Воспитание патриотических качеств личности у учащихся начальной школы через внеурочную деятельность

Разделы: Начальная школа, Классное руководство, Патриотическое воспитание

Классы: 3, 4

Ключевые слова: патриотическое воспитание


Актуальность проблемы

В начальной школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Патриотизм - синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры.

Сегодня, на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления, данная проблема становится особенно актуальной.

Мой многолетний опыт работы привел к мысли, что такое важное направление как воспитание человека - патриота ослаблено. Школа должна ориентировать детей и подростков на пробуждение и развитие духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, способности отдать знания и энергию на благо Родины.

Воспитание чувства патриотизма у школьников - процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан.

Учащиеся должны гордиться, что родились в великой стране, стремиться сохранять её богатства и красоту, гордиться её героическим прошлым, любить свой народ. Они должны знать историю своей малой родины, людей, отстоявших свободу, историю своей семьи, гордиться своими предками.

Работая над данной проблемой, я определила основные направления и формы сотрудничества с учениками, родителями, цели и задачи.

Цель: Вовлечение учащихся, родителей, социальных партнеров в активную деятельность по патриотическому воспитанию младших школьников с целью формирования у обучающихся гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции.

Задачи:

  • обеспечить учащихся историческими знаниями (с учётом их возрастных особенностей);
  • приобщить к духовным и нравственным ценностям, традициям старшего поколения через урочную и внеклассную работу;
  • формирование готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей;
  • воспитание чувства гордости к малой родине.

Направления работы:

  • Я - гражданин России. (специальный курс внеурочной деятельности в 3-4 классах)
  • Моя малая родина.
  • Моя родословная.

Формы работы:

  • Изучение истории и культуры родного края.
  • Уроки мужества.
  • Классные часы.
  • Праздники и утренники.
  • Участие в конкурсах.
  • Экскурсии в музеи г.Братска.
  • Встречи с ветеранами ВОВ.
  • Сочинения и диспуты.
  • Уроки гражданственности.
  • Уроки-презентации.

Ресурсы и источники патриотического воспитания

Практическая работа по теме самообразования

1. «Я - гражданин России»

  • Классный час «Мы живем в России».
  • Презентация «Мои права и обязанности».
  • Урок гражданственности «Символы России».
  • Праздник «Я люблю тебя, моя Россия».
  • Презентация «Путешествие в космос». Первый полёт человека в космос.
  • Беседа «Как это начиналось». К 70-летию начала второй мировой войны.
  • Праздник «День защитника Отечества».
  • Классный час «Свечи Беслана» (презентация).
  • Классный час «Дарим людям добро. Что такое толерантность».
  • Участие в литературно-историческом конкурсе «Я помню! Я горжусь!»
  • Праздник «Люблю березку русскую».

2. «Моя малая Родина»

  • Экскурсия в школьный краеведческий музей.
  • Классный час «О школе - с любовью».
  • Классные посиделки «В гостях у самовара».
  • День творчества «Русские народные песни».
  • Экскурсия в школьный краеведческий музей «Братчане - участники Великой Отечественной войны».
  • Праздник «Моя малая Родина».
  • Участие в конкурсе чтецов «Говорю о Братске вдохновенно!»
  • Уроки мужества у Мемориала славы.
  • Конкурс рисунков «Уголок родной природы».
  • Участие в общешкольном празднике «Масленица».
  • Классный час «Сибиряки в годы ВОВ 1941-1945 гг.» (презентация).

3. «Моя родословная»

  • Презентация «Что в имени моём»
  • Классный час. «Имена и прозвища»
  • Родословная семьи Вотякова Павла.
  • Родительское собрание «Мой дом - моя крепость».