Открытый урок по окружающему миру "Город на Неве". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: окружающий мир, УМК «Школа России», Санкт-Петербург, достопримечательности Санкт-Петербурга


Учебно-методический комплект: «Школа России».

Предмет: окружающий мир.

Класс: второй.

Форма проведения: классно-урочная.

Тип урока. Урок изучения нового материала.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный диалог, частично-поисковый, методы стимулирования к обучению, методы контроля и самоконтроля.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Цели деятельности учителя: формирование представления о Санкт-Петербурге; ознакомление с достопримечательностями города на Неве; формирование представления об истории памятника в Санкт-Петербурге - Петру Первому.

Цели: познакомить с достопримечательностями Санкт-Петербурга, планом и гербом города, историей его основания. Прививать любовь к своей стране, уважение к памятникам старины.

УУД:

  • Личностные: самоопределение; нравственно-эстетическая ориентация.
  • Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение вести учебный диалог;
  • Познавательные: обще-учебные: смысловое чтение восприятие научно-познавательных текстов и свободная ориентация в них, овладение логическими действиями сравнения, анализа объектов с целью выделения признаков.
  • Регулятивные: ставить и формулировать в сотрудничестве с учителем учебную задачу (целеполагание и планирование), создать алгоритм деятельности при решении учебной проблемы.

Планируемые результаты:

  • понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
  • соотносить фотографии достопримечательностей Санкт-Петербурга с их местоположением на карте города;
  • рассказывать о достопримечательностях Санкт-Петербурга по фотографиям учебника и рабочей тетради;
  • отличать герб Санкт-Петербурга от гербов других городов, сходных с ним;
  • обсуждать рассказ «Петропавловская крепость»;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Оборудование:

  • Учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 кл. 2 часть.- М.: Просвещение, 2017
  • Рабочая тетрадь: Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь 2 кл. 2 часть.- М.: Просвещение ,2017 . Электронное приложение.
  • Карта России.

Ход урока

I. Актуализация знаний

1. Сегодня мы вновь отправляемся путешествовать по стране. Что нам нужно в заочном путешествии? (Дети: Знания, наблюдательность, внимание, память, воображение)

II. Проверка домашнего задания. (Слайд 1)

- Вспомните, тему прошлого урока. (Путешествие по Москве)

- Как вы думаете, почему путешествие по нашей стране мы начали с города Москва? (это главный город нашей страны, столица России)

Игра «Вопрос-ответ» по теме «Путешествие по Москве»

1) Кто является основателем Москвы? (Юрий Долгорукий)

2) Герб какого города вы видите? (Герб Москвы). Как называют воина, изображённого на гербе нашей столицы? (Всадник с копьем, это Георгий Победоносец)

3) Какие достопримечательности ты знаешь? (Большой театр, Храм Христа Спасителя, Цирк на Цветном бульваре)

4) Что является «сердцем» Москвы? (Московский Кремль)

5) Как называется главная площадь Москвы? (Красная Площадь)

6) На какой башне находятся Куранты? (Спасской башне)

7) Какого цвета кирпич, из которого сложены стены Московского Кремля?

8) Как называют 20 «сестёр», которые возвышаются над стенами Кремля?

9) Перечислите тайники, которые находятся в Тайницкой башне…

- Покажите этот город на карте России. В какой части света расположен этот город? (северо-запад).

III. Сообщение темы урока и постановка задач

- В течение нескольких уроков мы совершали заочное путешествие по родной стране. Сегодня мы продолжим это увлекательное занятие и побываем в одном из красивейших городов мира, расположенном на берегах реки Невы. Наша задача не только полюбоваться его красотами, но и постараться запомнить историю рождения этого города, его достопримечательности, а также понять, почему он является гордостью нашего народа, государства.

Этот город находится на реке Неве.

Давайте сформулируем тему нашего урока? (Город на Неве)

- Этот город считают северной столицей нашего государства. И это неспроста. Он более 200 лет был столицей России. Как вы думаете, этот город находится южнее или севернее Москвы? (Он находится севернее, чем Москва)

- Дети ищут на карте, о каком городе идет речь….(Санкт-Петербург)

IV. Изучение нового материала

1. Работа по учебнику и тетради. (Откройте учебник на странице 108)

Санкт - Петербург - один из самых красивых городов мира. Он находится на северо - западе нашей страны. Город стоит на реке Неве. Его основал царь Петр I более 300 лет назад.

Возьмите рабочие листы задание №1. С помощью учебника давайте заполним пропуски в тексте.

2. Знакомство с гербом и флагом города.

- Как вы думаете, что это? (слайд № )

(Герб - эмблема, отличительный знак. У каждого города есть свой герб)

- Давайте рассмотрим, что изображено на гербе? (2 якоря - морской и речной крест на крест, сзади корона с двуглавым орлом).

Работа в рабочем листе задание №2. Найди и отметь герб Санкт-Петербурга.

3. Знакомство с достопримечательностями города.

- А сейчас, я предлагаю совершить заочную экскурсию в город и познакомиться с его достопримечательностями.

Город стоит на 42 островах. Острова между собой соединены мостами. В городе насчитывают 342 моста. Мосты большие и маленькие, каменные и стальные, подвесные, но особенно знамениты разводные мосты.

А) «Петропавловская крепость».

- Как вы думаете, почему именно с этой достопримечательности мы начинаем? (т.к. именно с нее начиналась Северная столица империи).

Главное место занимает Петропавловская крепость.

Крепость расположена на небольшом Заячьем острове. Место для нее выбирал сам Петр 1. Толщина стен крепости 20 метров. Здесь можно посетить Петропавловский собор и тюрьму, взобраться на колокольню, пройтись по знаменитому Монетному двору и увидеть удивительный памятник ее создателю.

Первый орудийный салют был произведен со стен новой крепости 14 мая 1704г. С тех пор и до наших дней ровно в полдень выстрелы артиллерийских орудий гремят со стен Петропавловской крепости. По этому выстрелу жители города проверяют время. (Слайд № 6)

(Слайд ) «Достопримечательности Петербурга»

Хочу отметить, что….Санкт-Петербург - город музеев. В Петербурге 47 музеев. В середине 18 века на набережной Невы был построен Зимний дворец. (Слайд )

- Дворцовая площадь - главная площадь Санкт-Петербурга. На ней стоит Зимний дворец, который в прошлом был резиденцией русских царей, а в настоящее время одно из пяти зданий Государственного Эрмитажа (одного из самых крупных музеев мира). После окончания строительства Зимний дворец стал превращаться в дворцовый комплекс. В этом дворце жили русские цари. В Зимнем дворце находится Эрмитаж - это один из крупнейших музеев мира. Он образовался в 1764 году.

В Эрмитаж едут люди со всего мира, чтобы посмотреть на бесценные сокровища: картины, скульптуры, вазы, изделия из серебра и золота. Сейчас в музее представлено 3 миллиона экспонатов. Чтобы обойти 353 зала музея, придётся пройти 24 километра. Если осматривать каждый экспонат хотя бы минуту, то потребуется 20 лет.

В 1988 году Эрмитаж попал в Книгу рекордов Гиннеса, как самая большая картинная галерея мира. (Слайд )

(Слайд ) «Казанский собор», «Исаакиевский собор»,

«Собор Воскресения Христова», «Смольный собор»

- Санкт-Петербург, будучи столичным городом, имел высокую церковную культуру. Представление общего облика Санкт-Петербурга будет неполным, если не упомянуть о храмах, которые, несомненно, можно назвать образцами высокохудожественных произведений искусства.

IV. Закрепление нового материала

Викторина.

  1. Как называется город, стоящий на Неве?
  2. Кто был основателем Санкт-Петербуга?
  3. В честь кого назван город Санкт-Петербуг?
  4. Как иначе назывался этот город?
  5. Как называется главный проспект Санкт-Петербуга?
  6. С возведения какого сооружения началось строительство Санкт-Петербурга?
  7. Какой символ укреплён на шпиле Петропавловского собора и
  8. Александровской колонны?
  9. Как называется главная площадь Санкт-Петербуга?
  10. В честь кого воздвигнут памятник «Медный всадник»?

V. Домашнее задание и выставление оценок

VI. Рефлексия

- Сегодня мы смогли познакомиться только с самыми основными достопримечательностями Северной столицы.

Путешествие по этому уникальному городу можно продолжить, обратившись к детским журналам, энциклопедиям, материалам на электронных носителях, Интернету. Обязательно помните, что историческое и культурное наследие нашей страны необходимо сохранять для будущих потомков, будущих россиян.

Я предлагаю оценить свою работу на уроке, возьмите флажочек и нарисуйте

  • + - если вам было интересно,
  • V - если было интересно, но были затруднения в выполнении заданий,
  • - если было не интересно на уроке.

И сделайте метку на карте г.Санкт-Петербург.

Материалы к уроку

  1. Плешаков А.А. «Окружающий мир»: учебник для 2 кл. нач.шк. в 2 ч., 10-е изд.- М.: «Просвещение», 2009 г.;
  2. Рабочая тетрадь в 2 ч. к учебнику для 2 класса «Окружающий мир» Плешаков А.А.-М.: «Просвещение», 2011 г.
  3. Казакова О.В., Сбоева Н.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 2 класс. М.: «ВАКО», 2011.
  4. Бочарова М.И. Из опыта преподавания истории. / М.И. Бочарова // Начальная школа. - 1997 - № 9.
  5. Клёпа в Санкт-Петербурге. // Клёпа. - 2003 - № 90.
  6. Приключение Мурзилки в Петербурге. // Мурзилка. - 1999 - № 9.
  7. Троицкая Н.Б. «Мой Пушкин» - тема урока в III классе. / Н.Б. Троицкая // Начальная школа. - 1999 - № 6.
  8. Электронный материал. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.- 2010.
  9. Сайты Интернета:
    1. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2019/02/02/gorod-na-neve-okruzhayushchiy-mir-2-klass
    2. https://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-gorod-na-neve.html