Образовательные области: познавательное, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие.
Программные задачи:
- Расширять представления детей о строительных профессиях.
- Продолжать учить детей анализировать постройку; соотносить детали конструктора со схемой; заменять недостающие детали.
- Развивать творческое воображение.
- Воспитывать уважительное отношение к профессиям «строитель» и «архитектор».
Активизация словаря: архитектор, конструкторское бюро, микрорайон, чертеж, макет, бульвар.
Демонстрационный материал:
- комплект картинок на тему «Архитектор»;
- план местности с дорогой;
- виды зданий (картинки) на магнитах
Раздаточный материал: схемы (образцы) различных зданий, наборы различных конструкторов, макеты деревьев, дороги, фигурки людей и животных для обыгрывания.
Оборудование:
- проектор;
- экран;
- мольберт;
- магнитная доска;
- магнитофон;
- диск с песнями;
- 4 стола, соединенных вместе;
- мяч
Предварительная работа: Знакомство с профессией «архитектор», с различными строительными профессиями; знакомство со схемами, чертежами зданий; рассматривание иллюстраций с различными видами зданий и сооружений; конструирование различных построек, заучивание физкультминутки «Мой дом»; конструирование деревьев на НОД по прикладному творчеству.
Ход НОД
Воспитатель подзывает к себе детей.
Воспитатель: Дети, посмотрите, к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними!
На прошлой неделе мы разговаривали с вами о нашем городе. Давайте вспомним, какими зданиями он застроен (Рисунок 1)
Рисунок 1
Дети присаживаются на стулья.
Включается проектор, на экране появляются слайды с различными зданиями. Воспитатель проводит беседу (Рисунок 2)
Рисунок 2
- Дети, в нашем городе очень много улиц. Но самая дорогая для нас улица, та, на которой мы проживаем. Как называется эта улица? (слайд № 1)
- На нашей улице много домов. Что это за здание? (слайд № 2)
- На улице Гагарина здания расположены удобно для детей и взрослых, которые здесь проживают. Вспомните, какие это здания, и для чего они построены? (слайды № 3 и 4)
- Эти здания тоже расположены на нашей улице. Что это за здания? (слайды № 5 и 6)
- Из чего они построены? Для чего они нужны?
- А это здание магазина. Для чего нам нужен магазин? (слайд №7)
Дети, улица Гагарина является частью нашего большого города и называется микрорайоном.
- Дома на улице Гагарина построены очень давно, они пятиэтажные. Из какого материала они построены? (слайд № 8)
- Но наша улица застраивается новыми жилыми домами (слайд № 9)
Воспитатель:
Если строить новый дом,
Чтобы люди жили в нем,
Нужно знания иметь
И профессией владеть.
А теперь вспомним, насколько хорошо вы знаете эти профессии. Я буду бросать вам мяч, и называть профессию, а вы мне назовете, чем занимаются люди этой профессии.
Игра с мячом: «Кто чем занимается».
- Водитель - водит автомобиль
- Бульдозерист - равняет площадку под строительство
- Кто роет котлован под постройку- экскаваторщик
- Крановщик - поднимает строительные материалы
- Кто кладёт стены - каменщик
- Кровельщик - кроет крышу
- Кто ставит рамы и двери - плотник
- Штукатур - штукатурит потолки и стены
- Кто красит потолки, стены - маляр
- Архитектор - чертит дом на бумаге.
Воспитатель: А что еще делает архитектор?
Ответы детей (Рисунок 3)
Рисунок 3
Воспитатель: Послушайте, какое хорошее стихотворение я знаю:
Архитектор строит дом,
Дом многоэтажный.
Строит дом карандашом
На листке бумажном.
Нужно всё нарисовать,
Вычислить, проверить,
Все квартиры сосчитать,
Лестницы и двери.
Чтоб стоял он много лет,
И не знали б люди бед.
А вы знаете, где работает архитектор?
Воспитатель выслушивает предположения детей.
Воспитатель: Архитектор работает в конструкторском бюро (показывает изображение архитектора)
Кто из вас знает, что такое конструкторское бюро?
Ответы детей.
Воспитатель: конструкторское бюро-это место, где чертят чертежи зданий, создают макеты домов, различных сооружений, улиц, городов.
Что такое макет?
Ответы детей.
Воспитатель: макет-это объемные здания из бумаги или другого материала. С помощью макета можно представить будущее здание, или улицу, или город (показывает изображение макета)
И работает архитектор не один, а с целой командой помощников - это чертежники и конструкторы (показывает изображение группы работающих архитекторов)
А вы хотите стать архитекторами?
Ответы детей.
Воспитатель: Дети, наш город Орехово-Зуево расширяется. Вы знаете, что на многих улицах идет строительство новых домов, магазинов. И в городе может появиться новый микрорайон. Когда вы вырастете, вы, может быть, будете там жить.
Представим с вами, что мы архитекторы и перед нами стоит задача построить макет будущего микрорайона нашего города. Я предлагаю открыть в нашей группе свое конструкторское бюро. Для создания макета мы будем использовать разные виды конструкторов. Но сначала нам понадобится план местности (Рисунок 4)
Рисунок 4
Воспитатель подводит детей к мольберту с магнитной доской. На доске план местности с дорогой.
Дети рассматривают план местности, воспитатель предлагает расположить картинки со зданиями на плане, назвать здания. Воспитатель помогает, направляет.
Воспитатель: Мы изобразили с вами план будущего микрорайона. Теперь нам нужно перейти к новому этапу. Мы будем строить макет нашего микрорайона, в соответствии с планом. Мы будем работать дружно, помогать друг другу. А перед строительством надо хорошо размяться.
Физкультминутка «Мой дом»
Хочу рассказать я о доме своем (руки над головой, как крыша)
Где с мамой и папой мы вместе живем (пружинки вправо, влево руки на поясе)
В селе или городе - это не важно (руки как крыша у груди, затем над головой)
Дом может быть низким и многоэтажным (присесть руки, как крыша, встать)
Из дерева, камня, бетонный, кирпичный (качать руками вверху кулаками друг о друга, ладонями)
Поверьте, что мне в нем живется отлично (пружинки вправо, лево руки на поясе)
Тепло и уютно в жилище моем (хлопают руками по плечам накрест)
Нет места родней, чем любимый мой дом (пружинки вправо, влево руки на поясе)
Воспитатель: Перед вами лежит материал (конструктор) и образец, который нам необходим для постройки.
Воспитатель включает магнитофон. Дети подходят к столу, начинают конструировать по образцу. Размещают здания в соответствии с планом микрорайона. Воспитатель помогает детям (Рисунок 5)
Рисунок 5
Воспитатель: Дети, посмотрите внимательно, чего у нас не хватает в нашем микрорайоне?
Ответы детей.
По окончанию строительства, воспитатель предлагает добавить деревья и машины, населить микрорайон фигурками людей и животных (Рисунок 6)
Рисунок 6
Воспитатель: У нас получилось место для прогулок взрослых и детей. Как называется это место?
Ответы детей.
Воспитатель: Такое место называется бульвар. Вот вы и построили макет будущего микрорайона Орехово-Зуево.
- Дети, как вы считаете, вам удалось осуществить задуманное?
- Трудно сооружать конструкции по схеме?
- В чем трудность? (Высказывания детей).
- Хотели бы вы в будущем стать архитекторами, конструкторами или строителями?
- Вам понравилось строить вместе?
Ответы детей.
Воспитатель:
В нашей группе появился
Просто чудо - городок.
На макете очутился
Детский, сказочный мирок.
Все мы строили, старались,
Получился результат.
Конструированием занимались,
Результату каждый рад (Рисунок 7)
Рисунок 7
Наше занятие закончилось. Дети, попрощайтесь с нашими гостями!!!