Урок развивающего контроля.
Форма проведения: квиз.
Класс: 8.
Цель: обобщение и расширение знаний о многообразии земноводных и пресмыкающихся.
Задачи:
- Образовательные: обобщить знания и расширить кругозор учащихся о многообразии класса земноводных и класса пресмыкающиеся, охраняемых видах, их значении в природе и жизни человека;
- Развивающие: продолжить развитие познавательного интереса к предмету биология;
- Воспитательные: привить учащимся экологическое, эстетическое и нравственное воспитание через любовь и бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Предметные:
- научиться применять изученные понятия в соответствии с решаемой задачей;
- классифицировать представителей классов земноводные и пресмыкающиеся, различать их на рисунках и фотографиях;
- выделять существенные признаки и особенности жизнедеятельности земноводных и пресмыкающихся;
- характеризовать значение земноводных и пресмыкающихся в природе и жизни человека.
Метапредметные:
-
Познавательные:
- воспроизводить информацию по памяти; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
- формулировать мысли в устной форме
- Регулятивные: самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, выбирать средства достижения цели
- Коммуникативные: работая в группе, вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам.
Личностные:
- умение самостоятельно отбирать решения предметных учебных задач;
- формирование экологического мышления;
- развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
- умение применять полученные знания в практической деятельности;
- осознание необходимости повторения для закрепления знаний.
Методические рекомендации
Данную разработку можно использовать на уроке обобщения по теме «Многообразие земноводных и пресмыкающихся» или как элемент комбинированного урока. Также для организации внеурочной деятельности обучающихся.
Презентация составлена в форме игры и снабжена гиперссылками, чтобы дети могли выбрать номинацию.
- данный знак отсылает на слайд с перечнем номинаций, он указан после каждого ответа.
В задании «1:1», для перехода к командному заданию нужно нажать знак
Ответ расположен на следующем за вопросом слайде.
Предварительная подготовка:
- Нужно подготовить кружки желтые и красные, по количеству человек в классе. По просьбе учителя, дети, на перемене, выбрали себе кружок (если детей много, то формируется 3-4 команды). На ватмане начерчена координатная плоскость: ось OX - «бесполезно», «полезно»; ось OY - «неинтересно», «интересно» (для этапа рефлексии).
- Детям дано задание - подготовить 3 интересных факта о земноводных или рептилиях.
- Счетная комиссия или жюри.
Ход урока
1. Организационный момент
- Добрый день, ребята. Предлагаю вам попробовать себя в роли герпетологов. Кто это?
(герпетологи - это ученые, которые изучают земноводных и пресмыкающихся)
- Верно, вы владеете информацией по этой теме, а насколько она обширна мы сейчас проверим. В мире ученых, как и в обычном мире, есть разные по характеру люди, с кем-то легко и просто общаться, а с кем-то немного сложнее. Невозможно предугадать с кем придется работать. Главное помнить правила общения. Вам сегодня повезло! Вы давно друг друга знаете, а насколько эффективным будет взаимодействие зависит только от вас. За взаимопомощь и слаженность действий по итогам работы начисляется до 10 баллов.
- У каждого из вас на столе есть жетон. Предлагаю перегруппироваться и образовать две команды, ориентируясь на цвет жетона.
Дети группируются в команды. Один человек следит за подсчетом баллов.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
- Команды в сборе. А для вас первое задание: «Сформулируйте цель предстоящей работы и ожидаемый результат. На обсуждение 1 минута - 5 баллов».
3. Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений
Номинация «Кулинария»
(10 баллов)
Герой поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» Собакевич говорил: «Я гадостей не стану есть. Мне лягушку хоть сахаром облепи, не возьму ее в рот».
Вопрос: Едят ли лягушек?
Ответ: Да. Жаркое из окорочков задних лап зеленой прудовой лягушки - деликатес во Франции и Италии, а лягушки-быка в США. Индия ежегодно экспортирует в страны Западной Европы и США лапки 70 млн. лягушек. Лягушек стали разводить на специальных фермах, так как численность их в природе резко сократилась.
(20 баллов)
Лягушка, опущенная в кувшин с молоком, предохраняет молоко от скисания. Как можно объяснить этот факт?
Ответ: Слизь, которая выделяется кожными железами лягушки, содержит два вещества: одно убивает бактерии (бактерицидное), другое прекращает их размножение (бактериостатическое).
(30 баллов)
Панцирь зеленой (суповой) черепахи имеет темно-коричневый цвет. Почему черепаха получила такое название?
Ответ: Слой зеленого жира, расположенный под верхней крышкой панциря, дал черепахе названия «зелёная». Знаменитый черепаховый суп, имеющий зеленоватый оттенок, готовят из мяса и жира этой черепахи: отсюда её второе название - «суповая».
Номинация «Литература»
(10 баллов)
Установите соответствие
Авторы:
|
Произведения:
А) Царевна-лягушка
|
Ответ: 1-в, 2-г, 3-б, 4-а
(20 баллов)
По руслу, по рощам, по травам
Где зелень откликнется в масть,
Плюя на все сборы отравы,
Хлестнет земноводная страсть.
Солист из воды, хорошея,
Восстанет в угаре игры,
И вздуются парно на шее,
Прозрачно синея, шары.
В.Корнеев
Как называются «шары» лягушек?
Какую роль они выполняют?
Ответ: Резонаторы (голосовые мешки), имеющие вид шаров или пузырей, присущи только самцам. Пузыри бывают белыми (прудовая лягушка), черными или серыми (озерная лягушка) и т.д.
(30 баллов)
«Вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змея,
Шипя, между тем выползала,
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
- Кто автор этого стихотворения? Как оно называется?
- Почему змея шипит?
- Может ли змея ужалить человека? Почему?
Ответ:
- А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».
- Трение, возникающее главным образом между чешуйками брюха, обуславливает шипение змеи. Змеи шипят когда раздражены.
- Нет, не может. Змея не имеет жала. Люди неправильно называют жалом раздвоенный на конце язык змеи, который служит органом обоняния, осязания и вкуса.
Номинация «Чёрный ящик»
(10 баллов)
В «чёрном ящике» находится необычное животное - самое цепкое и нежное, относящееся к пресмыкающимся. Встретить его можно ночью и легко и легко поймать с фонарем в руке. Животное от света фонаря замирает на месте, а глаза начинают гореть рубиновым или зеленым цветом. Известно, что животное обитает в Средней Азии и хорошо приспосабливается к жизни террариумах типа «пустыня». Продолжительность его жизни в террариуме может достигать 10 лет.
Какое животное находится в «чёрном ящике»?
Ответ: Ящерица - сцинковый геккон.
(20 баллов)
В «чёрном ящике» находится фотография необычной амфибии, нашедшей отражение во многих легендах и мифах. Она - главного героя китайского фольклора - дракона. В 1952 году она была доставлена в московский зоопарк. Мясо этой амфибии - деликатес китайской и японской кухни.
- Какая амфибия изображена на фотографии?
- Каковы её биологические особенности?
Ответ:
- Исполинская саламандра
- Длина её тела 160 см, вес 30-40 кг. Обитают саламандры в холодных водах горных рек, богатых кислородом. Выходят на сушу изредка, в период дождей. Им присуще кожное дыхание, внешнее оплодотворение. В основном в их «меню» входит рыба, ракообразные и водные насекомые. Активны саламандры ночью. Из-за вкусного мяса численность их резко снизилась.
(30 баллов)
В «чёрном ящике» находится фотография животных, которых особо почитали и даже обожествляли в Древнем Египте. В их честь сооружались храмы. Живых животных содержали в мраморных бассейнах. Сверкающие драгоценные камни украшали головы, а золотые браслеты - лапы животных. Жрецы подносили им пищу (жареных куропаток, окорока диких зверей) на серебряных подносах.
- Какие животные изображены на фотографии?
- Каково происхождение названия этих животных?
- Почему этих животных так почитали в Древнем Египте?
Ответ:
- Крокодил
- Слово «крокодил» имеет греческое происхождение («кроко» - камень, «дило» - червь) и означает «каменный червь».
- Жизнь египтян была тесно связана с Нилом. Ежегодно паводок на Ниле приносил большое количество природного ила, от мощности которого зависела судьба урожая. В период паводка в низовьях Нила появлялось множество крокодилов. Египтяне наивно думали, что не вода приносит крокодилов, а крокодилы приносят воду. Крокодилов здесь обожествляли.
Номинация «Герпетологический батл»
- Команды должны по очереди озвучивать известные факты о земноводных и пресмыкающихся.
- Повторения не зачитываются.
- За каждый факт - 1 балл.
Номинация «1:1»
- От каждой команды приглашается по 1 человеку.
- Каждому выдаются тестовые задания о земноводных и пресмыкающихся (Приложение 1).
- Набранное количество баллов отправляется в командную копилку.
Остальным участникам команд выдается рисунок с несуществующим животным. Нужно назвать части тела настоящих животных. За каждый верно названный отдел тела и название животного 2 балла. Максимальное количество 6 баллов.
Рисунок 1: черепаха - голова, змея - туловище и хвост, крокодил - конечности.
Рисунок 2: черепаха - туловище и конечности, змея - хвост, крокодил - голова.
Номинация «Экология»
(10 баллов)
1. Что такое симбиоз?
2. Какое значение в жизни гигантских галапагосских черепах имеет симбиоз с птицами - дарвиновскими вьюрками?
Ответ:
- Симбиоз - взаимовыгодное сожительство.
- Клещи-кровососы доставляют черепахам много неприятных минут. Самостоятельно избавиться от клещей они не могут, поэтому принимают услуги от крылатых санитаров - вьюрков. Вьюрки, прыгая перед носом черепахи, стремятся привлечь ее внимание. Черепаха вытягивает шею и поднимает голову. Вьюрки производят осмотр черепах и склевывают клещей.
(20 баллов)
Гадюки, уходя на зимовку в убежище, собираются в одном месте (до нескольких десятков) и образуя большой клубок. Как можно объяснить этот факт?
Ответ: Змеиными убежищами гадюк могут быть норы грызунов, ходы сгнивающих корней деревьев, основания стогов сена, глубокая трещина скалы и т.д. Змеиный клубок образуется, когда нет подходящих мест для убежища. В клубке тела согреваются друг о друга. Продолжительность зимней спячки змей составляет около 180 дней
(30 баллов)
Дно водоёма - «зимняя квартира» травяной лягушки, где она находится в состоянии оцепенения. Какую позу принимает лягушка на дне? Почему?
Ответ:
- Поджимает задние конечности на брюшко
- Поднимает передние конечности к глазам
- Выворачивает передние стопы наружу
Такая поза обеспечивает нормальное протекание кожного дыхания. Кожа и стопы обильно пронизана кровеносными сосудами, через которые кислород поступает в организм
Номинация «Красная книга»
(10 баллов)
Сколько отрядов и видов, класса Пресмыкающиеся, занесены в Красную книгу Свердловской области?
Ответ: 2 отряда и 2 вида.
Отряд Змеи - Обыкновенная медянка.
Отряд Ящерицы - Веретеница ломкая.
(20 баллов)
Назовите животных, изображенных на фотографиях.
Ответ: Сибирская лягушка, тритон гребебенчатый, обыкновенная чесночница, сибирский углозуб.
(30 баллов)
Назовите отряды и их представителей класса Земноводные, которые занесены в Красную книгу Свердловской области.
Ответ:
Отряд Хвостатые: сибирский углозуб, гребенчатый тритон.
Отряд Бесхвостые: обыкновенная чесночница, сибирская лягушка.
Подведение итогов. Рефлексия
- Пока счетная комиссия (жюри) подсчитывают баллы, предлагаю каждому участнику выразить свое отношение к сегодняшней игре. Прошу на кружке, который вы выбрали до урока нарисовать «улыбку», т.о. превратить его в смайлик и приклеить в выбранную плоскость координат.
Литературные источники
- Дмитриев Е.Н. Познавательные задачи по зоологи позвоночных и их решения. - Тула: «Родничок», 1999. - 144 с.
- Красная книга Свердловской области: животные, растения, грибы/ отв.редактор Н.С.Корытин. - Екатеринбург: ООО «Мир», 2018. - 450 с.
Интернет-ресурсы
- Сдам ГИА - https://bio-oge.sdamgia.ru/prob_catalog