Актуальность проблемы
В начальной школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Патриотизм - синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры.
Сегодня, на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления, данная проблема становится особенно актуальной.
Мой многолетний опыт работы привел к мысли, что такое важное направление как воспитание человека - патриота ослаблено. Школа должна ориентировать детей и подростков на пробуждение и развитие духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, способности отдать знания и энергию на благо Родины.
Воспитание чувства патриотизма у школьников - процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан.
Учащиеся должны гордиться, что родились в великой стране, стремиться сохранять её богатства и красоту, гордиться её героическим прошлым, любить свой народ. Они должны знать историю своей малой родины, людей, отстоявших свободу, историю своей семьи, гордиться своими предками.
Работая над данной проблемой, я определила основные направления и формы сотрудничества с учениками, родителями, цели и задачи.
Цель: Вовлечение учащихся, родителей, социальных партнеров в активную деятельность по патриотическому воспитанию младших школьников с целью формирования у обучающихся гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции.
Задачи:
- обеспечить учащихся историческими знаниями (с учётом их возрастных особенностей);
- приобщить к духовным и нравственным ценностям, традициям старшего поколения через урочную и внеклассную работу;
- формирование готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей;
- воспитание чувства гордости к малой родине.
Направления работы:
- Я - гражданин России. (специальный курс внеурочной деятельности в 3-4 классах)
- Моя малая родина.
- Моя родословная.
Формы работы:
- Изучение истории и культуры родного края.
- Уроки мужества.
- Классные часы.
- Праздники и утренники.
- Участие в конкурсах.
- Экскурсии в музеи г.Братска.
- Встречи с ветеранами ВОВ.
- Сочинения и диспуты.
- Уроки гражданственности.
- Уроки-презентации.
Ресурсы и источники патриотического воспитания
Практическая работа по теме самообразования
1. «Я - гражданин России»
- Классный час «Мы живем в России».
- Презентация «Мои права и обязанности».
- Урок гражданственности «Символы России».
- Праздник «Я люблю тебя, моя Россия».
- Презентация «Путешествие в космос». Первый полёт человека в космос.
- Беседа «Как это начиналось». К 70-летию начала второй мировой войны.
- Праздник «День защитника Отечества».
- Классный час «Свечи Беслана» (презентация).
- Классный час «Дарим людям добро. Что такое толерантность».
- Участие в литературно-историческом конкурсе «Я помню! Я горжусь!»
- Праздник «Люблю березку русскую».
2. «Моя малая Родина»
- Экскурсия в школьный краеведческий музей.
- Классный час «О школе - с любовью».
- Классные посиделки «В гостях у самовара».
- День творчества «Русские народные песни».
- Экскурсия в школьный краеведческий музей «Братчане - участники Великой Отечественной войны».
- Праздник «Моя малая Родина».
- Участие в конкурсе чтецов «Говорю о Братске вдохновенно!»
- Уроки мужества у Мемориала славы.
- Конкурс рисунков «Уголок родной природы».
- Участие в общешкольном празднике «Масленица».
- Классный час «Сибиряки в годы ВОВ 1941-1945 гг.» (презентация).
3. «Моя родословная»
- Презентация «Что в имени моём»
- Классный час. «Имена и прозвища»
- Родословная семьи Вотякова Павла.
- Родительское собрание «Мой дом - моя крепость».