Каждого учителя начальных классов волнует проблема развития речи обучающихся. Решению этой проблемы отводится время на уроках развития речи, русского языка, чтения. Но при всём старании учителя, обучающемуся на уроке предоставляется очень мало времени для активной разговорной речи.
Организация групповой работы на уроках литературного чтения помогает решить эту проблему. Урок начинается с проверки домашнего задания, дети работают в парах постоянного состава. Если было задано выучить стихотворение наизусть, они декламируют его друг другу наизусть полностью. А если было задано выразительное чтение, то читают по частям. То же самое и с заданием отвечать на вопросы к тексту. Дети задают их и отвечают по очереди таким образом происходит диалог со сменой спрашивающего и отвечающего, избегаем лишних повторов. Первичное восприятие нового произведения происходит путём чтения про себя со звуковым ориентиром, которым является аудиозапись. Таким образом, у обучающихся работают и слуховой, и зрительный анализаторы. Дальнейшая беседа выявляет хороший уровень понимания прочитанного.
После соответствующей словарной работы и раскрытия идейного содержания прочитанного перед детьми ставится цель: научиться пересказывать произведение. Для удобства текст можно делить на части, составлять план. Дети сами определяют границы каждой части, обсуждение ведётся коллективно, в каждой группе по четыре человека Группам предлагается задание: распределить между собой части произведения, прочитать цепочкой, пересказать каждому свою часть так, чтобы получился коллективный пересказ всего текста. Группы заканчивают работу почти одновременно. Две-три из них успевают выступить у доски, оценивает их весь класс. В итоге, каждый ребёнок самостоятельно прочитал и пересказал часть текста и неоднократно выслушал всё произведение в пересказе одноклассников.
Не менее эффективна групповая работа при изучении произведений, которые можно читать по ролям. Выяснив у детей, сколько в рассказе или сказке действующих лиц, можно выписать последних на доске. Дети самостоятельно в группах распределяют между собой роли. И опять обучающиеся сами осуществляют дифференцированный подход: роль автора берёт на себя наиболее сильный ученик, а остальные роли распределяются по степени трудности. Далее начинается работа над выразительностью чтения. Обучающиеся читают произведение в группах, корректируя работу друг друга. Учитель переходит от группы к группе, прислушиваясь к работе. Но вот наступает время продемонстрировать свою работу. Каждая группа читает текст по ролям.
Добиться хорошей организации на таких уроках не просто. Первые уроки могут напоминать птичий базар. Ребята не сразу научатся работать в группах, возникают споры, разногласия. Постепенно дети научатся работать слаженно, дружно, уважать мнение одноклассников, появится чувство ответственности не только за себя, но и за своих товарищей. Организация групповой работы активизирует учебную деятельность, повышает эффективность урока, каждый ребёнок получает возможность активно говорить и читать от двух до пяти минут на уроке.