Многообразие земноводных и пресмыкающихся, или Квиз по биологии: «Герпетологический спринт»

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8

Ключевые слова: викторина, Земноводные, пресмыкающиеся


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Урок развивающего контроля.

Форма проведения: квиз.

Класс: 8.

Цель: обобщение и расширение знаний о многообразии земноводных и пресмыкающихся.

Задачи:

  • Образовательные: обобщить знания и расширить кругозор учащихся о многообразии класса земноводных и класса пресмыкающиеся, охраняемых видах, их значении в природе и жизни человека;
  • Развивающие: продолжить развитие познавательного интереса к предмету биология;
  • Воспитательные: привить учащимся экологическое, эстетическое и нравственное воспитание через любовь и бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • научиться применять изученные понятия в соответствии с решаемой задачей;
  • классифицировать представителей классов земноводные и пресмыкающиеся, различать их на рисунках и фотографиях;
  • выделять существенные признаки и особенности жизнедеятельности земноводных и пресмыкающихся;
  • характеризовать значение земноводных и пресмыкающихся в природе и жизни человека.

Метапредметные:

  • Познавательные:
    • воспроизводить информацию по памяти; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
    • формулировать мысли в устной форме
  • Регулятивные: самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, выбирать средства достижения цели
  • Коммуникативные: работая в группе, вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам.

Личностные:

  • умение самостоятельно отбирать решения предметных учебных задач;
  • формирование экологического мышления;
  • развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
  • умение применять полученные знания в практической деятельности;
  • осознание необходимости повторения для закрепления знаний.

Методические рекомендации

Данную разработку можно использовать на уроке обобщения по теме «Многообразие земноводных и пресмыкающихся» или как элемент комбинированного урока. Также для организации внеурочной деятельности обучающихся.

Презентация составлена в форме игры и снабжена гиперссылками, чтобы дети могли выбрать номинацию.
- данный знак отсылает на слайд с перечнем номинаций, он указан после каждого ответа.

В задании «1:1», для перехода к командному заданию нужно нажать знак

Ответ расположен на следующем за вопросом слайде.

Предварительная подготовка:

  1. Нужно подготовить кружки желтые и красные, по количеству человек в классе. По просьбе учителя, дети, на перемене, выбрали себе кружок (если детей много, то формируется 3-4 команды). На ватмане начерчена координатная плоскость: ось OX - «бесполезно», «полезно»; ось OY - «неинтересно», «интересно» (для этапа рефлексии).
  2. Детям дано задание - подготовить 3 интересных факта о земноводных или рептилиях.
  3. Счетная комиссия или жюри.

Ход урока

1. Организационный момент

- Добрый день, ребята. Предлагаю вам попробовать себя в роли герпетологов. Кто это?

(герпетологи - это ученые, которые изучают земноводных и пресмыкающихся)

- Верно, вы владеете информацией по этой теме, а насколько она обширна мы сейчас проверим. В мире ученых, как и в обычном мире, есть разные по характеру люди, с кем-то легко и просто общаться, а с кем-то немного сложнее. Невозможно предугадать с кем придется работать. Главное помнить правила общения. Вам сегодня повезло! Вы давно друг друга знаете, а насколько эффективным будет взаимодействие зависит только от вас. За взаимопомощь и слаженность действий по итогам работы начисляется до 10 баллов.

- У каждого из вас на столе есть жетон. Предлагаю перегруппироваться и образовать две команды, ориентируясь на цвет жетона.

Дети группируются в команды. Один человек следит за подсчетом баллов.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

- Команды в сборе. А для вас первое задание: «Сформулируйте цель предстоящей работы и ожидаемый результат. На обсуждение 1 минута - 5 баллов».

3. Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений

Номинация «Кулинария»

(10 баллов)

Герой поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» Собакевич говорил: «Я гадостей не стану есть. Мне лягушку хоть сахаром облепи, не возьму ее в рот».

Вопрос: Едят ли лягушек?

Ответ: Да. Жаркое из окорочков задних лап зеленой прудовой лягушки - деликатес во Франции и Италии, а лягушки-быка в США. Индия ежегодно экспортирует в страны Западной Европы и США лапки 70 млн. лягушек. Лягушек стали разводить на специальных фермах, так как численность их в природе резко сократилась.

(20 баллов)

Лягушка, опущенная в кувшин с молоком, предохраняет молоко от скисания. Как можно объяснить этот факт?

Ответ: Слизь, которая выделяется кожными железами лягушки, содержит два вещества: одно убивает бактерии (бактерицидное), другое прекращает их размножение (бактериостатическое).

(30 баллов)

Панцирь зеленой (суповой) черепахи имеет темно-коричневый цвет. Почему черепаха получила такое название?

Ответ: Слой зеленого жира, расположенный под верхней крышкой панциря, дал черепахе названия «зелёная». Знаменитый черепаховый суп, имеющий зеленоватый оттенок, готовят из мяса и жира этой черепахи: отсюда её второе название - «суповая».

Номинация «Литература»

(10 баллов)

Установите соответствие

Авторы:

  1. В.М.Гаршин
  2. М.Твен
  3. И.А.Крылов
  4. В.Д.Берестов

Произведения:

А) Царевна-лягушка
Б) Лягушка и Вол
В) Лягушка-путешественница
Г) Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса

Ответ: 1-в, 2-г, 3-б, 4-а

(20 баллов)

По руслу, по рощам, по травам
Где зелень откликнется в масть,
Плюя на все сборы отравы,
Хлестнет земноводная страсть.
Солист из воды, хорошея,
Восстанет в угаре игры,
И вздуются парно на шее,
Прозрачно синея, шары.
В.Корнеев

Как называются «шары» лягушек?

Какую роль они выполняют?

Ответ: Резонаторы (голосовые мешки), имеющие вид шаров или пузырей, присущи только самцам. Пузыри бывают белыми (прудовая лягушка), черными или серыми (озерная лягушка) и т.д.

(30 баллов)

«Вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змея,
Шипя, между тем выползала,
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

  1. Кто автор этого стихотворения? Как оно называется?
  2. Почему змея шипит?
  3. Может ли змея ужалить человека? Почему?

Ответ:

  1. А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».
  2. Трение, возникающее главным образом между чешуйками брюха, обуславливает шипение змеи. Змеи шипят когда раздражены.
  3. Нет, не может. Змея не имеет жала. Люди неправильно называют жалом раздвоенный на конце язык змеи, который служит органом обоняния, осязания и вкуса.

Номинация «Чёрный ящик»

(10 баллов)

В «чёрном ящике» находится необычное животное - самое цепкое и нежное, относящееся к пресмыкающимся. Встретить его можно ночью и легко и легко поймать с фонарем в руке. Животное от света фонаря замирает на месте, а глаза начинают гореть рубиновым или зеленым цветом. Известно, что животное обитает в Средней Азии и хорошо приспосабливается к жизни террариумах типа «пустыня». Продолжительность его жизни в террариуме может достигать 10 лет.

Какое животное находится в «чёрном ящике»?

Ответ: Ящерица - сцинковый геккон.

(20 баллов)

В «чёрном ящике» находится фотография необычной амфибии, нашедшей отражение во многих легендах и мифах. Она - главного героя китайского фольклора - дракона. В 1952 году она была доставлена в московский зоопарк. Мясо этой амфибии - деликатес китайской и японской кухни.

  1. Какая амфибия изображена на фотографии?
  2. Каковы её биологические особенности?

Ответ:

  1. Исполинская саламандра
  2. Длина её тела 160 см, вес 30-40 кг. Обитают саламандры в холодных водах горных рек, богатых кислородом. Выходят на сушу изредка, в период дождей. Им присуще кожное дыхание, внешнее оплодотворение. В основном в их «меню» входит рыба, ракообразные и водные насекомые. Активны саламандры ночью. Из-за вкусного мяса численность их резко снизилась.

(30 баллов)

В «чёрном ящике» находится фотография животных, которых особо почитали и даже обожествляли в Древнем Египте. В их честь сооружались храмы. Живых животных содержали в мраморных бассейнах. Сверкающие драгоценные камни украшали головы, а золотые браслеты - лапы животных. Жрецы подносили им пищу (жареных куропаток, окорока диких зверей) на серебряных подносах.

  1. Какие животные изображены на фотографии?
  2. Каково происхождение названия этих животных?
  3. Почему этих животных так почитали в Древнем Египте?

Ответ:

  1. Крокодил
  2. Слово «крокодил» имеет греческое происхождение («кроко» - камень, «дило» - червь) и означает «каменный червь».
  3. Жизнь египтян была тесно связана с Нилом. Ежегодно паводок на Ниле приносил большое количество природного ила, от мощности которого зависела судьба урожая. В период паводка в низовьях Нила появлялось множество крокодилов. Египтяне наивно думали, что не вода приносит крокодилов, а крокодилы приносят воду. Крокодилов здесь обожествляли.

Номинация «Герпетологический батл»

  • Команды должны по очереди озвучивать известные факты о земноводных и пресмыкающихся.
  • Повторения не зачитываются.
  • За каждый факт - 1 балл.

Номинация «1:1»

  • От каждой команды приглашается по 1 человеку.
  • Каждому выдаются тестовые задания о земноводных и пресмыкающихся (Приложение 1).
  • Набранное количество баллов отправляется в командную копилку.

Остальным участникам команд выдается рисунок с несуществующим животным. Нужно назвать части тела настоящих животных. За каждый верно названный отдел тела и название животного 2 балла. Максимальное количество 6 баллов.

Рисунок 1: черепаха - голова, змея - туловище и хвост, крокодил - конечности.

Рисунок 2: черепаха - туловище и конечности, змея - хвост, крокодил - голова.

Номинация «Экология»

(10 баллов)

1. Что такое симбиоз?
2. Какое значение в жизни гигантских галапагосских черепах имеет симбиоз с птицами - дарвиновскими вьюрками?

Ответ:

  1. Симбиоз - взаимовыгодное сожительство.
  2. Клещи-кровососы доставляют черепахам много неприятных минут. Самостоятельно избавиться от клещей они не могут, поэтому принимают услуги от крылатых санитаров - вьюрков. Вьюрки, прыгая перед носом черепахи, стремятся привлечь ее внимание. Черепаха вытягивает шею и поднимает голову. Вьюрки производят осмотр черепах и склевывают клещей.

(20 баллов)

Гадюки, уходя на зимовку в убежище, собираются в одном месте (до нескольких десятков) и образуя большой клубок. Как можно объяснить этот факт?

Ответ: Змеиными убежищами гадюк могут быть норы грызунов, ходы сгнивающих корней деревьев, основания стогов сена, глубокая трещина скалы и т.д. Змеиный клубок образуется, когда нет подходящих мест для убежища. В клубке тела согреваются друг о друга. Продолжительность зимней спячки змей составляет около 180 дней

(30 баллов)

Дно водоёма - «зимняя квартира» травяной лягушки, где она находится в состоянии оцепенения. Какую позу принимает лягушка на дне? Почему?

Ответ:

  • Поджимает задние конечности на брюшко
  • Поднимает передние конечности к глазам
  • Выворачивает передние стопы наружу

Такая поза обеспечивает нормальное протекание кожного дыхания. Кожа и стопы обильно пронизана кровеносными сосудами, через которые кислород поступает в организм

Номинация «Красная книга»

(10 баллов)

Сколько отрядов и видов, класса Пресмыкающиеся, занесены в Красную книгу Свердловской области?

Ответ: 2 отряда и 2 вида.

Отряд Змеи - Обыкновенная медянка.
Отряд Ящерицы - Веретеница ломкая.

(20 баллов)

Назовите животных, изображенных на фотографиях.

Ответ: Сибирская лягушка, тритон гребебенчатый, обыкновенная чесночница, сибирский углозуб.

(30 баллов)

Назовите отряды и их представителей класса Земноводные, которые занесены в Красную книгу Свердловской области.

Ответ:

Отряд Хвостатые: сибирский углозуб, гребенчатый тритон.

Отряд Бесхвостые: обыкновенная чесночница, сибирская лягушка.

Подведение итогов. Рефлексия

- Пока счетная комиссия (жюри) подсчитывают баллы, предлагаю каждому участнику выразить свое отношение к сегодняшней игре. Прошу на кружке, который вы выбрали до урока нарисовать «улыбку», т.о. превратить его в смайлик и приклеить в выбранную плоскость координат.

Литературные источники

  1. Дмитриев Е.Н. Познавательные задачи по зоологи позвоночных и их решения. - Тула: «Родничок», 1999. - 144 с.
  2. Красная книга Свердловской области: животные, растения, грибы/ отв.редактор Н.С.Корытин. - Екатеринбург: ООО «Мир», 2018. - 450 с.

Интернет-ресурсы

  1. Сдам ГИА - https://bio-oge.sdamgia.ru/prob_catalog