Формирование позитивной самооценки дошкольника посредством игровой деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: игровая деятельность, самооценка


Введение

Организуя жизнь детей в детском саду, педагоги-воспитатели сталкиваются с разными характерами, с разным эмоциональным и социальным опытом, полученным детьми в их семьях.

Особенно трудной становится работа воспитателя при появлении в группе детей, с резко выраженными особенностями в поведении: шумливых, крикливых, склонных к ссорам, детей с рассеянным вниманием, заторможенных, пассивных, как бы ничем не интересующихся, ребят, избегающих своих сверстников и совместных с ними дел. Такие случаи не редки в любом детском саду.

Огромное значение для развития личности ребенка имеет эмоционально-психологический климат коллектива, в котором находится ребенок. При благоприятных условиях у детей от 3 до 7 лет во время игры, изобразительной или трудовой деятельности интенсивно развиваются сложные формы восприятия пространства и времени, наглядно-образное мышление, творческого воображения. В эти же годы складываются и взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Если в данном возрасте эти процессы не будут надлежащим образом сформированы, восполнить такой недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным. Так, по мнению А.И.Божович, свойственное ребенку переживание радости закрепляется при определенных условиях и превращается в черту характера. Жизнерадостность, повышенная возбудимость нервной системы, раздражительность может при вести к образованию такой черты характера, как вспыльчивость, которая при недостаточной коррекции в детстве становится большой помехой в общении с людьми. Дезорганизующую роль в жизни и деятельности детей выполняют затянувшиеся отрицательные эмоциональные состояния. Закрепившись, они, как считает А.И.Захаров, начинают регулировать психическую деятельность и поведение ребенка нежелательным образом: приводят к отрицательным представлениям о детях в группе, к отрицанию преимущества совместной игры, недоверию, равнодушию. В более позднем возрасте это может привести к формированию негативной жизненной позиции. У детей с задержкой речевого развития эти проблемы могут усугубляться, так, как ребенок не может выразить словами о своих чувствах и потребностях, другие его плохо понимают, а иногда и посмеиваются. Часто у таких детей формируется страх общения со сверстниками и со взрослыми людьми Неоспоримым можно считать тот факт, что в результате общения с окружающими людьми, у ребенка складывается образ другого человека и образ самого себя, а следовательно, и самооценка, от того какой (по ложительной или отрицательной) она будет - зависит какими будут от ношения с окружающими, как будет чувствовать себя ребенок в обществе сверстников, как будет реагировать на удачи и промахи. Неуверенный в себе ребенок перестает быть самостоятельным не только в действиях, но и принятии какого-то решения. Боясь ошибиться и сделать что-то не так, малыш может вообще отказываться от той или иной деятельности. Снижается познавательная активность ребенка.

Отношение к себе у ребенка зависит от того, как складываются его взаимоотношения с родителями, и какое место занимает он в этих отношениях. Частое неоправданное захваливание, подчеркивание мнимых или реальных достоинств ребенка, приводит к тому, что у него формируется завышенный уровень притязаний. Если родители с недоверием относятся к проявлению самостоятельности, к возможностям ребенка, категорически подавляют любое несогласие ребенка с их мнением, то это может привести к стойкому ощущению своей слабости, неполноценности.

Заниженная самооценка может привести к нарушению поведения ребенка. Проявления негативной самооценки могут быть самые разные: от снижения работоспособности, до проявления агрессии.

Негативная самооценка может привести к:

  • Развитию нерешительности, застенчивости.
    Ребенок может избегать ситуаций устного опроса на занятиях, не отвечать на вопрос, хотя знает ответ, может отказываться от ведущих ролей в играх. Такой ребенок часто использует фразы: «не знаю», «у меня не получится».
  • Эмоциональной неустойчивости (обидчивости)
    Малыш обижается при проигрыше в игре, болезненно реагирует на замечания, на повышенный тон голоса, недовольное выражение лица взрослого, часто плачет.
  • Страхам.
    Малыш боится новых людей, новых ситуаций, боится оставаться один, боится выступать на публике один, и т.п.
  • Тревожности. Общение у тревожных, неуверенных в себе детей становится избирательным, эмоционально-неровным. Затрудняются контакты с незнакомыми людьми. Нередко у таких детей отмечается двигательное возбуждение, непоследовательность в поступках. Характерна непереносимость ожидания, которая выражается нетерпением. Мышление в состоянии повышенной тревожности становится скованными бесконечными опасениями, сомнениями. Второстепенные детали заслоняют главное, а восприятие лишается целостности и непосредственности. Из-за нарастающей эмоциональной напряженности и боязни показаться смешным, сделать что-то не так, как ожидают, или требуют взрослые, уменьшается познавательная активность. Все новое, неизвестное воспринимается настороженно, с недоверием. Возникают трудности в общении со сверстниками и со взрослыми.
  • Конфликтности. Ребенок может сам провоцировать конфликт, отвечать конфликтно на конфликтные действия других.
  • Агрессивности.
    Ощущать себя «неумехой» или «плохим» ребенку очень трудно, поэтому он может вести себя достаточно агрессивно, самоутверждаясь при этом. Ребенок может ломать игрушки, толкать сверстника, мимоходом ударить встречных, кусаться, плеваться, щипать других, говорить обидные слова, когда не слышит взрослый и т.п.

Наша роль направлена на воспитание у детей уважения к себе и к окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника или партнера по игре и занятиям. Основная идея опирается на тот факт, что когда человек уверен в себе и находится в "согласии с самим собой" - принимает себя - он принимает и понимает других, а это, в свою очередь, способствует развитию позитивной самооценки, снижению тревожности и благоприятному общению с окружающими.

Самооценка ребёнка в дошкольном возрасте

Для становления и развития личности очень важно уделять внимание развитию самооценки ребенка в дошкольном возрасте. Для многих родителей остается вопрос - как правильно сделать личность ребенка полноценной и гармоничной? Понятие личности многогранно и имеет в себе несколько составляющих.

Об одном из них мы хотим поговорить подробно - это самооценка. Ведь она формируется именно в детские дошкольные годы.

Уже примерно к трем годам у ребенка проявляются первые признаки самооценки и все это связано кризисом трех лет. Именно к этому возрасту происходит отделение ребенка от матери и у малыша формируется свое «Я». Ребенок стремится действовать самостоятельно, и часто вы можете услышать от крохи «я сам». Малыш начинает что-то пробовать делать, а после своих действий ждет оценку родителей. Например, получилось у него собрать пирамидку или сделать красивый куличик в песочнице, ребенок сразу обращает на свои достижения родителей и ждет от них положительной эмоциональной оценки. Это ему нужно для того, чтобы утвердить свое Я и чувствовать себя хорошо.

Примерно до 5-6 лет деятельность ребенка неразделима с личностью малыша. Например, если мама говорит сыну, что у него некрасиво нарисованная машина, то ребенок воспринимает это все на свой счет, а не на счет машины и считает себя плохим. Если «достижения» малыша часто оценивают негативно или нейтрально, то постепенно ребенок отказывается от разного вида деятельности. Что в итоге приводит к занижению своей самооценки. Как результат, развивается неуверенность и нежелание чего-то достигать. Возникают трудности в общении со сверстниками и взрослыми.

Все это происходит исключительно из-за того, что ребенок считает себя «плохим» и постепенно к нему начинают так относиться, как к «плохому». Следствие - замкнутый, необщительный, неуверенный ребенок.

Задача родителей - научиться разграничивать оценивание малыша и его деятельности. В этом случае самооценка ребенка будет дифференцированной, и он будет понимать, «что Я хороший, а сделал Я не очень хорошо».

Однако стоит помнить, что захваливание ребенка может привести к завышенной самооценке. И это отрицательно скажется на восприятии ребенком окружающих. И в результате не сложатся хороших отношений у ребенка ни с детьми ни со взрослыми. Ребенок с завышенной самооценкой вырастет с внутренней позицией «Я самый лучший, просто супер, а все плохие» и не будет считаться с чужими интересами.

Влияние окружающих на развитие самооценки

Ребенок растет в социальном мире, и он волей или неволей постоянно находится в контакте с окружающими его родителями, родственниками и сверстниками. И все это окружение напрямую влияет на развитие его личности и, в частности, на самооценку.

Условия формирования позитивной самооценки дошкольника в семье

Очевидно, что значение семейных отношений в развитии личности ребенка и его самосознания очень велико.

Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что он видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир. Ж.Пиаже показал, что у ребенка в дошкольном возрасте складывается мировоззрение все, что окружает ребенка, в том числе и явление природы - результат деятельности людей. Такое мировоззрение увязывается со всей структурой дошкольного возраста, в центре которого находится человек.

Возникновение личного дознания - возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. Стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Если спросить ребенка трех лет: «Ты какой?» он ответит - «Я большой». Если спросить то же самое ребенка шести лет, он ответит: «Я меленький».

У ребенка старшего дошкольного возраста возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может (начало самооценки). Говоря о самосознании, часто имеют ввиду осознание своих личных качеств (хороший, добрый и т.д.). В данном случае речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений. В три года - внешнее «Я сам», в шесть лет - личное самосознание. И здесь внешнее превращается во внутреннее. [4].

На основе возникновения личного сознания возникает кризис 6-7 лет. Основная симптоматика кризиса состоит из трех элементов:

Потеря непосредственности - между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка.

Манерничанье - ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает.

Симптом «горькой конфеты» - ребенку плохо, но он старается этого не показать.

В основе этих симптомов лежит обобщение переживаний. У ребенка возникает внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь не безразлична для внешней, она на нее влияет. Возникновение внутренней жизни - чрезвычайно важный фактор, потому что с этого момента ориентация поведения осуществляется внутри этой внутренней жизни.

Вообще время между основными детскими кризисами занимает почти все дошкольное детство. Если попытаться выделить самое общее в этом значительном и разнообразном отрезке жизни, то можно сказать, что это самый плодотворный и спокойный период социализации ребенка. Он становится управляемым, постепенно научается руководствоваться правилами социального взаимодействия, произвольно сосредоточиваться и направленно учиться.

В это время собственный опыт взаимодействия со средой и людьми организуется с помощью обобщенного человеческого зная, нравственные правила и законы вымещаются причинно-следственные связи, складывается способность к самостоятельному эмоциональному контролю. В этот период возникают и фиксируются стражи не оправдать ожидания, быть отвергнутыми другими. Именно подобный тип уязвимости может свидетельствовать о развитии ребенка индивидуальных механизмов эмоционального контроля, в том числе и самооценке.

Как известно, Л.С.Выготский связывает с этим возрастом (кризис 7 лет) дифференциацию внутреннего и внешнего, открытие ребенком самого существования своих переживаний, появление возможности осмысленно ориентироваться в них, возникновение самооценки как некоторых «запросов к себе», борьбы переживаний, внутреннего конфликта и выбора. Появление иерархической структуры переживаний, с одной стороны, становится аффективной основой развития способности к символизации, с другой - неминуемо заставляет ребенка ощутить отдельность своего внутреннего мира, неоднозначность его отношений с нравственными правилами. Анализируя эту ситуацию, Выготский Л.С. отмечает, что «ребенка 7 лет отличает, прежде всего, утрата детской непосредственности».

Необходимо отметить, что в дошкольном возрасте у ребенка появляются в этой области новые самостоятельные возможности. Они связаны с вхождением в группу сверстников, развитием форм их аффективного взаимодействия и, прежде всего, сюжетно-ролевой игры. Именно совместная игра со сверстниками стимулирует переживания всех уровней и позволяет выбрать из всего богатства впечатлений общего движения, уюта привычного уклада жизни, новизны, игрового испуга и риска, эмоционального заражения, сопереживания, взятия на себя высоко значимой социальной роли наиболее для себя нужные. Все выше перечисленное, несомненно, влияет на базисное построение самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.

Вся эта яркая жизнь, являющаяся в норме, может быть, основной индивидуальной ценностью ребенка данного возраста, не претендует называться «серьезной». Реальная, серьезная, жизнь дома и в обществе идет теперь более обыденно, накатано для ребенка. Он по мере сил выполняет требования взрослых, но относится к ним более спокойно, старается соблюдать общие правила, находя при этом компромисс для сохранения своих индивидуальных ценностей. Можно сказать, что и взрослые в этот период начинают взаимодействовать с ребенком наиболее «экономным» и формальным способом.

Наиболее значимое влияние на формирование детской самооценки оказывают родители. Представления о том, каким должен быть ребенок (родительский образ ребенка), формируется еще до рождения малыша и определяет стиль воспитания в семье. Руководствуясь собственными представлениями о том, каким должен быть ребенок, родители оценивают его реальную деятельность и поведение. Усвоенные от родителей оценки становятся собственными оценками ребенка. Ребенок оценивает себя так, как оценивают его окружающие, и прежде всего родители. Родители так же формируют у ребенка определенные личностные ценности, идеалы, эталоны, на которые следует равняться, намечают планы, которые необходимо выполнить, определяют стандарты выполнения тех или иных действий. Если они реалистичны и соответствуют возможностям ребенка, то достижение целей, реализация планов, способствуют формированию позитивного образа «Я» и положительной самооценки. Если же цели и планы нереалистичны, стандарты и требования завышены, то неуспех приводит к потере веры в себя, формированию заниженной самооценки и негативного образа «Я». [26].

На начальных этапах развития индивидуальный опыт выступает в неосознанной форме и накапливается в результате повседневной жизни, как побочный продукт детской активности. Даже у старших дошкольников опыт может осознаваться лишь частично и регулирует поведение на непроизвольном уровне. Знания, полученные ребенком на индивидуальном опыте, более конкретны и менее эмоционально окрашены, чем знания, приобретенные в процессе общения с окружающими людьми. Индивидуальный опыт - главный источник конкретных знаний о себе, составляющих основу содержательного компонента самооценки.

В старшем дошкольном возрасте ребенок имеет относительно богатый собственный опыт, обладает способностью наблюдать и анализировать действия и поступки других людей и свои собственные. В привычных ситуациях и знакомых видах деятельности оценки окружающих принимаются старшим дошкольником только в том случае, если они не противоречат его личному опыту. Такое сочетание факторов развития самооценки характерно не для всех детей, фактически достигших старшего дошкольного возраста, а только для тех, общий уровень психического развития которых соответствует переходному периоду - кризису семи лет.

Исследовав теоретическую литературу по проблеме влияния родительско-детских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста, мы вяснили, что влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучение в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительстких отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Все рассмотренные нами классификации гармоничные, либо как конфликтные. Соответсвенно типу преобладающих в семье отношений и развивается самооценка ребенка старшего дошкольного возраста - либо позитивная, либо негативная.

Родители детей с разными типами общей и частной самооценки имеют специфические особенности структуры системы позитивных родительских чувств. Отсутсвие противоречий внутри компонентов структуры системы позитивных родительских чувств, высокая устойчивость этих чувств, обуславливают формирование адекватной общей и частной самооценки дошкольника. Противоречивость, неустойчивость и недоразвитие компонентов системы позитивных родительских чувств приводит к формированию различных видов неадекватной общей и частной самооценки дошкольника.

Таким образом, говоря о типах семейного воспитания, мы в первую очередь хотим обратить внимание на то, что данное понятие синонимично понятию родительское отношение к ребенку, более широкому по своему содержанию. Потому раскрывать типы семейного воспитания мы сочли необходимым в русле понятия "родительское отношение" к ребенку. Родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимосвязь и взаимозависимость родителя и ребенка. Оно включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. А.Я.Варга и В.В.Столин выделяют такие варианты родительских позиций как: симбиоз (чрезмерная эмоциональная близость), авторитарность и эмоциональное отвержение (маленький неудачник). В общем, опираться в своей работе мы будем на определение, предложенное Варга А.Я. и Столиным В.В.

Возможности игровой деятельности в формировании позитивной самооценки ребенка

Актуальность формирования самооценки обусловлена тем, что на современном этапе развития нашего общества возрастает роль общественно значимой активности личности, предполагающей ее высокую сознательность и требовательность как в отношении к другим людям, так и к самому себе.

Самооценка является ядерным образованием самосознания личности, выступая как система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и системе отношений с другими людьми. Мухина В. С. выделяет следующие структурные компоненты самосознания: физический облик; имя, пол через реализацию притязаний ребенка на признание их в прошлом, настоящем и будущем; развитие рефлексии, обучение навыкам позитивного стиля общения.

Развитие рефлексивной самооценки основывается на следующих действиях:

  • сравнении ребенком своих достижений «вчера и сегодня» и выработке на этой основе предельно конкретной дифференцированной самооценки,
  • предоставлении ребенку возможности осуществлять большое число равнодостойных выборов, различающихся аспектом оценивания, способом действия, характером взаимодействия и создании условий для объективации и сравнении этих оценок сегодня и в недавнем прошлом.

Умение ребенка фиксировать свои изменения и объективировать их является необходимой составляющей развития способности ребенка управлять своей деятельностью («я - хозяин собственного поведения», Г.А.Цукерман) и связано напрямую с регулятивными действиями. Таким образом, знание о собственных возможностях и их ограничениях, способность ученика определить границу собственных возможностей, знания и незнания, умения и неумения является генеральной линией становления самооценки на начальной ступени образования. Важным условием ее развития является становление рефлексивности, которая проявляется в умении анализировать собственные действия, видеть себя со стороны и допускать существование других точек зрения.

Рост самооценки должен сопровождаться такими приобретениями, как широта диапазона критериев оценок, их соотнесенность, обобщенность, отсутствие категоричности, аргументированность, объективность. Было показано, что дети с рефлексивной самооценкой более коммуникабельны, чутко улавливают требования сверстников, стремятся им соответствовать, тянутся к общению со сверстниками и хорошо ими принимаются. Недостаточное усвоение содержания нравственных качеств личности, отсутствие рефлексивности при самооценке ведет к ограничению ее регулятивных функций: появляется конфликтность, настороженность в отношениях со сверстниками. Таким образом, развитие самооценки и личностного действия оценивания себя является условием развития личностной саморегуляции как важного вида регулятивных действий и коммуникативных действий в младшем школьном возрасте.

Ориентиры в чувствах, переживаниях ребенка должны быть сформированы взрослым. Уже в раннем детстве начинает развиваться самооценка. Родители не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребенка о себе; в школьном возрасте, он научится сам оценивать свои возможности, успехи и неудачи.

Именно в семье ребенок узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.

Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт - вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается».

При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: «Я - самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать». Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.

Уровень самооценки может изменяться, особенно в дошкольном возрасте. Каждое обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на успехи и неудачи - все это оказывает влияние на отношение малыша к себе. То есть, мы можем помочь ребенку сформировать адекватную самооценку, которая станет основой успешной коммуникации.

Главное, чтобы ребенок успешно справлялся с заданиями и учился достойно проигрывать.

В формировании у ребенка педагогически целесообразной самооценки большие возможности дает игра.

В игре можно не только формировать положительную самооценку, но и развивать ее регулятивную функцию. Из всей совокупности факторов, действующих на формирование отношения личности к себе в процессе деятельности, можно выделить две группы, наиболее существенных: во-первых, собственные достижения и их самооценка, а также соотнесение своей оценки с общественной оценкой и оценкой теми членами коллектива, мнение которых по определенным для личности критериям является значимым; во-вторых, отношение других людей, партнеров по совместной деятельности, к данному человеку как личности.

Дети старшего дошкольного возраста, начинают осваивать сложные взаимодействия в сюжетно-ролевых играх, отражающие жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными.

В игровом пространстве может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. В группе детского сада, дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. И вот уже ребенок обращается к продавцу как покупатель-мама или покупатель-шофер, строитель и т.п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль инспектора ГИБДД, ребенок командует водителями и подчиняется начальнику.

С помощью игры можно помочь ребенку понять, что он сам может быть успешным. Моделируя жизненные ситуации, игра дает бесценный опыт и может научить гордиться собой. Она позволяет пережить те трудности, с которыми можно встретиться в реальной жизни, поможет почувствовать внутреннюю силу и сформировать целеустремленность.

Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Игра помогает детям ощутить единение с другими, дать понять, что ребенок не одинок. Бывает так, что у ребенка уже есть негативный опыт общения и им приходится заново учится доверять другим. Игровое пространство помогает ускорить и обезопасить этот процесс.

В игре дети учатся правилам хорошего тона, в них взращивается культура общения. Именно в игре закладывается основа уважения к себе как к личности и понятие, что право на уважение имеет каждый.

Игры учат заботиться о сверстнике, при этом забота не проявляется непосредственно. С каждой новой игрой и каждым новым упражнением возводятся по маленькому кирпичику стены заботы о других, которые потом позволят построить целый дом уважительного отношения к себе и другим.

Деятельность ребенка в образовательном пространстве группы способствует выявлению творческих способностей и развитию личностно-творческого потенциала, формированию адекватной самооценки, развитию умения принимать самостоятельные решения, формированию навыков саморегуляции и коррекции эмоциональной сферы. Игра учит уважать, любить, сочувствовать, сопереживать, развивает рефлексию, формирует чувство собственного достоинства.

Известно, что дети, обладающие завышенной самооценкой, отличаются некритичным отношением к себе, игнорируют замечания взрослых, стремятся не замечать неудач. В отношении же к сверстникам же, напротив, очень критичны, стремятся указать на недостатки, обсмеять товарищей за малейшие промахи. В подобных случаях довольно эффективно использовать детские игры с карточками-фиксаторами.

Например: ребенок с завышенной самооценкой и взрослый могут поочередно метать мяч в корзину. Попавший получает карточку (например, флажок). В конце игры подводится итог - подсчитываются карточки: у кого больше, тот и победил. Подобное наглядное использование карточек-фиксаторов поможет ребенку убедиться в результатах собственной деятельности, а не игнорировать их. В данной игре используется прием «самокритичный взрослый», который на своем примере показывает ребенку правильное отношение к неудачам и успехам, а также учит ребенка не бояться признать свое поражение и показывает взаимосвязь между стараниями и результатом.

Первоначально взрослый должен в половине случаев давать выигрывать ребенку. («Ты выиграл, а мне надо еще потренироваться»). В этом случае дошкольник видит, что плохой результат воспринимается как мотивация для дальнейших стараний, усилий для достижения успеха. Таким образом, формируется самокритичность, ребенок начинает прислушиваться к советам, оценкам и адекватно реагировать на них.

Затем взрослый может выигрывать чаще, а ребенок уже не будет стремиться проигнорировать свой проигрыш. Так у дошкольника и формируются такие черты характера, как целеустремленность и стремление к самосовершенствованию. Дети сами начинают выбирать себе новые цели и усложнять задачи. А такие черты присущи тем, у кого адекватная самооценка.

Безусловно, в коррекции нуждаются также дошкольники с заниженной самооценкой. Они страдают не меньше, и даже больше, чем дети с завышенным уровнем притязаний, отличаются неуверенностью в себе, стеснительностью, застенчивостью, робостью. Они часто замкнуты, у них обычно низкий социометрический статус. Они несамостоятельны и нерешительны.

Чтобы помочь такому ребенку, важно действовать осторожно, чтобы не травмировать его. За малейшие достижения ребенка нужно хвалить, акцентировать его внимание на успехе. Необходимо предоставлять ребенку возможность пережить то, чего он лишен в детском коллективе и - ситуацию успеха, победы. Взрослый может проигрывать, однако, говоря ребенку, что он выиграл (также в игре с карточками-фиксаторами, например), нужно отметить, почему ему это удалось. Это поможет малышу причинно-следственную связь: он выиграл не потому, что он хороший, а потому что приложил усилия, хорошо прицелился, удачно выбрал позицию и т.п.

Обычно у детей с заниженной самооценкой низкий социостатус, их не принимают в игры другие дети. Поэтому очень эффективно, когда такой ребенок добьется какого-либо успеха, привлечь к положительной оценке других детей. Например: «Посмотрите, как здорово получилось у Пети! Правда, молодец?»

Для повышения статусного положения ребенка с низким уровнем притязаний важно постоянно включать его в игровую деятельность, почаще давать ему поручения, постепенно давать главные роли в спектаклях, сценках.

Таким образом, у дошкольника начнет формироваться уверенность в себе, своих способностях, он станет более решительным, смелым, общительным. Дети в группе будут приглашать вместе играть. А это безусловно поддержит уверенность дошкольника в себе, сделает его более инициативным и активным. Но нужно помнить, что очень важен гармоничный, согласованный подход в педагогических и психологических воздействиях, оказываемых на ребенка. Абсолютно недопустимо, чтобы одна из сторон - детский сад или семья стремились помочь ребенку повысить самооценку, а другая сторона сводила усилия к нулю. Об этом нужно помнить и согласованно соблюдать те правила воспитания, которые помогут ребенку полноценно и гармонично развиваться психически.

Стремление «быть лучше, чем все» является мотивом для достижения успеха, одним из условий развития воли и способности осознавать свои достоинства и недостатки. Чтобы повысить уровень детских притязаний, иногда необходимо прибегнуть к целенаправленному созданию ситуации успеха: начать с простых игр, где каждый может выиграть. Это позволит обрести уверенность в себе и стать более активным в деятельности и в общении.

Итак, игровая деятельность обучает ребенка управлять своим поведением и через взаимодействие с другими расширяет его ролевой репертуар. Общение в группе расширяет границы видения ребенком своих возможностей через отражение действий других и с другими.

Создание ситуации успеха выявляет способность ребенка в самоактуализации и более эффективном усвоении получаемых знаний.