Цель: Познакомить детей с предметом народно-прикладного искусства - матрёшкой, создать у детей интерес к народной игрушке, приобщать детей к русской национальной культуре, народному творчеству.
Задачи:
- Формировать умение располагать узор из готовых и резаных форм в пределах неправильной формы (силуэт матрешки), по разному сочетая элементы по цвету.
- Закрепить названия геометрических фигур (круги).
- Продолжать закреплять пространственные направления (сверху, снизу, слева, справа, в середине).
- Совершенствовать технику работы с ножницами - вырезания кругов из бумаги по контуру.
- Закрепить технические умения при работе с ножницами и клеем.
- Воспитывать усидчивость, терпение, доводить начатое дело до конца.
- Воспитывать чувство любви и гордости за свою страну и свой народ.
Материал:
- матрешка;
- заготовка силуэта матрешки цветные заготовки туловища и платка матрешки, цветная бумага с заранее нарисованными контуром круга для вырезывания ножницами;
- салфетки, клей, демонстрационные картинки с изображением деревянных игрушек.
Предварительная работа: рассматривание игрушек-матрешек и игры с ними; просмотр презентации о народных игрушках; беседа о происхождении куклы-матрешки на других занятиях; чтение художественной литературы.
Ход НОД
Сюрпризный момент
Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам на занятие придет одна гостья. А чтобы узнать кто она, вам необходимо будет отгадать загадку. Слушайте внимательно:
Ростом разные подружки,
Но, похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Воспитатель: - Правильно, ребята, это - кукла-матрёшка. Посмотрите, ребята, какая она красивая и нарядная. А вы знаете, почему её ещё называют необычной. (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, но посмотрите, одна матрешка стоит грустная и не улыбается. Как вы думаете почему? (ответы детей)
Воспитатель: У нашей матрешки нет подружек. Я предлагаю вам смастерить ей подружек. Давайте сначала рассмотрим нашу матрешку.
Наводящие вопросы для детей:
- Чем украшена голова матрешки? (разноцветным платком)
- Во что ещё одета матрешка? (в разноцветный сарафан, украшенный цветком)
- Давайте внимательно его рассмотрим. Чем украшен сарафан? (цветком)
- Из каких деталей состоит цветок? (из кругов, сложенных пополам)
Воспитатель: Правильно, ребята. Но прежде чем мы приступим к работе, давайте не много разомнемся.
Физминутка-пляска «Матрешки»
Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево - вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо - налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
Воспитатель: Молодцы, ребята, теперь проходим и садимся на свои рабочие места и приступим к работе.
Воспитатель: На контур из бумаги приклеиваем туловище-сарафан, затем косынку и на косынку лицо матрешки. А сарафан мы украсим цветком из кругов. Круги вы вырежете сами из бумаги по контуру, потом складываете их пополам и приклеиваете за одну половинку в одном направлении по кругу.
Во время работа детей за столами, напомнить о правилах работы с ножницами и клеем.
Итог. Рефлексия. Рассматривание и анализ детских работ
Воспитатель: Ребята посмотрите, какие красивые матрешки у вас получились. Теперь нашей матрешке грустно не будет. Молодцы ребята, вы очень хорошо справились с этой работой. За это наша матрешка принесла нам сувениры.
Воспитатель от лица матрешки:
Вы, ребята, сувениры принимайте,
Да Русскую матрешку-красавицу не забывайте!
Тут занятию конец,
А кто смотрел - тот молодец
В сувениры вы играйте,
Да про нас не забывайте.
Почаще в гости заезжайте!
Воспитатель: Ребята, давайте попрощаемся с нашими матрешками.
Дети: До свидания.