Цель: привлечь внимания детей к экспериментированию.
Задачи:
- развивать познавательную активность детей, любознательность в процессе экспериментирования;
- учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса с научной точки зрения»;
- научить проводить несложные опыты с использование простых средств;
- учить договариваться между собой.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, а вы хотите познакомиться с волшебником?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, сегодня к вам придет волшебник. Давайте произнесем 3 раза «Волшебник появись».
Профессор Почемучкин: Здравствуйте, дети! Меня зовут профессор Почемучкин. Сегодня я приглашаю вас в свою научную лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория?
Дети: Да, это место, где проводят опыты.
Профессор Почемучкин: Какие вы умные, ребятки, да, лаборатория, это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А, вы любите экспериментировать?
Дети: Да.
Профессор Почемучкин: Приглашаю вас в свою лабораторию.
Профессор Почемучкин: Сегодня мы с вами займемся этим увлекательным занятием. Только для начала запомним правила безопасности. А вы знаете как нужно вести себя в лаборатории?
Дети:
- На столах ничего нельзя трогать без разрешения;
- Соблюдать тишину;
- Ничего нельзя пробовать на вкус;
- Бережно обращаться с оборудованием.
Профессор Почемучкин: А как вы думаете, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты?
Дети: Дети отвечают.
Профессор Почемучкин: Конечно, ученые хотят разгадать загадки природы. И для вас у меня первая загадка:
- Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать,
С нами рядом каждый час.
Но не видим он для нас.
Дети: Воздух.
Опыт №1. «Буря в стакане воды» (садимся на стульчики)
Профессор Почемучкин: Что вы видите на столе?
Дети: Стаканчики с водой и трубочки.
Профессор Почемучкин: Мы сейчас опустим трубочки в стакан с водой и подуем в нее. Что происходит?
Дети: На поверхность воды поднимаются пузырьки воздуха.
Профессор Почемучкин: Какой вывод можно сделать?
Дети: воздух легче воды.
Опыт № 2. «Поймай воздух»
Профессор Почемучкин: Ребята, давайте попробуем поймать воздух руками. Ну как получилось?
Дети: Нет.
Профессор Почемучкин: А теперь возьмите пакеты, и поймайте воздух пакетом, спрятав его внутри закручивая пакет. Теперь пакет полон воздуха, но он какой?
Дети: воздух легкий, прозрачный, невидимый.
Опыт № 3. «Чем пахнет воздух?»
Профессор Почемучкин: Ребята, давайте вдохнем воздух. Чем пахнет?
Дети: Ничем.
Профессор Почемучкин: Чищу мандарин. Что вы чувствуете?
Дети: Мы чувствуем запах мандарина.
Профессор Почемучкин: Какой вывод можно сделать?
Дети: Воздух не имеет собственного запаха, но может передавать запахи окружающих предметов.
Физкульминутка:
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо - влево)
Выходи гулять! (зовут)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо - влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого - пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! (Фонарики)
Опыт № 4. « Пузыри спасатели»
Профессор Почемучкин: На столе стоят два стаканчика с водой. В одном стаканчике простая вода, в другом минеральная с газом. Кусочек пластилина опустим в стаканчики. Что мы видим?
Дети: В стакане с минеральной водой, пластилин не утонул, а с простой водой пластилин лежит на дне.
Профессор Почемучкин: Почему?
Дети: Пузырьки минеральной воды прилипают к пластилину, и делает его легче, поэтому он всплывает.
Опыт № 5. «Почему надувается шарик?»
Профессор Почемучкин: Наливаем в бутылку воду 1\2 стакана, добавляем лимонную кислоту 2 ч.л. Насыпаем в шарик соду 2 ч.л. с помощью воронки. Надеваем шарик на горлышко бутылки так, чтобы сода не высыпалась. Поднимаем шарик, чтобы сода высыпалась полностью. Вот видите процесс, как они соединяются. Вот так выделяется газ. Что у нас было в бутылочке?
Дети: лимонная кислота.
Профессор Почемучкин: Да, и мы сделали с водичкой раствор. Что было насыпано в шарике?
Дети: пищевая сода.
Профессор Почемучкин: И когда соединилась пищевая сода и с раствором лимонной кислоты. Что выделился?
Дети: Газ, он надул нам шарик.
Профессор Почемучкин: Какой можно сделать вывод?
Дети: Шарик начинает надуваться за счет выделения углекислого газа.
Профессор Почемучикин: Ребята, мне было интересно проводить с вами опыты. Ну что ж, пора возвращаться в группу. (Вставайте в круг). Давайте скажем волшебные слова. Раз, два, три в группе окажись. А теперь садимся на стульчики.
Итог занятия
Воспитатель (задает детям вопросы)
- Где мы сегодня с вами побывали?
- Какие опыты сегодня проводили (Буря в стакане воды, поймай воздух, чем пахнет воздух, пузыри спасатели, как надуть шарик)
Воспитатель: Сегодня все были молодцы, все старались. Давайте скажем всем до свидания.