Данная техника позволяет раскрыться любому ребенку, даже малознакомому с традиционными и академическими правилами работы в разных видах изобразительного искусства, а также добиться успеха и почувствовать себя более уверенным. Особенно техника «Трафаретная живопись» хорошо зарекомендовала себя в условиях дистанционной работы с учащимися и в рамках дополнительного образования.
Работая в технике «Трафаретная живопись» используются разные виды творческой деятельности: работа в ограниченной палитре цвета, работа нетрадиционными материалами и инструментами, создание композиций из окружностей с использованием разных диаметров, создание трафаретов из бумаги, выделение композиционного центра. Это позволяет максимально разнообразить и организовать творчество детей в урочной и внеурочной деятельности, а так же на занятиях дополнительного образования.
Одним словом, академизм и креативность в едином пространстве!
Цель. Представление техники «Трафаретная живопись» как способ формирования творческих способностей любого ребенка в области изобразительного искусства.
Задачи.
- Познакомить учителей изобразительного искусства и педагогов дополнительного образования с данной техникой;
- показать этапы выполнения работ в технике «Трафаретная живопись»;
- продемонстрировать готовые работы в этой технике.
Оборудование. Мультимедийный проектор, ноутбук, съемный диск с презентацией к мастер-классу, готовые работы.
Методы и технологии. Системно-деятельностный подход.
Ход мастер-класса
1. Вступительное слово
Творческая работа «Праздник в городе» в технике «Трафаретная живопись» разработана для учащихся начальной школы. Вся идея и последовательность выполнения творческой работы созданы педагогом и являются авторской разработкой.
2. Определение понятия «Трафаретная живопись»
Трафаретная живопись - это многослойная живопись с использованием нетрадиционных инструментов и трафаретов, созданных самостоятельно в соответствии с тематикой будущего изображения.
3. История создания техники «Трафаретная живопись»
Идея по использованию трафаретов в многослойной, богатой оттенками живописи стало два события, которые были связаны с 2019-2020 учебным годом. Первое событие - это юбилей «Великой Победы, 75 лет». К данному празднику учениками нашей школы было выполнено большое количество рисунков, среди которых был рисунок ученицы 2-го класса, выполненный при помощи фабричных трафаретов. Работа своей простотой и аккуратностью очень заинтересовала. Второе событие - это дистанционное обучение. Занятие на кружках и в секциях продолжались, и надо было держать планку, выполняя интересные и увлекательные, но при этом не сложные творческие работы. Так пришла идея применять при рисовании нетрадиционными материалами и инструментами ещё и трафареты. Но трафареты, созданные не на производстве, а самостоятельно.
4. Этапы выполнения творческой работы в технике «Трафаретная живопись»
Для того чтобы выполнить любое изображение в технике «трафаретная живопись», необходимо определиться с темой будущего рисунка, с композицией и цветовым решением. Живописная композиция «Праздник в городе» представлено в виде вечернего городского пейзажа, в небе которого мерцает «пышный» праздничный салют. Для общего фона выполняем растяжку цвета и тона. Выбранный цвет сверху смешиваем с чёрным цветом, в середине он остаётся таким, каким он есть и снизу делаем его более светлым. Так как в нашем городе Иркутске праздничный салют запускают над речкой, то на рисунке необходимо показать часть берега и речку, выполнение которых может быть сделано методом отпечатывания губки и линейки, используя самые темные оттенки. Далее изготавливаем первый трафарет, в котором сочетаются разные виды геометрических фигур, образуя силуэт города. Некоторые дети впервые пользуются линейкой, в таком случае необходимо брать листы в клетку, благодаря которым можно вычерчивать более прямые линии. В одной композиции может быть несколько слоёв зданий. Это зависит от степени сложности будущего изображения и от возраста ребёнка. Изображение города можно украсить окнами и декоративным заборчиком на берегу реки. Выполнить можно при помощи отпечатков линейки, обратной стороны кисти, плоской кисти. Трафарет для салюта выглядит как композиция из окружностей разного диаметра. В данном случае ученики пользуются циркулем или находят предметы с разными диаметрами и обводят. Напечатать трафарет можно таким способом, при помощи которого можно выделить композиционный центр. Самую большую окружность более белым цветом, остальные окружности выполняются такими светлыми оттенками, которые подходят по цветовой гамме к фону. Украшаем окружности брызгами, которые выполняются при помощи плоской кисти и указательного пальца. В завершении для поднятия еще более праздничного настроения композицию можно украсить изображением флажков и гирлянд.
5. Демонстрация готовых работ
Для данной темы выступления подобранны фотографии готовых работ разного возраста людей. Самый младший возраст детей, это младший дошкольный возраст, дети 3,5 года. Для того чтобы заниматься с детьми дошкольного возраста необходимо трафареты изготовить заранее. С детьми возраста 1 класса можно заниматься таким образом: часть детей могут с родителями в качестве домашнего задания сделать трафареты, а другая часть детей может попробовать начертить и вырезать самостоятельно. Далее работы представлены учениками 2-го класса, где дети самостоятельно выполняли каждый этап, и рисунки, выполненные педагогом в качестве примера.
Результаты: В результате, учителя изобразительного искусства и педагоги дополнительного образования узнают о нетрадиционной технике «Трафаретная живопись» и её достоинствах, на примере готовой творческой работы «Праздник в городе» познакомятся с этапами ее воплощения.