Открытый урок по литературному чтению "Мой Пушкин"

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 3

Ключевые слова: А.С.Пушкин, литературное чтение


Форма: устный журнал.

Цели занятия:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по творчеству А.С.Пушкина;
  • • развивать навыки выразительного чтения, речь, память, мышление, внимание учащихся;
  • формирование коммуникативных и регулятивных УУД;
  • воспитывать нравственные качества и этическое сознание: чувство товарищества, личности на основе морали.

Задачи:

  • формирование активной читательской позиции;
  • азвитие коммуникативных навыков школьников.
  • воспитание гражданственности и патриотизма учащихся посредством русской классической литературы

Метапредметные результаты:

  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях, формулировать выводы;
  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее;
  • умение работать с разными источниками информации.

Оборудование урока:

  • портреты А.С.Пушкина, фотографии о жизни А.С.Пушкина;
  • выставка книг с произведениями А.С.Пушкина и о Пушкине;
  • презентация к уроку.
  • Рисунки детей

Ожидаемый результат:

  • обобщены и систематизированы знания учащихся по теме "Русские писатели".
  • учащимися показаны умения: выразительное чтение, чтение по ролям, инсценировка эпизодов из произведений; знание изученных произведений, их авторов понимание смысла пословиц, поговорок, устаревших слов.
  • продемонстрированы навыки работы учащихся в группе.
  • рефлексия.

1. Оргмомент

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

- Наш урок посвящён творчеству А.С.Пушкину. Вы уже читали сказки и стихи великого поэта, немало знаете наизусть. Для каждого русского человека Пушкин не только гениальный поэт, но и друг, добрый советчик, у каждого человека Пушкин свой.

- Как вы понимаете, что у каждого свой Пушкин? (ответы)

- Как бы вы назвали тему нашего урока по творчеству А.С.Пушкину? (Мой Пушкин)

- Кто может предположить какая цель нашего урока?

- Через более глубокое изучение творчества и жизни Пушкина, попробуем открыть для себя своего А.С.Пушкина.

- Итак, наш урок действительно называется «Мой Пушкин», пройдёт он в форме устного журнала. Надеюсь, что каждый из вас сумеет глубже понять душу великого поэта, его творчество и насладиться его волшебными произведениями, а в конце урока дать себе ответ на вопрос: какой он - мой Пушкин?

3. Актуализация знаний. Обобщение и систематизация знаний

- Итак, первая глава нашего журнала посвящена

1 страница биографии А.С.Пушкина

6 июня 1799 года на одной из окраинных улочек Москвы, в Немецкой слободе у Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России.

Отец поэта, Сергей Львович, отставной военный, был старинного дворянского рода, но не богат и не очень удачлив в службе. Был он «нрава пылкого, раздражительного», но очень любил поэзию. Мать Пушкина, Надежда Осиповна, была красива, любила выезжать на балы, пользовалась в обществе большим успехом. Характер имела вспыльчивый: то гневалась, что и дети и муж старались не попадаться ей на глаза, то вдруг снова становилась ласковой и оживлённой. Кроме Александра у Пушкиных было ещё двое детей Ольга и Лев. Любимцем матери был младший сын Лев. Александр чаще раздражал её: своим упрямством, привычкой грызть ногти, а главное он был непохож на других детей.

Бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, выучила его читать и писать по - русски, она и французские гувернёры занимались образованием Пушкина до поступления в лицей.

Совсем ребёнком, когда отроду ему было 12 лет, Александр Пушкин был зачислен в Царскосельский лицей. Во время учёбы в лицее Пушкину никак не давалась такая наука как математика, и очень часто он по ней получал двойки, но дела с литературой обстояли иначе. Свои первые стихотворения, представленные педагогическому составу он представлял под псевдонимом, который являлся и его прозвищем - Феофаний Косичкин.

2 страница журнала «Стихи о природе»

- На уроках мы говорили о том, что Пушкин очень любил русскую природу во все времена года, перелистнув следующую страницу нашего журнала мы увидим наступление зимы в русской деревне из творчества Пушкина.

«Стихи о зиме»

- Я предлагаю послушать отрывок из романа «Евгений Онегин», где поэт описывает приход зимы и передаёт радость, которую испытывает главная героиня Татьяна с её приходом. Прочитает Майорова Даша.

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.

- Ещё я хочу напомнить поэтический отрывок, который мы узнали в 1 классе. В нём Пушкин рассказывает о том, как с приходом зимы преобразилась природа.

Равковская Даша

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.

- Мне очень нравится стихотворение «Зимнее утро». Оно веселит, бодрит и создаёт праздничное настроение.

Щепелева Даша

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

- Ребята, а как вы думаете, какое настроение было у поэта, когда он писал стихи о зиме? (Приподнятое, бодрое, радостное, весёлое)

-У Пушкина было любимое время года осень и ей он посвятил много стихотворений. Мы послушаем одно из них.

«Уж небо осенью дышало». Слинкина Алена

- Ребята, на 3 странице нашего журнала «Пушкин и живопись», хочу познакомить вас с известным портретом Пушкина выполненным Орестом Адамовичем Кипренским. Жизнь поэта не была лёгкой и безоблачной, поэтому нередко Пушкину приходилось переживать и другое настроение: печальное, грустное. Художник сумел понять Пушкина, и передать через портрет его мысли, его печали, его мечты. Об этом портрете сам поэт в одном из своих стихотворений сказал: «Себя, как в зеркале я вижу…»

Есть у Пушкина стихотворение, в которых нашло отражение печальное и грустное настроение поэта?

Пушкину приходилось много путешествовать, ездили в то время на лошадях, дорога, особенно с зимой, была скучной и однообразной. И я думаю, что во время одного из таких путешествий поэт сочинил эти строчки.

- Зимняя дорога Котурбаш Кристина

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска...

Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег... Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне...

- Чтобы завершить тему, связанную с живописью, хочу обратить ваше внимание на то, что на полях своих рукописей Пушкин постоянно рисовал своих персонажей. Рисовал он и самого себя. Когда Пушкин чувствовал себя одиноким, автор портрета получался грустным. А если ему было весело, он рисовал себя в каком - нибудь смешном виде в огромном картузе, всадником в бурке, мчавшимся во весь опор. Рисунков А.С.Пушкина множество

4 страница «Няня»

- Следующая страница «Няня».

Очень большое влияние на Пушкина, как на писателя, оказала его няня Арина Родионовна Яковлева. Эта удивительная изначально крепостная женщина знала множество сказок, интересных историй, и долгими зимними вечерами она их рассказывала маленькому Саше Пушкину, пела русские народные песни. Позже многие из них лягут в основу его многих произведений. С любовью и уважением относился Пушкин к няне. Называл её «подругой юности» своей, «ангелом кротким, безмятежным», «бесценным другом». Он доверял ей свои мысли, мечты. Нередко Арина Родионовна становилась первой слушательницей его сочинений. Немало стихотворений посвятил ей.

«Няне» Юлдашева Алина

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя,
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный, отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь...

-Великий поэт обессмертил имя Арины Родионовны. Оно навсегда рядом с Пушкиным -- как символ доброты и бескорыстной любви.

- А мы открываем новую главу 5 страница нашего журнала, посвящённую сказкам великого поэта. Здесь, я думаю, вы все большие знатоки.

Лущик Полина «У лукоморья…!»

Задание 1.

Узнать героя по его описанию. Кто он и из какого произведения?/

1.

Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама - то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь - то говорит,
Словно реченька журчит.

(Царевна - лебедь из сказки «О царе Салтане…»)

2.

Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело,
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел.

(Царь Дадон из «Сказки о золотом петушке»)

3.

В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.

(Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке»)

4.

Правду молвит, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла.

(Царица из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

Задание 2.

А сейчас узнайте героя по его словам. Кто так говорил?

1.

«Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее».

(Зеркальце из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

2.

«Ох, ты дитятко девица!
Пёс проклятый одолел,
Чуть до смерти не заел».

(Черница из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

3.

«Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно».

(Балда из «Сказки о попе и о работнике его Балде»)

4.

«Не печалься, ступай себе с Богом!»

(Золотая рыбка из «Сказки о рыбаке и рыбке»)

Задание 3 «Узнай сказку по предмету».

Детям показывают предметы или рисунки, вывешивают их на доску:

  1. Кораблик («Сказка о царе Салтане...»);
  2. Зеркальце («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»);
  3. Яблоко («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»);
  4. Зайчонок («Сказка о попе и о работнике его Балде»);
  5. Лебедь («Сказка о царе Салтане…»);
  6. Корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»).
  7. Кусочек хлеба («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»);

6 страница. «Пушкин и Петербург»

- Осталось прочитать последнюю страницу нашего журнала. Она посвящена любимому городу поэта Петербургу.

- А.С.Пушкин знал и любил Петербург, во многих своих произведениях он писал о городе как историк и летописец, как бытописатель «города пышного, города бедного».

В своих бессмертных творениях поэт запечатлел красоту и совершенство города на Неве, создав в его честь поэтический гимн.

Послушайте отрывок из поэмы «Медный всадник» (Усков Дима)

- Здесь же в окрестностях Питера произошла дуэль Пушкина и француза Дантеса, в которой поэт был смертельно ранен. Дуэль состоялась 27 января 1837 года после 16 часов дня. Поэту было 37 лет, его противнику оставалась неделя до 25 лет. Пушкина привезли после дуэли с Дантесом, где он прожил всего два дня. Здесь в 14 часов 45 минут оборвалась жизнь солнца русской поэзии А.С.Пушкина. Каждый год 10 февраля множество самых разных людей приходят к петербуржскому дому с простым адресом - Мойка 12, что бы почтить память А.С.Пушкина. Здесь была последняя его квартира, здесь завершилась его яркая, но короткая жизнь. Здесь происходило и прощание народа с поэтом. В настоящее время в этом доме находится один из самых популярных музеев России - музей-квартира А.С.Пушкина.

5. Контроль усвоения, обсуждение материала

- Какую задачу мы поставили перед собой? (Открыть своего Пушкина)

- Что нового вы открыли для себя о Пушкине?

Мой Пушкин - это….

- Какая страница о Пушкине вам оказалась ближе для вашего внутреннего мира?

6. Рефлексия

- Перевернув последнюю страницу нашего журнала мы говорим П. «До скорого свидания!». Вас ждёт ещё много прекрасных встреч с великим поэтом, вы прочтёте его стихи о дружбе, свободе, любви к Отечеству, его повести, поэмы, романы.

Приложение