Методическая разработка урока по теме "Решение задач. Составление диаграммы"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: задачи на движение, УМК «Школа 2100»


Описание и обоснование применяемых на уроке педагогических технологий, форм, методов и технологий

Проблемно-деятельностный подход к организации активной мыслительной и познавательной деятельности учащихся на всех этапах урока, парные и фронтальные формыорганизации учебной деятельности школьников, применение наглядных, словесных, практических методов, работа с учебником способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.

В начале урока с целью актуализации знаний была создана проблемная ситуация (определить вид транспорта, но не было всех данных). Для разрешения данной проблемы дети взялись решать задачу, это и был путь для устранения возникшей проблемы.

А на этапе применения знаний и умений в новых условиях дети опять столкнулись с проблемой - нужна информация для построения диаграммы. В ходе решения данной ситуации было организовано включение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Организовано пошаговое добывание информации самими детьми в ходе эксперимента. Такие виды работ как раз таки и позволяют реализовать системно-деятельностный подход в обучении, который предполагает:

  • наличие у детей познавательного мотива (желания научиться построить диаграмму) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно для этого выяснить, освоить);
  • выполнение учениками определённых действий для приобретения нужной информации;
  • выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
  • формирование у школьников умения контролировать свои действия - как после их завершения, так и по ходу.

При таком деятельностном подходе организации обучения ещё ярче проявляются и развиваются не только предметные умения, но и метапредметные качества. Формируются умение ставить перед собой цели, самостоятельно находить пути их достижения, умение планировать и организовывать свою деятельность, корректировать и адекватно оценивать её результаты, умение вырабатывать и реализовывать согласованное решение, работать в команде, обосновывать свою позицию и понимать позицию других. Коммуникативно - деятельностный подход к обучению предполагает учебное сотрудничество. На уроке была организована парная учебная, преимущественно поисковая деятельность. Для активизации мышления учащихся использованы элементы проблемного диалога- система вопросов на основе их субъективного опыта. Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для целостного построения визуального ряда воспринимаемого. На уроке присутствовал и здоровьесберегающий эффект.

Предмет: Математика.

Класс: 3-й класс.

Тип урока: урок обобщения и систематизации предметных знаний (ОС «Школа 2100»).

Форма урока: урок-эксперимент.

Тема

Решение задач на движение. Составление диаграммы.

Цель и задачи

Цель: Совершенствовать умение решать задачи на движение; научить составлять диаграмму.

Задачи:

    совершенствовать умение устанавливать взаимосвязи между величинами формулы пути;
  • научить добывать новые знания; извлекать информацию, представленную в разных формах;
  • развивать умение преобразовывать информацию из одного вида в другую;
  • умение самостоятельно мыслить;
  • развивать речь, умение выделять главное, делать вывод;
  • воспитывать умение работать в паре;

Формировать УУД:

    самостоятельно определять и высказывать правила поведения при общении и сотрудничестве (личностные УУД)
    умение обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
  • определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • находить и исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его;
  • проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД);
  • умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; умение работать в паре; совместно договариваться о правилах поведения в школе и следовать им (коммуникативные УУД);
  • умение вычитывать все виды информации и способность преобразовывать один вид информации в другую;
  • ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания (познавательные УУД).

Основные понятия

Скорость, время, расстояние, случайный эксперимент, столбчатая диаграмма, информация, виды информации.

Ресурсы

- Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 3-го класса. Ч. 3. С. 42-43
- Тетрадь, презентация к уроку,
- набор карточек (3 белых,1 чёрная и 1 синяя) и непрозрачные коробки и карточки с таблицей для записи результатов на каждую парту для проведения эксперимента

Ход урока