Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Далеко от Москвы"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Путь к Великой Победе»

Класс: д/с

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг., старшие дошкольники


Цели: закрепить знания детей об истории своей страны, связанной с защитой Отечества, формирование патриотических чувств, глубокого чувства сопричастности к истории своего Отечества.

Задачи:

  • Воспитывать чувство уважения к ветеранам ВОВ, вызвать положительный эмоциональный отклик и желание заботиться о них.
  • Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине.
  • Дать детям представление о героическом подвиге людей в годы Великой отечественной войны и о том, как страна и народ чтят их память.
  • Прививать детям интерес к военной истории своего Отечества, пробуждать желание изучать историческое прошлое страны.
  • Продолжать знакомить детей старшего дошкольного возраста с героическим прошлым русского народа.
  • Обогащать лексический запас детей.
  • Способствовать развитию речи и коммуникативных навыков ребенка.

Оборудование: ИКТ, презентация «Далеко от Москвы», иллюстрации и плакаты на военную тематику.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, мы продолжаем с вами говорить о Великой Отечественной Войне. Мы победили в этой войне. Но победа досталась нам сверхвысокой ценой.

На экране демонстрируется презентация «Далеко от Москвы».

Воспитатель: В городе Санкт-Петербург (в годы Великой Отечественной Войны он назывался Ленинград) есть Государственный Мемориальный Музей обороны и блокады Ленинграда. (Слайд №3)

В медиатеке музея хранятся письма, дневники жителей этого многострадального города. (Слайд №4) Со слезами на глазах читаются эти тексты, в которых рассказывается как ленинградцы не только выживали во вражеском кольце в это страшное, трудное, голодное, холодное время блокады, но и трудились во благо Родины. Ленинград жил, Ленинград боролся. На оставшихся в городе предприятиях работали не только мужчины, но и женщины, подростки. Несмотря на жесточайшую блокаду Ленинград продолжал снабжать вооружением и снаряжением войска фронта. (слайд №5) Обессиленные голодом, они ремонтировали военную технику, выпускали оружие и снаряды, восстанавливали производство электроэнергии. Блокированный Ленинград не был одинок в своей борьбе.

Нет ни одного города в нашей стране который бы не трудился на благо Родины и фронта. Лозунг «Все для фронта, все для Победы!» говорит сам за себя. Пока наши войска сражались с врагом, отвоевывая каждый сантиметр родной земли, там, далеко от Москвы, в тылу кипела оборонная жизнь.

Воспитатель: Ребята, давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Собери патроны».

Игра «Собери патроны»

На полу лежат «патроны» (шарики или футляры от киндер-сюрпризов). Каждый участник по очереди получает лопатку, ведро. По сигналу первый участник берёт в правую руку лопатку, а в левую - ведро. Надо загнать «патрон» на лопатку без помощи левой руки, положить в ведро, а затем всё передать следующему игроку. Победит та команда, у которой окажется больше «патронов».

Воспитатель: Молодцы! Немного отдохнули. А сейчас скажите мне, пожалуйста, вы знаете, что такое тыл? (Предполагаемые ответы детей.)

Воспитатель: Тыл - эта та часть страны, где не велись военные действия, там работали заводы и фабрики, трудились люди.

Воспитатель: Как вы думаете, зачем нужны были заводы и фабрики в годы войны? (Предполагаемые ответы детей.)

В годы войны многие промышленные предприятия переключились на изготовление боеприпасов, оружия, военной техники. Для борьбы с врагом военным нужны были новые танки, самолеты, пушки... Все это делали в тылу, за линией фронта. (Слайд №6)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти фотографии. (Слайд №6,7) Кто работал на фабриках и заводах, в колхозах, когда большинство мужчин ушли защищать Родину? (Предполагаемые ответы детей.)

Воспитатель: Правильно. Слабые руки наших женщин, стариков и детей оказались могучими руками. Тыл дал столько оружия, сколько не смогли дать своей армии заводы Германии.

Дети вставали к станкам на заводах вместо своих отцов. Если они не доставали до станков из-за своего роста, то вставали на табуретки. (Слайд №7) Трудились долго, изнурительно. На их детские плечи тяжелой ношей легли заботы трудового фронта.

Воспитатель: Для фронтовиков нужна была также и теплая одежда, еда. Ребята, а что вы видите на следующем слайде? (Слайд №8,9). (Предполагаемые ответы детей.)

Воспитатель: Все верно. Дети собирали ягоды, грибы, лекарственные растения и отправляли все это раненым в госпитали, на фронт. Женщины, старики, дети трудились на полях, выращивали хлеб, овощи. Обеспечивали провиантом солдат. У людей, оставшихся в тылу был свой фронт - трудовой. Днем старики и дети трудились на заводах и полях, а ночью, при свете керосиновой лампы, всей семьей вязали носки и варежки для фронта. (Слайд №10)

Нежны и крепки были нити душевных связей, которые тянулись из голодных городов и деревень к землянкам и блиндажам переднего края, к солдатам. И от солдат к детям, женам, старым родителям. Тыл внес огромный вклад в Великую Победу. Там ковалось оружие Победы.

Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте немного поиграем.

Проводится речевая игра «Наша Армия».

«Наша Армия»

Ровным строем мы идём - раз, два, три (Маршируем на месте.)
В барабаны звонко бьём - раз, два, три (Указательными пальцами правой и левой руки имитируем стук в барабаны.)
Мы летим, как самолёт - раз, два, три (Руки в стороны, имитация самолета.)
Ускоряется полёт - раз, два, три (Ускоряем движение.)
Пересели в вертолёт - раз, два, три (Руки перед собой, изображаем пропеллер.)
Поднимает в верх пилот - раз, два, три (Медленно поднимаем руки над головой, продолжая изображать пропеллер.)
На ракете полетим - раз, два, три (Руки вытягиваем над головой, соединяем ладони.)
И всех-всех опередим- раз, два, три (Не меняя положения рук приседаем и выпрыгиваем в верх.)
Поплывем на корабле - раз, два, три (Руки перед собой под прямым углом, ладони соединены.)
Нас качает на волне - раз, два, три (Руки в прежнем положении, раскачивание из стороны в сторону.)
Наши пушки метко бьют- раз, два, три (Боксирующие движения руками.)
Нашей Армии салют! Раз, два три! (Подпрыгиваем, вскидывая вверх руки с раскрытыми ладонями.)

После игры проводится рефлексия проведенной образовательной деятельности.