Тип проекта: познавательно-игровой.
Продолжительность: долгосрочный (1 год)
Участники: воспитатели, дети, родители воспитанников.
Актуальность темы:
Дети часто испытывают трудности на занятиях по формированию элементарных математических представлений: им достаточно сложно устанавливать пространственные и количественные отношения между предметами; измерять и сравнивать предметы по ширине, длине, высоте, объему; ориентироваться в пространстве и времени.
Но механическое запоминание материала не принесет должного результата. Наиболее эффективно формировать у детей математические представления с помощью занимательного математического материала: головоломок, лабиринтов, дидактических игр. Дети, с интересом и удовольствием играя в математические игры, ненавязчиво и прочно усваивают основные математические понятия и закономерности.
Цель проекта: формирование интереса к математике с помощью занимательного материала
Интегрированные задачи:
- Создать условия для закрепления элементарных математических представлений в игровой и самостоятельной деятельности детей, способствовать формированию интереса к математике
- Способствовать развитию познавательной активности, воображения, мышления, коммуникативных навыков, познавательно-исследовательской деятельности детей;
- Поддерживать проявления инициативы детей в самостоятельной деятельности;
- Развивать умении обосновывать свои предположения и гипотезы;
- Воспитывать любознательность, умение внимательно слушать, дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе, чувство взаимовыручки, желание прийти на помощь.
Предполагаемый результат:
Предметная пространственная среда пополнена новыми интересными занимательными играми и пособиями по ФЭМП - и самодельными, и фабричными.
У детей повышается интерес к математике, они с удовольствием играют в игры математического содержания и - незаметно для себя - прочно усваивают элементарные математические понятия.
Речь детей становится более активной, свободной: ребята отвечают на вопросы, спокойно, без боязни ошибиться, высказывают предположения, участвуют в обсуждениях. Развиваются мышление, память, внимание.
Воспитывается стремление работать согласованно, договариваться, помогать друг другу.
Родители - активные участники образовательного процесса.
Педагоги совершенствуют свои умения в составлении проектов.
Этапы работы
I ЭТАП - подготовительный
Создание условий, необходимых для реализации проекта: обогащение предметно-развивающей среды группы, сбор и анализ литературы по данной теме.
Дидактические и настольно-печатные игры
- Д/и «Игра с кругами»
- Д/и «Правильный счет»
- Д/и «Выложи орнамент»
- Д/и «Гусеница»
- Д/и «Весёлый паровозик»
- Д/и «Найди и назови»
- Д/и «Счетная мозаика»
- Д/и «Наш день»
- Д/и «Волшебные ниточки»
- Д/и «Найди предмет такой же формы»
- Д/и «Волшебные узоры»
- Д/и «Вчера, сегодня, завтра»
- Д/и «Подбери по форме»
- Д/и «Цифроград»
- Д/и «Кто где?»
- Д/и «Части суток»
- П/и «Где правая, где левая?»
- Д/и «Рассели гостей»
- Д/и «Половинка к половинке»
- Д/и «Составь узор»
- Д/и «День и ночь»
- Д/и «Что шире, что уже?»
- Д/и «Подбери пару варежке»
- Д/и «Нолики»
- Д/и «Расскажи про свой узор»
- Д/и «Когда это бывает?»
- Д/и «Укрась салфетку»
- Д/и «Какое число рядом»
- Д/и «Встань на место»
- Д/и «Назови пропущенное слово»
Наглядно-дидактические пособия:
- Картотека загадок про математические понятия (цифры, геометрические фигуры и др)
- Подборка математических сказок
- Пословицы и поговорки с цифрами
- Картотека считалок
- Математические раскраски
II ЭТАП - Основной
Деятельность с детьми:
- ООД
- Дидактические игры
- Чтение математических сказок
- Загадывание загадок
- Заучивание стихов, пословиц, скороговорок
Взаимодействие с родителями:
- Помощь в изготовлении и приобретении дидактических игр
- Консультации:
- «Математика - это интересно!»
- «Загадка - уму зарядка»
- «Весёлая математика для детей»
- «Весёлая математика дома»
III ЭТАП - Заключительный
Обобщение материалов проекта, анализ деятельности детей
Интеграция образовательных областей и содержание деятельности в соответствии с ФГОС ДО
ОО |
Мероприятия |
Программные задачи |
Познавательное развитие |
НОД:
Дидактические игры:
|
*развитие любознательности и познавательной мотивации.
*формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, части и целом, пространстве и времени и т.д.). *Обогащение сенсорного опыта, знакомство с новыми способами обследования предметов. * Учить детей играм, направленным на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствуя умение сравнивать предметы по внешним признакам, группировать; составлять целое из частей. *Дать представление о «множестве». |
Социально-коммуникативное развитие |
Ознакомление с художественной литературой
|
*помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками
|
Речевое развитие
|
*Заучивание считалок:
|
*Обогащение активного словаря детей математическими понятиями
|
Художественно-эстетическое развитие |
Занятия по продуктивной деятельности:
Самостоятельное художественное творчество:
|
*Обогащение активного словаря детей математическими понятиями
|
Физическое развитие |
Физкультминутки Пальчиковые игры
Подвижные игры:
|
*Развивать организованность, самостоятельность, инициативность
|
Результаты проекта:
- Дети стали проявлять больший интерес к занятиям математикой, с удовольствием решают логические задачки, складывают из геометрических фигур и счётных палочек различные предметы, считают количество деталей и т.д.
- В совместной работе дети договаривались и сами планировали свои дела в разных видах продуктивной и познавательной деятельности, тем самым развивая в себе коммуникативные, познавательные способности.
- Были разучены и освоены новые физкультминутки, подвижные и дидактические игры, пальчиковые гимнастики, пословицы и поговорки, скороговорки.
- У детей улучшилась мелкая моторика рук, координация движений.
- Активизирован словарный запас детей по теме проекта; дети отвечают на вопросы взрослого, без боязни участвуют в обсуждениях.
- Проведены занятия с использованием различных материалов (пластилин, бумага, конструктор ЛЕГО).
- Родители активно включились в совместную деятельность с детьми, стали активными участниками жизни детей в детском саду.
Методическая литература
1. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. "Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста". - М.: Просвещение 1989.
2. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А.А.Столяра. - М.: Просвещение, 1991.
3. Аникин В.П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках,народном языке: Очерки. - М.: Дет. лит., 1988.
4. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.: Просвещение, 1985
5. Шаталова, Е. В. Использование математических загадок в детском саду / Е.В.Шаталова. - Белгород, 1997. - стр. 157.
6. «Игры по математике для дошкольников», Л.Ю.Козина, Творческий Центр СФЕРА. Москва, 2008.
7. «Математика - учимся, играя», М. Ю. Стожарова, Ростов-на-Дону «ФЕНИКС», 2008.