Класс: 5.
Цели занятия:
- создать ситуацию, в которой учащиеся смогут удовлетворить потребность в интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сферах;
- оказать содействие в развитии личности школьника, в достижении им определенного уровня образованности.
Задачи занятия:
- Систематизировать знания учащихся, расширить и углубить представления о планетах Солнечной системы.
- Стимулировать интерес школьников к получению знаний.
- Способствовать развитию оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.
- Активизировать взаимодействие учащихся в процессе игры.
- Повысить коммуникативные навыки учащихся.
- Актуализировать самостоятельность, творческую активность школьников, ответственность за свой выбор.
Планируемые результаты:
Метапредметные (УУД):
Регулятивные
- определить цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
- учиться планировать учебную деятельность, умение действовать по образцу, алгоритму.
Познавательные
- анализировать и обобщать на основе фактов;
- классифицировать по заданным основаниям;
- сравнивать факты
Коммуникативные
- донести свою позицию до других;
- оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
- слушать и понимать речь других, вступать в беседу
Личностные результаты:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию, проявлению личностных качеств; сформировать мотивацию к учению и познанию.
Предметные:
- расширить знания о планетах Солнечной системы.
Тип занятия: комбинированный.
Вид занятия: интеллектуально-познавательная интерактивная игра.
Форма проведения внеклассного занятия - игровая.
На внеклассном занятии моделируется игра-путешествие, ученики выступают в роли астронавтов (2 экипажа). Управляет игрой ведущий, в его роли - учитель. У ведущего два помощника (один раздает жетоны выигравшим, подводит итог игры, второй помогает с интерактивной презентацией).
Вначале игры проводится отборочный тур для организации двух экипажей. Для этого проводится блиц-викторина. За правильный ответ помощник ведущего вручает жетон (красную или синюю ракету). Викторина идет до тех пор, пока помощник не раздаст 12 жетонов (по 6 каждого цвета).
Каждая команда размещается в импровизированной ракете определенного цвета (красная, синяя). Очередность играющих определяет сигнал кнопки «Пуск». Тот, кто первый успеет ее нажать, начинает игру.
В конце игры помощники подсчитывают жетоны. Побеждает та команда, которая набрала больше жетонов.
Оборудование и программное обеспечение: стулья для команд, импровизированные ракеты, кнопка-сигнал, компьютер, мультимедиапроектор, экран, ноутбук, презентация; видеофрагмент «Взлет ракеты», микрофон, жетоны-ракеты, диплом команде победителю «Лучший знаток космоса» и сертификаты участникам, звездное небо и звезды для рефлексии, магнитная доска для поведения итогов и рефлексии.
Список литературы
- http://veravverav.blogspot.com/2015/09/blog-post_11.html?m=1
- https://www.kp.ru/putevoditel/kalendar-prazdnikov/den-kosmonavtiki/
- https://micrusha.ru/viktorina-pro-kosmos
План занятия.
I. Организационный момент. - 1- 2 мин.
II. Отборочный тур (организация 2 команд) - 4-5 мин.
III. Информационный сбор - 15-20 мин.
IV. Викторина «Удивительный мир планет» -10-13 мин.
V. Викторина «Да или нет» - 3-4 мин
VI. Подведение итогов занятия. Награждение. - 2-3 мин.
VII. Рефлексия. - 1-2 мин.
Ход занятия
Во время сбора играет космическая музыка
I. Организационный момент (приветствие, постановка цели)
Учитель. Здравствуйте, друзья! В апреле 1961 года на земную орбиту вывели первый в мире космический корабль-спутник с человеком на борту. С тех пор в России отмечают День космонавтики, а в мире - Международный день полета человека в космос. В этом году исполняется 60 лет первому полёту человека в космос. В связи с этим хотим предложить вам совершить интерактивный полет к удивительному миру планет. Надеемся, что каждый покажет достойные знания о космических телах.
Предлагаю провести отборочный тур для создания двух команд. Вам предстоит ответить на вопросы. Правильный ответ дает право попасть в команду астронавтов. (В каждой команде - 6 человек)
II. Отборочный тур (организация 2 команд)
Ученик 1. Космос. Так много в этом слове манящего и интересного. Космические виды завораживают, увлекают, от них сложно оторваться, а знания о космосе по - настоящему интересуют и взрослых, и детей.
Итак, 1 вопрос… Верно. (Если ответ дан неверно, и версий больше нет, то правильный ответ озвучивает ведущий)
2 вопрос и далее …
Викторина.
- Какого числа отмечается день космонавтики? (12 апреля 1961 год)
- Почему этот день так назвали? (В этот день впервые в космос полетел человек)
- Какие звери летали в космос до людей и благополучно вернулись? (Белка и Стрелка)
- Как звали человека, который первый вышел в открытый космос? (Алексей Архипович Леонов)
- Как звали первую женщину, летавшую в космос? (Валентина Терешкова)
- Как космонавты кушают в космосе? (Вся пища находится в тюбиках)
- Назовите фамилию основателя космоса? (Циолковский)
- Какой прибор используется для исследования звездного неба? (Телескоп)
- Какое название имеет специальный аппарат, который может передвигаться по поверхности Луны? (Луноход)
- Как называется место, с которого запускаются ракеты? (Космодром)
- Как звали первого космонавта - назовите ФИО? (Юрий Алексеевич Гагарин).
- Какого числа человек впервые полетел в космос? (12.04.1961)
- Как назывался корабль Гагарина? («Восход-1»)
- Сколько раз он облетел земной шар Юрий Гагарин? (Один раз)
Помощник раздает жетоны за правильный ответ. (Жетоны имеют форму ракет: для одной команды синего цвета, для другой - красного)
Учитель. Итак, у вас в руках жетон. Если он красного цвета - ваши места слева, если синего цвета - справа. Просим занять места в космических ракетах.
III. Информационный сбор
Учитель. Загадочный мир звёзд и планет с давних времён притягивал внимание людей. А мы готовы совершить путешествие к планетам. Вперед к планетам! Соберем первую информацию о них.
Ученик 1.
На небе есть звёзды, но странные очень.
Гуляют по небу они между прочих
Других, настоящих, мерцающих звёзд.
И звёзды ль они? - Нас волнует вопрос.
По небу блуждающий странник-звезда -
Совсем не звезда, а планета она!
Ученик 2.
Планеты, в отличье от звёзд, холодны -
Не светят, лишь свет отражают, увы!
И свет этот ярок, но разных оттенков.
Они отличаются чем-то, наверно.
Различны поверхности - вот в чём секрет.
Изучим планеты - поищем ответ.
Ученик 3. Итак, приглашаем на планету «Меркурий». Поехали! (нажимают на слайде кнопку «ЖМИ»).
Просмотр видеофрагмента «Марс».
Ученик 3. Хочу рассказать еще интересные данные об этой планете.
Сообщение «Меркурий» представлено в приложении 1.
(По аналогии идет путешествие по остальным планетам Солнечной Системы: вначале «виртуальный полет на планету», затем подготовленное заранее мини-сообщение учащегося).
IV. Викторина «Тайна планет»
Учитель. Спасибо за интересные сообщения. По праву вы получаете жетоны. (Помощник выдает жетоны). А готовы ли вы выполнить первое задания? (Ответ учащихся). Тогда вперед! Внимание! Перед вами интерактивное поле. Ваша задача ответить на вопрос: «Что это за планета?» За правильный ответ команда получает жетон. Если команда ответила неправильно, право на ответ имеет вторая команда, которая за правильный ответ также получают жетон.
Приготовились? Начинаем.
(Команды по очереди отвечают на вопрос, нажимая на слайде выбранную планету. Если ответ не верен - планета «изчезнет», если нажали верно - планета будет «пульсировать». Помощник выдает жетоны за верные ответы).
Учитель. У вас все получилось! На звездном небе тоже …пама. Предлагаю разогнать туманность или?ававфы И ответить на главный вопрос нашего путешествия.
У вас все получилось! Мы совершили интерактивное путешествие, пережили воображаемые приключения как настоящие исследователи космоса. Пора возвращаться на Землю. Чтобы развернуть корабль, надо разгадать кроссворд. Если все разгадаем правильно, то сможем ответить на главный вопрос нашего путешествия.
(На слайде появляется кроссворд. Команды по очереди отвечают на вопросы кроссворда. После заполнения всего кроссворда по вертикали в выделенных клетках высветится фамилия первого космонавта. Помощник выдает жетоны за верные ответы).
Вопросы к кроссворду.
По горизонтали:
- Совокупность звезд, которые связаны гравитацией.
- Вторая от Солнца планета Солнечной системы.
- Спутник Плутона.
- Необычная планета, окружённая красивыми кольцами.
- Планета, не имеющая спутников.
- На какой планете заметно, так называемое, Большое Красное Пятно?
- Планета зеленоватого цвета.
По вертикали:
- Первый человек, нарушивший покой безграничной Вселенной.
Учитель. Молодцы! Знаете ли вы, что за слово получили по вертикали? (Первый человек, нарушивший покой безграничной Вселенной). Какой коронной фразой Гагарин определил дальнейший ход развития всего мира («Поехали!»)? Как вы думаете, каковы перспективы развития космонавтики сегодня? (Полет на Марс, освоение всей Солнечной системы, полет к Луне). Верно, вариантов множество. В чьих руках наше будущее? (В наших). Действительно, все в наших руках.
Учитель. Вы ответили на последний вопрос игры. Сдайте жетоны помощникам для определения победителя. (Команды сдают жетоны, помощники подводят итоги игры).
IV. Викторина «Да или нет»
Учитель. Я получила некоторые сообщения из космоса. Пока идет подсчет жетонов, предлагаю определить достоверная ли это информация. Отвечать нужно так: если ваш ответ «да» - хлопаете один раз в ладоши, если «нет» - поднимаете руки в виде крестика (показывает). Ответ даете по моей команде.
Первый вопрос. (Читает). Пожалуйста, ваш ответ…. Верно….
Викторина.
- Солнце - это звезда? (Да).
- Солнце больше по размеру, чем другие звезды. (Нет).
- Звезды такие крошечные, потому что они находятся очень далеко. (Да).
- Абсолютно все звезды излучают свет. (Да).
- Греческое слово «планета» означает «блуждающая звезда»? (Да).
- «Вселенная» и «Галактика» - это одно и то же? (Нет).
- Только наша планета имеет свой спутник? (Нет).
- Не только Солнце имеет свою систему, но и другие звезды. (Да).
- Люди уже были на Марсе. (Нет).
- Слово «космос» с греческого означает «Мироздание, Вселенная»? (Да).
- Правда ли, что все звезды красного цвета как Солнце? (Нет).
- Метеоры - это «падающие звезды». (Да).
- На цвет звезды влияет ее температура. (Да).
- Самая горячая звезда имеет красный цвет. (Нет).
- Планеты - это холодные небесные тела (Да).
(В процессе викторины выявляется активный участник «Знаток Вселенной»).
V. Подведение итогов занятия. Награждение
Учитель.
Мы благодарим всех за игру.
Команда, которая набрала большее количество жетонов….
Наши победители:…
Активный участник «Знаток Вселенной»…
(Вручаются диплом победителя, сертификат участия)
VI. Заключительное слово
Солнечная система еще не освоена человеком даже на миллионную часть. Она скрывает в себе много неизвестного, интересного, неопознанного. Раскрыть ее загадки и тайны еще предстоит. Вполне возможно, что раскрывать эти удивительные миры придется вам. Удачи и свершения задуманного!
VII. Рефлексия
Учитель. При выходе из зала оставьте на ночном небе звезду (если все понравилось и было полезно). До свидания. Спасибо за активное участие!