Дифференциация согласных С–Ш

Разделы: Логопедия

Класс: 2


Цель: создание условий для формирования навыка фонематического письма букв "с", "ш" в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Обучающие:

  • формировать у детей умение различать согласные звуки [с] - [ш] в устной и письменной речи;
  • закреплять связь между фонемами [с] - [ш] и их графемами;
  • упражнять учащихся в навыке фонетического письма;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонетико-фонематическое восприятие и навыки звукового анализа у учащихся на примере дифференциации звуков [с] - [ш] изолированно, в слогах, словах, предложениях;
  • развивать звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез;
  • уточнять и активизировать словарный запас;
  • корригировать и совершенствовать грамматический строй;
  • корригировать и развивать внимание, слуховую память, мышление.

Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
  • воспитывать навыки самостоятельной работы;

Планируемые результаты

Коммуникативные УД

Уметь:

  • самостоятельно отличать по звучанию звуки [с]-[ш] изолированно, в слогах, словах, предложениях;
  • оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;
  • договариваться о последовательности действий, учиться представлять другим ход работы и ее результат;

Личностные УД

  • Проявлять: доброжелательное отношение друг к другу;

Познавательные и регулятивные УД

Уметь:

  • осуществлять анализ артикуляции звуков и устанавливать взаимосвязи этих фонем и графем;
  • развитие элементов критического мышления учащихся;
  • использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания;
  • исправлять ошибки в устной и письменной речи;

Демонстрационный материал:

  • презентация "Дифференциация согласных [с] - [ш]";
  • слоговая таблица;

Ход занятия

I этап. Мотивация и самоопределение к деятельности

1. Организационный момент

- Заходят 2 обучающиеся, здороваются!

- Посмотри, сколько у нас гостей. Все они пришли посмотреть на то, как ты умеешь правильно и красиво говорить. Покажем им это?

Аутотренинг:

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

(дети повторяют вместе с логопедом слова)

Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

II этап. Коррекционный блок

1. Артикуляционная гимнастика

Чтобы правильно и четко произносить все звуки необходимо, выполнить артикуляционную гимнастику.

Выполняем упражнения.

Для [С] - «Улыбочка», «Забор», «Часики», «Чистим зубки», «Горочка». (Слайд №1). Для [Ш] - «Хоботок», «Кошечка пьёт молочко», «Чашечка», «Маляр», «Качели». (Слайд №2).

Артикуляционный аппарат подготовили к работе.

2. Анализ артикуляции звуков. (Слайд №3,4).

- Но, чтобы правильно произносить и слышать звуки, нужно провести анализ артикуляции этих звуков.

- Ребята, посмотрите на меня и скажите какое положение, занимают губы, когда я произношу [С]?

- Губы занимают положение «улыбочки».

- Когда я произношу [Ш], что происходит с губами?

- Губы вытянуты вперед, занимают положение «хоботка».

- Ребята, посмотрите на артикуляционные профили и скажите, какое положение занимает язычок при произношении [С]?

- Язычок за нижними зубами, занимает положение «горочки».

- Что происходит с язычком, когда мы произносим [Ш]?

- Язычок находится вверху, в виде «чашечки».

- Давайте проверим характер воздушной струи.

- Воздушная струя теплая.

- Проверяем работу голосовых связок.

- Голосовые связки не работают. (Дети осуществляют кинестетический контроль).

- Чем отличаются артикуляции этих звуков.

- Положением губ, языка…

3. Анализ характеристики звуков. (Слайд №5).

- Выясним, чем похожи, чем отличаются звуки с -ш.

- Произнесем перед зеркалом сначала звук [с], потом звук [ш]. Сравним их.

Уточнение артикуляции звуков с использованием зеркал и артикуляционных профилей.

Учащиеся дают характеристику, называют:

а) сходство: эти звуки согласные, глухие, твердые.

б) различия: место образования

[с] - кончик языка за нижними зубами

[ш] - язык в верхнем положении

в) губы: при [с] улыбаются, при [ш] круглые, вытянуты вперёд

г) воздушная струя: при произнесении [с] - холодная, [ш] - тёплая

д) звук [с] может быть мягким.

- Правильно, ребята. Мы научились четко и правильно произносить звуки [С], [Ш]. А сейчас мы будем учиться слышать эти звуки.

4. Связь звука с буквой. (Слайд №6).

- Ребята, что вы знаете о звуках?

- Звуки мы слышим и произносим.

- Что вы знаете о буквах?

- Буквы мы видим, пишем и читаем.

- Ребята, какой буквой обозначается [С]?

- Буквой С.

- На что похожа эта буква?

- Луна, месяц, на бублик… (Слайд №7)

Перед вами картинка, на которой изображен месяц.

- Тебе надо из природного материала изобразитьбукву С.

- Какой буквой обозначается [Ш]?

- Буквой Ш.

- На что похожа эта буква?

- На вилы, стул…

- Перед вами картинка, на которой нарисована вила.

- Тебе надо из природного материала изобразитьбукву Ш.

5. Развитие фонематического восприятия.

Игра «Поймай звук»

Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если в слове есть звук [С], топнете ногой, если услышите звук [Ш].

а) сахар, шило, сарай, самолёт, шампунь;

б) мясо, кошка, оса, бусы, бабушка, дедушка;

в) душ, нос, компас, камыш, глобус, малыш, ландыш;

г) мишка, маска, машина, сапоги, Миша, Маша, автобус, стол, шашки, шишки.

Физминутка

Мы писали.

III этап. Актуализация знаний по теме

1. Дифференциация согласных [с] - [ш] в слогах

1) Чтение слоговой таблицы (Слайд №8).

ша-са

са - ша

аша - аса

аса - аша

шо-со

со - шо

ашо - асо

асо - ашо

шу-су

су - шу

ушу - усу

усу - ушу

ше-се

се - ше

иши - иси

иси - иши

ши-си

си -ши

еше - есе

есе - еше

2. «Четвертый лишний». (Слайд №9 и 10).

- Найдите в каждом ряду лишнюю картинку. Объясните свой выбор.

- Повторите названия всех лишних картинок.

- Какой звуки встречаются в названии картинок?

3. Дифференциация в словах. (Слайд №11)

1) Вставка пропущенных слогов. Устно вставляют слоги: за-ша, сы-ши.

са-ша

сы-ши

ли …

джин …

ка …

камы …

ко …

воло …

су …

малы …

гру …

шала …

- Прочитайте слова.

Физминутка

Мы писали. (Слайд №12)

IV этап. Дифференциация согласных [с] - [ш] в предложениях

Игра "Путаница" (Слайд №13, 14), индивидуальные карточки)

- Прочитайте предложения, исправьте ошибки.

Кошка ловит «миску»,
Мама моет «мышку».
На виду у детворы
«Крысу» красят маляры.
Пожарный носит «кашку»,
Саша ела «каску».
Танцует Миша в «машке»
Конфету дали «маске».

V этап. Итоговая и рефлексивная деятельность

- Чему учились на занятии?

- Что общего и чем различаются эти звуки при произношении?

- Для чего учились различать звуки [с] - [ш]?

- Оцените свою работу.