Мой предмет - математика считается одним из самых сложных. Перед учителями математики стоит трудная задача - нам необходимо обучить всех учащихся, не выделяя тех, кому дано знать математику, а кому не дано. Существует ли и как найти такую «универсальную» технологию, которая бы обучила всех и сразу? Мы долго думали и решили применить на уроках технологию развития критического мышления, тем более что вся школа работает, используя данную технологию. В технологии критического мышления основной упор делается на то, что учащиеся сами будут определять, что они хотят узнать на этом уроке, для чего это им нужно. Я постараюсь описать некоторые моменты применения данной технологии на своих уроках, на стадии «вызов». В данной технологии именно «вызов» задает темп и тон урока. Именно на этом этапе происходит не только повторение пройденного материала, но и актуализация знаний, а самое главное - дается положительная мотивация, формируется интерес. Еще один очень важный момент - стадия вызова активизирует всех учащихся. Если раньше пассивные ученики оставались в стороне, предоставляя возможность активным ребятам, то теперь это исключено. Каждый ученик в классе принимает участие в работе. И моя задача, как учителя, систематизировать уже накопленный материал.
5 класс, тема «Сложение и вычитание натуральных чисел. Периметр»
Для проведения устной работы и сообщения темы урока я использую математическое лото. Каждому ученику выдается карточка лото и полоски бумаги размером в одну ячейку лото. Учитель читает примеры, а учащиеся закрывают в карточке соответствующие ответы. По расположению закрытых ячеек учителю легко увидеть правильность вычисления каждого. Из оставшихся незакрытыми букв можно складывать слова, которые подскажут тему урока. Эту карточку можно использовать на нескольких уроках.
296
|
513
|
1000
|
499
|
877
|
630
|
45
|
555
|
40
|
8
|
90
|
4
|
7
|
57
|
96
|
14
|
Задания могут быть самыми различными, например один из вариантов
- 28 уменьшить в 4 раза
- 90 вычесть 82
- 500 увеличить на 13
- 111 умножить на 5
- 900 вычесть 23
- 114 разделить на 2
- 9 умножить на 5
- 500 вычесть 1
- 42 разделить на 3
- 45 увеличить в 2 раза
- 100 уменьшить на 4
Какие числа остались открытыми?
Из оставшихся букв сложите слово. (сумма)
Какое действие мы будем сегодня повторять?
5 класс, «Свойства сложения»
В истории математики известен такой случай. Однажды, а было это в Германии, в конце 18 века, для того чтобы заставить учеников поработать, учитель дал им задание подсчитать сумму всех натуральных чисел от 1 до 100. Каково же было его удивление, когда уже через несколько минут один ученик сказал ему ответ. Этот ученик, Карл Фридрих Гаусс, а ему было тогда 10 лет, стал одним из великих математиков мира. Как вы думаете, как маленькому Гауссу удалось быстро подсчитать сумму?
Проблема: как найти сумму натуральных чисел от 1 до 100?
Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня?
5 класс, тема «Формулы»
На доске записаны формулы:
- s = ab
- p = 4a
- s = vt
- p = (a + b)∙2
- t= s : v
- s = a a
«Ребята, что записано на доске?»
«Что мы будем изучать сегодня на уроке?»
Задание классу (устно):
Найдите дружную пару: «Название формулы - Формула»
Учитель держит в руке 6 карточек с названиями формул:
- площадь прямоугольника
- площадь квадрата
- формула пути
- периметр квадрата
- периметр прямоугольника
- формула времени
Учащиеся прикрепляют соответствующее название рядом с формулой.
5 класс, тема «Уравнение»
Разгадайте анаграмму и определите, какое слово лишнее. Что связывает оставшиеся слова между собой? Зачада, гукр, варунение, извененаяст
Ответ: задача, круг, уравнение, неизвестная. Лишнее слово - круг - геометрическая фигура.Связь между оставшимися словами следующая: условие задачи содержит неизвестную величину, значение которой нужно определить, уравнение тоже содержит неизвестную величину; многие задачи решают, составляя по условию уравнение.
Загадка:
Он есть у дерева, цветка,
Он есть у уравнений
И знак особый - радикал -
С ним связан, без сомнений.
Заданий многих он итог.
И с этим мы не спорим
Надеемся что каждый смог
Ответить: это…. (корень)
5 класс, тема «Числовые и буквенные выражения»
Я предлагаю вам разбить следующие выражения на две группы.
1) 25+12+15 |
6) (67-27)+ (84+34) |
2) 124+(30+18) |
7) (49 +95)- a |
3) а + (5 +8) |
8) х + у |
4) 47 -36 + х |
9) 15 + к |
5) (у-45) - (13+у) |
10) 99 - р. |
Почему вы сделали такое разделение? (Ответ: в 1 группу записали примеры с числами, во 2 группу примеры, содержащие букву) Как бы вы назвали такие выражения?
5 класс, тема «угол. Измерение углов»
На доске записаны величины углов. На какие группы их можно разбить?
Истинно или ложно моё высказывание? (учащиеся поднимают сигнальные карточки)
- все существующие углы прямые (ложно);
- нет ни одного угла, который бы нельзя было измерить в градусах (ложно);
- смежные углы - это углы, у которых есть общая сторона (истинно);
- угол в 110º - развернутый (ложно);
- все ученики 5 класса научатся измерять градусную меру угла (истинно).
Практическая работа.
Каждому ученику выдается листок с изображением угла (у всех одинаково)
Задание: измерить градусную меру этого угла с помощью транспортира. (Запись на доске: 140º, 135º, 65º и др. Результаты получаются различные)
- Давайте сравним полученные результаты. Почему они получились разные? В чем проблема? (каждый измеряет по-разному)
- Как решить эту проблему? (Нужно создать общий алгоритм измерения углов при помощи транспортира).
Для определения целей можно использовать игру «Верно или ложно?»
Если я читаю верное утверждение, то вы хлопаете в ладошки; если неверное, то поднимаете вверх руки.
- Единицы измерения углов: миллиметры, сантиметры?
- Единицы измерения углов: миллиграммы, килограммы?
- Единицы измерения углов: градусы, минуты?
- Развёрнутый угол имеет градусную меру 100°?
- Развёрнутый угол имеет градусную меру 90°?
- Развёрнутый угол равен 180°?
- Прямой угол равен 160°?
- Прямой угол равен 90?
- Острый угол больше прямого?
- Острый угол равен прямому?
- Острый угол меньше прямого?
- Тупой угол меньше прямого?
- Тупой угол всегда больше прямого и меньше развёрнутого?
- Угол, меньше 90° называется острым?
- Угол, больше 90°, но меньший 180°, называется тупым углом?
5 класс, тема «Равные фигуры»
Раздаю каждому учащемуся различные геометрические фигуры.
Задание 1: найдите себе пару. Ребята бегают по кабинету, ищут фигуру. Затем парами выходят к доске. Вопрос учителя - «Как проверить, что вы нашли себе пару?» Ребята быстро соединяют фигуры, тем самым доказывая, сто они равны. Далее я даю
Задание 2: Найдите периметр вашей фигуры. Учащиеся самостоятельно делают необходимые измерения и находят периметр.
Задание 3: Проверьте, верно вы вычислили или нет? (ответы должны быть одинаковыми). Здесь делаем выводы - равные фигуры имеют равные периметры; если не равны, то выясняем в чем ошибка (не знаем формулу периметра, не умеем вычислять)