Мастер-класс для родителей. Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей 4–5 лет с ОВЗ»

Разделы: Мастер-класс

Класс: д/с

Ключевые слова: ОВЗ, мелкая моторика


Цель: познакомить родителей детей среднего дошкольного возраста с влиянием мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей.

Задачи: дать элементарные представления родителям о мелкой моторике рук; пополнить знания родителей о развитии мелкой моторики рук детей в домашних условиях.

План мероприятия:

  1. Значение работы по развитию мелкой моторики рук у ребёнка.
  2. Показ игр, используемых в группе на развитие мелкой моторики у детей.
  3. Рекомендации родителям «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребёнка».

Оборудование: игры, направленные на развитие мелкой моторики у детей.

Ход мероприятия

- Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада видеть вас на нашем мероприятии.

- Сегодня мы поговорим с вами о разных способах развития мелкой моторики рук у детей. Известно, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Как вы думаете, уважаемые родители, с чем это связано? (Обмен мнениями).

Вывод: - Это можно объяснить несколькими причинами: взрослые меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты и на работе, и дома; дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео.); дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)

- Что же такое мелкая моторика?

- Мелкая моторика рук - это не что иное, как ловкость рук.

- Развивая пальчики ребёнка, мы способствуем развитию целого ряда важнейших свойств его психики. Ученые-нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь, чем лучше развиты пальчики ребёнка, тем эффективнее будет осваивать речь.

- Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь. Поэтому работа по развитию мелкой моторики рук должна начинаться задолго до поступления ребёнка в школу. Если мы с вами, как родители, так и педагоги, будем должное внимание уделять упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, то сможем решить сразу две задачи: влиять на общее интеллектуальное развитие ребёнка; подготовить к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

- В детском саду мы с детьми занимаемся рисованием, раскрашиванием, выполняем аппликацию, лепим из пластилина, теста, делаем упражнения для развития мелкой моторики рук. На каждом занятии с детьми мы всегда используем пальчиковую гимнастику, либо массаж рук.

Пальчиковые игры - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребёнка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Сейчас я вам предлагаю пальчиковые игры, которые мы проводим с детьми в группе, и я предлагаю вам выполнить вместе со мной.

А теперь познакомимся с несколькими развивающими играми.

Шнуровка - это вид игрушек, развивающих моторику рук у детей. В настоящее время в магазинах представлены разные варианты этой игрушки - из разного материала, разного размера, цвета и формы. Такую игрушку можно сделать самим. Для их изготовления понадобятся: плотный цветной картон, дырокол, шнурки. Предлагаю родителям попробовать поиграть.

«Прищепочки. Из плотного цветного картона Вы можете вырезать любые фигуры, а прищепки использовать как: Солнышко-лучики, Тучка - дождик, Ежик - иголочки (Показываю, как сделать).

Массажные шарики (выполняем вместе с родителями).

Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну
А теперь последний трюк:
Мяч летает между рук.

Игры с песком, крупами и другими сыпучими материалами: (предлагаю родителям попробовать поиграть вместе).

Рисование на крупе это одни из самых интересных занятий, которые отлично развивают пальчики и мелкую моторику ребёнка, а также способствуют массажу пальцев. Рисовать можно на любой крупе, чем крупнее ее зёрна, тем лучше массируются пальцы ребёнка во время рисования.

Сейчас я предлагаю вам выложить из фасоли дорожки, геометрические фигуры, домики, солнышко и т.д.

Вместе с вами попробуем смастерить бусы из макарон и раскрасить их красками (предлагаю родителям макароны разной формы).

Наша встреча заканчивается. И хочется сказать, что ни одно упражнение не станет развивающим, если не будут интересны ребёнку. И задача взрослых, поддержать ребёнка, если необходимо оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными. Всем спасибо за внимание.

Рефлексия: Шкатулка полезности проведенного мастер-класса.

Я предлагаю вам взять по кругу, красному, желтому или зелёному и положить его в нашу шкатулку полезности.

  • Зеленый круг - разговор был полезен, мы постараемся воспользоваться данными играми.
  • Желтый круг - информация была полезной, но я не считаю, что важно выполнять все ваши рекомендации.
  • Красный круг - информация не была полезной, мне было скучно.

Рекомендации родителям

«Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребёнка»

Мелкая моторика - точные движения пальцев рук - особенно тесно связана с процессом формирования речи ребёнка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи.

Работу по развитию мелкой моторики рук необходимо проводить систематически по 5-10 минут ежедневно.

Развитие ручной умелости (рисование карандашом, лепка, конструирование, аппликация, изготовление оригами: игрушек из бумаги (лодочка, пилотка, самолет).

  1. Различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов).
  2. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без речевого сопровождения.
  3. Пальчиковый театр.

Для развития ручной умелости дети должны:

  • запускать пальцами мелкие «волчки»;
  • разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;
  • сжимать и разжимать кулачки («бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся»);
  • барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
  • махать в воздухе только пальцами;
  • собирать все пальцы в щепотку;
  • нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на леску;
  • завязывать узелки на шнурке, веревке;
  • застегивать (расстегивать) пуговицы;
  • играть с конструктором, мозаикой;
  • складывать матрешки, пирамидки;
  • рисовать в воздухе;
  • мять руками поролоновые шарики, губки;
  • рисовать, раскрашивать, штриховать;
  • резать (вырезать) ножницами;
  • выполнять аппликации;
  • скатывать бумажные шарики (у кого шарик получится более плотным, тот и выиграл);
  • складывание, скручивание, разрывание, перелистывание бумаги;
  • перекладывать из одной коробочки в другую счетные палочки, спички, фасоль, при этом рука не должна сдвигаться (лежит близко к коробочке, задействованы только большой, указательный и средний пальцы);
  • вращать карандаш (ребристый) между большим, указательным и средним пальцем;
  • «пальчиковый бассейн» (пластмассовый тазик с фасолью или горохом);

Игра «Кулак-ребро-ладонь»

Cначала одной рукой, потом другой, затем вместе.

Если ребёнка не увлекают развивающие пособия - предложите ему настоящие дела.

Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

1. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.

2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки.

3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, фасоль бусинки).

4. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А также разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребёнку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно, надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать обувь..

5. Помогать сматывать нитки или верёвку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать)

6. Вешать бельё, используя прищепки (нужно натянуть верёвку для ребёнка).

7. Помогать родителям отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.

8. Помогать перебирать крупу.

9. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.

10. Собирать на даче или в лесу ягоды.

11. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.

12. Вытирать пыль.

13. Включать и выключать свет.

14. Отлеплять и прилеплять наклейки.

15. Перелистывать страницы книги.

16. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.

Что-то будет получаться, что-то нет. Но, обычно, в освоении серьёзных дел дети оказываются очень упорными.

Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию мелкой моторики рук регулярной.

Желаем успехов!

Список методической литературы

  1. Цвынтарный В.В., Играем пальчиками и развиваем речь. - ИЧП: Хардфорд, Санкт-Петербург, 2001.
  2. Аксeнoвa М. Рaзвитиe тoнких движeний пaльцeв рук у дeтeй с нaрушeниeм рeчи // Дoшкoльнoe вoспитaниe. - 2010. - №8.
  3. Борисенко М.Г. Наши пальчики играют. - Екатеринбург: Паритет, 2005. - 204 с.
  4. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: Академический проект, 2010. - 474 с.