Игровая деятельность в музыке способствует успешному усвоению и закреплению знаний, а также овладению познавательной деятельностью, что прямым образом влияет на развитие ассоциативного мышления. В дошкольном возрасте игровая деятельность помогает освоить характерные признаки предметов, способствуют формированию умения классифицировать, обобщать и сравнивать. Помимо этого, игровая деятельность на музыкальном занятии повышает интерес дошкольника не только к изучаемому процессу или явлению, но и к музыкальному занятию в целом.
Использование игровой деятельности, связанной с различением и воспроизведением какого-либо средства музыкальной выразительности, способствует укреплению навыков восприятия. Положительное действие игры заключается в том, что от качества детского исполнения полностью зависит успех игры. Игровые действия при этом направлены на то, чтобы дошкольники самостоятельно осваивали характерные средства музыкальной выразительности, ввиду этого каждая музыкальная игра в процессе восприятия имеет свою доминирующую задачу.
Игра - это свободная деятельность, в которой важен не столько результат, сколько сам процесс, доставляющий ребенку удовольствие. В дошкольной педагогике игра издавна использовалась для обучения и воспитания детей. Она являлась непременным атрибутом и народной педагогики. Ее образы передавались самым маленьким детям из поколения в поколения через взрослых и старших детей в народных песнях, играх, играх - потешках, прибаутках. Музыкальная игра - это самый органичный из всех видов музыкальной деятельности, самый «легкий» из всех видов музыкальной деятельности. Еще А.С.Макаренко писал: «И я как педагог должен с ними играть. Если я буду только приучать, требовать, настаивать, я буду посторонней силой, может быть полезной, но не близкой. Я должен обязательно немного играть, и я этого требовал от всех своих коллег» [2].
Музыкально-дидактические игры отличаются тем, что обладают определенными правилами, а также развитием сюжета игрового действия. Такие формы работы, как дидактическая игра, могут использоваться дошкольниками не только на занятиях, но и в своей самостоятельной деятельности. На музыкальных занятиях музыкально-дидактические игры применяются чаще всего для того, чтобы проиллюстрировать соотношения звуков по высоте и длительности, а также музыкально-дидактические игры служат тренировочной площадкой в различении детьми различных динамических оттенков, тембровых красок, изменения темпа и других средств музыкальной выразительности [1].
Игра на музыкальных инструментах и музыкальные игры часто объединяют в себе черты, которые свойственны для подвижных игр и хороводов. Однако сам дидактический материал таких игр отличается тем, что в его основе расположены задачи музыкального обучения и воспитания, а игровое действие собственно направлено на помощь ребенку, являясь интересной формой общения с музыкой, при которой происходит анализ, сравнение или синтез. И на этом сфера игровых действий завершается, так как музыкально-дидактическая игра не предполагает суетливости и излишней подвижности. Характер игровых действий, таким образом, очень своеобразен.
Использование музыкально-игровой деятельности помогает также решить многие задачи, связанные с использование музыкально-ритмических движений, в том числе и развитие восприятия дошкольников. Воздействие музыки на общефункциональную деятельность дошкольника вызывает в нем двигательные реакции, именно поэтому ритмические движения зачастую используются на музыкальных занятиях. Развитие музыкальных способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения со звучанием музыки.
Творческая деятельность дошкольников наполнена яркими позитивными эмоциями. Эти самые эмоции являются фундаментом потребностей детей не только в итоговом результате, но и в реализации самого процесса создания продукта. Все это приводит к тому, что появляются различные творческие способности, которые оказывают влияние на комплексное развитие. В результате получается, что эмоциональный фон любого творческого процесса приводит к появлению новых мотивов деятельности. Это преобразовывает мотивационно-эмоциональную сферу ребенка и формирует эвристическую структуру личности.
Список литературы
- Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребёнка / Н.А.Ветлугина. - М.: Просвещение, 2017. - 415 с.
- Макаренко А.С. Педагогические сочинения в 8-ми томах. - М.: Педагогика, 2015-2018. - Т. 3, С. 328.