Цель: создание условий для формирования навыка фонематического письма букв "с", "ш" в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Обучающие:
- формировать у детей умение различать согласные звуки [с] - [ш] в устной и письменной речи;
- закреплять связь между фонемами [с] - [ш] и их графемами;
- упражнять учащихся в навыке фонетического письма;
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонетико-фонематическое восприятие и навыки звукового анализа у учащихся на примере дифференциации звуков [с] - [ш] изолированно, в слогах, словах, предложениях;
- развивать звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез;
- уточнять и активизировать словарный запас;
- корригировать и совершенствовать грамматический строй;
- корригировать и развивать внимание, слуховую память, мышление.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
- воспитывать навыки самостоятельной работы;
Планируемые результаты
Коммуникативные УД
Уметь:
- самостоятельно отличать по звучанию звуки [с]-[ш] изолированно, в слогах, словах, предложениях;
- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;
- договариваться о последовательности действий, учиться представлять другим ход работы и ее результат;
Личностные УД
- Проявлять: доброжелательное отношение друг к другу;
Познавательные и регулятивные УД
Уметь:
- осуществлять анализ артикуляции звуков и устанавливать взаимосвязи этих фонем и графем;
- развитие элементов критического мышления учащихся;
- использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания;
- исправлять ошибки в устной и письменной речи;
Демонстрационный материал:
- презентация "Дифференциация согласных [с] - [ш]";
- слоговая таблица;
Ход занятия
I этап. Мотивация и самоопределение к деятельности
1. Организационный момент
- Заходят 2 обучающиеся, здороваются!
- Посмотри, сколько у нас гостей. Все они пришли посмотреть на то, как ты умеешь правильно и красиво говорить. Покажем им это?
Аутотренинг:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
(дети повторяют вместе с логопедом слова)
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
II этап. Коррекционный блок
1. Артикуляционная гимнастика
Чтобы правильно и четко произносить все звуки необходимо, выполнить артикуляционную гимнастику.
Выполняем упражнения.
Для [С] - «Улыбочка», «Забор», «Часики», «Чистим зубки», «Горочка». (Слайд №1). Для [Ш] - «Хоботок», «Кошечка пьёт молочко», «Чашечка», «Маляр», «Качели». (Слайд №2).
Артикуляционный аппарат подготовили к работе.
2. Анализ артикуляции звуков. (Слайд №3,4).
- Но, чтобы правильно произносить и слышать звуки, нужно провести анализ артикуляции этих звуков.
- Ребята, посмотрите на меня и скажите какое положение, занимают губы, когда я произношу [С]?
- Губы занимают положение «улыбочки».
- Когда я произношу [Ш], что происходит с губами?
- Губы вытянуты вперед, занимают положение «хоботка».
- Ребята, посмотрите на артикуляционные профили и скажите, какое положение занимает язычок при произношении [С]?
- Язычок за нижними зубами, занимает положение «горочки».
- Что происходит с язычком, когда мы произносим [Ш]?
- Язычок находится вверху, в виде «чашечки».
- Давайте проверим характер воздушной струи.
- Воздушная струя теплая.
- Проверяем работу голосовых связок.
- Голосовые связки не работают. (Дети осуществляют кинестетический контроль).
- Чем отличаются артикуляции этих звуков.
- Положением губ, языка…
3. Анализ характеристики звуков. (Слайд №5).
- Выясним, чем похожи, чем отличаются звуки с -ш.
- Произнесем перед зеркалом сначала звук [с], потом звук [ш]. Сравним их.
Уточнение артикуляции звуков с использованием зеркал и артикуляционных профилей.
Учащиеся дают характеристику, называют:
а) сходство: эти звуки согласные, глухие, твердые.
б) различия: место образования
[с] - кончик языка за нижними зубами
[ш] - язык в верхнем положении
в) губы: при [с] улыбаются, при [ш] круглые, вытянуты вперёд
г) воздушная струя: при произнесении [с] - холодная, [ш] - тёплая
д) звук [с] может быть мягким.
- Правильно, ребята. Мы научились четко и правильно произносить звуки [С], [Ш]. А сейчас мы будем учиться слышать эти звуки.
4. Связь звука с буквой. (Слайд №6).
- Ребята, что вы знаете о звуках?
- Звуки мы слышим и произносим.
- Что вы знаете о буквах?
- Буквы мы видим, пишем и читаем.
- Ребята, какой буквой обозначается [С]?
- Буквой С.
- На что похожа эта буква?
- Луна, месяц, на бублик… (Слайд №7)
Перед вами картинка, на которой изображен месяц.
- Тебе надо из природного материала изобразитьбукву С.
- Какой буквой обозначается [Ш]?
- Буквой Ш.
- На что похожа эта буква?
- На вилы, стул…
- Перед вами картинка, на которой нарисована вила.
- Тебе надо из природного материала изобразитьбукву Ш.
5. Развитие фонематического восприятия.
Игра «Поймай звук»
Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если в слове есть звук [С], топнете ногой, если услышите звук [Ш].
а) сахар, шило, сарай, самолёт, шампунь;
б) мясо, кошка, оса, бусы, бабушка, дедушка;
в) душ, нос, компас, камыш, глобус, малыш, ландыш;
г) мишка, маска, машина, сапоги, Миша, Маша, автобус, стол, шашки, шишки.
Физминутка
Мы писали.
III этап. Актуализация знаний по теме
1. Дифференциация согласных [с] - [ш] в слогах
1) Чтение слоговой таблицы (Слайд №8).
ша-са |
са - ша |
аша - аса |
аса - аша |
шо-со |
со - шо |
ашо - асо |
асо - ашо |
шу-су |
су - шу |
ушу - усу |
усу - ушу |
ше-се |
се - ше |
иши - иси |
иси - иши |
ши-си |
си -ши |
еше - есе |
есе - еше |
2. «Четвертый лишний». (Слайд №9 и 10).
- Найдите в каждом ряду лишнюю картинку. Объясните свой выбор.
- Повторите названия всех лишних картинок.
- Какой звуки встречаются в названии картинок?
3. Дифференциация в словах. (Слайд №11)
1) Вставка пропущенных слогов. Устно вставляют слоги: за-ша, сы-ши.
са-ша |
сы-ши |
ли … |
джин … |
ка … |
камы … |
ко … |
воло … |
су … |
малы … |
гру … |
шала … |
- Прочитайте слова.
Физминутка
Мы писали. (Слайд №12)
IV этап. Дифференциация согласных [с] - [ш] в предложениях
Игра "Путаница" (Слайд №13, 14), индивидуальные карточки)
- Прочитайте предложения, исправьте ошибки.
Кошка ловит «миску»,
Мама моет «мышку».
На виду у детворы
«Крысу» красят маляры.
Пожарный носит «кашку»,
Саша ела «каску».
Танцует Миша в «машке»
Конфету дали «маске».
V этап. Итоговая и рефлексивная деятельность
- Чему учились на занятии?
- Что общего и чем различаются эти звуки при произношении?
- Для чего учились различать звуки [с] - [ш]?
- Оцените свою работу.