой дом, ульи на пасеке выкрашивают в разные цвета. (Воспитатель показывает пасеку на картинках - см. Приложение). Когда пчелы полностью заполняют все соты в улье, пчеловоды извлекают сладкий мед из сот. (Воспитатель показывает фото с изображением пчеловодов - см. Приложение). Они защищены специальной одеждой, чтобы пчелы их не ужалили.
А знаете, кроме домашних, есть еще и дикие пчёлы.
А кто знает, где живут дикие пчёлы? Дикие пчелы обитают в лесу. Они строят свои жилища в дуплах или на ветвях деревьев, в земляных или скальных расщелинах. (Воспитатель показывает фото пчелиных гнезд - см. Приложение). Их медом любят полакомиться лесные жители. Как вы думаете, какие? Конечно, медведи.
Давайте поиграем в игру «Дикие и домашние пчёлы». Мы с вами разделимся на команды: 1 команда - дикие пчёлы, 2 команда - домашние. У каждой команды свой домик: у домашних - улей, у диких - гнездо (домики имитируют гимнастические обручи). Когда звучит музыка, пчелы вылетают из домиков и кружатся над поляной. Как только музыка останавливается, пчелки должны быстро вернуться, каждая в свой домик.
Почему же мы так ценим мед? В старину говорили: «Мед - лучший друг желудка». Действительно, мед вкусный и очень полезный. Его едят просто так и используют для приготовления разных сладостей - медовые пряники, леденцы, торты. Но главное, мед может лечить от болезней. Вспомните, кому из вас давали мед с теплым молоком? А когда вам его давали, что у вас тогда болело? Мед лечит больное горло, помогает победить простуду.
Пчелки - великие труженицы. Только пригреет весеннее солнышко - они уже на разведку: нет ли где нектара? С ранней весны и до осени пчёлы собирают цветочный нектар. За день пчела облетает 7 тысяч цветов. А чтобы получилось 100 гр. меда (воспитатель показывает детям баночку с медом в 100 гр.) необходимо облететь примерно 1 млн. цветов.
Но это еще не всё! Оказывается, чтобы на растениях появились плоды, на их цветки должна попасть пыльца с других цветков. Пчелы, перелетая с цветка на цветок, пьют цветочный нектар и переносят на лапках цветочную пыльцу. Ведь когда пчела пробирается за капелькой нектара, на брюшко, на лапки и на спинку попадает пыльца, которая потом оседает на других цветах. Говорят: «пчелы опыляют цветы». Для сбора и переноса пыльцы у пчел на лапках - целый набор инструментов. Здесь и кисточки, которыми пчела собирает цветочную пыльцу, и корзиночки, в которых она эту пыльцу переносит, и щеточки для чистки глаз от той же пыльцы.
Если бы не было пчел и других насекомых-опылителей, то не росли бы яблоки и груши, вишни и сливы, абрикосы и черешня. Цветы без насекомых просто не могут существовать.
Вывод: Ребята, что мы сегодня узнали о пчёлах? (Воспитатель выслушивает ответы детей, подводит итог). Пчелы - полезные насекомые. Они не только делают вкусный, сладкий и целебный мед, они еще опыляют растения, чтобы на них созревали овощи, фрукты, ягоды.
2. Физкультминутка «Трудолюбивая пчёлка»
Цель: избежать переутомления; закрепить знания детей о повадках пчёл.
Ход занятия
Дети вместе с воспитателем встают в круг друг за другом. Воспитатель произносит слова, показывает движения. Дети повторяют.
Пчелка трудится весь день, |
Руками обрисовать перед собой круг. |
И работать ей не лень. |
Покачивание указательными пальцами в знак отрицания. |
От цветка летит к цветку, |
Ритмичные взмахи руками. |
Клеит на брюшко пыльцу. |
Круговые движения ладонью по животу. |
Хоботком нектар сосет, |
Вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться. |
За день много соберет. |
«Раскрыть» перед собой все пальцы. |
Унесет нектар тот в улей |
Резко выбросит руку с вытянутым указательным пальцем вперед. |
И назад вернется пулей. |
Изображают полет. |
В сотах утрамбует мед, |
Топанье ногами. |
Скоро ведь зима придет. |
Поеживание. |
Будет пчелкам чем питаться. |
Имитация движения ложкой. |
Надо летом им стараться. |
Имитация накладывания меда соты. |
3. Рисование «Пчелы в сотах»
Цель: Познакомить детей с нетрадиционным способом рисования с помощью воздушно-пузырчатой пленки; закрепить знания о строении и частях тела насекомого.
Оборудование: бумага, краски, кисточки, воздушно-пузырчатая пленка, тело пчелы из цветной бумаги желтого цвета.
Ход занятия
Дети садятся за столы, где приготовлены материалы для рисования.
Воспитатель: Ребята, вспомните, как называются ячейки из воска, в которые пчелы закладывают мед. Правильно, соты. Давайте попробуем нарисовать их.
Воспитатель показывает технику рисования воздушно-пузырчатой пленкой. Пока соты подсыхают, воспитатель просит детей ответить на вопрос о том, как выглядит пчела: голова, брюшко желтое с черными полосками, шесть лапок (по три с каждой стороны), два крыла, два усика, хоботок. После обсуждения дети изображают на сотах пчелу: приклеивают тело и дорисовывают остальные элементы. Следующую пчелу дети рисуют полностью (без аппликации). Готовые работы размещают на магнитной доске.