Так что же такое нейропсихология и нейропсихологические игры?
Нейропсихология в первую очередь связана с головным мозгом.
Согласно структурно-функциональной модели мозга, которую предложил А.Р.Лурия весь мозг можно разделить на три структурно-функциональных блока:
- энергетический блок;
- блок приема, переработки и хранения экстероцептивной информации;
- блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности.
Экстероцептивную информацию мы получаем от воздействия внешних раздражителей на рецепторы расположение на поверхности тела информация О. э. делятся на дистантные, рецепторы которых реагируют на раздражения, исходящие от удаленного объекта (зрительные, слуховые) и контактные, рецепторы которых передают раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами (осязательные, вкусовые)
1-й функциональный блок головного мозга называется блоком регуляции тонуса и бодрствования
Для того чтобы обеспечивалось полноценное протекание психических процессов, человек должен находиться в состоянии бодрствования. Известно, что только в оптимальных условиях бодрствования человек может принимать и перерабатывать информацию, вызывать в памяти нужные избирательные системы связей, программировать свою деятельность и осуществлять контроль за протеканием своих психических процессов, корригируя ошибки и сохраняя направленность своей деятельности
Термин реципрокная координация применяется для обозначения сложных форм координации движения.
Специальная проба на Р. к. (попеременное сжимание правой руки с одновременным разжиманием левой) используется в нейропсихологии как диагностический прием: нарушение Р. к. указывает на поражение межполушарных связей.
Для развития I блока (энергетического) ориентированного на коррекцию и развитие межполушарного взаимодействия, необходимы такие упражнения как например, как кинезиологические. Эти упражнения направленные на развитие компонентов зрительно-моторной координации: зрительного восприятия, мелкой моторики и зрительно-пространственной ориентировки.
С целью психопрофилактической работы использую следующие нейропсихологические игры:
1. Упражнение «Фонарики»: вытянутые пальцы рук лежат на столе. Сначала сгибается одна рука в кулак, другая при этом вытянута. Потом положение рук интенсивно меняется.
2. Пальчиковая гимнастика «Мышка»: мышка в норку пробралась, (делаем двумя ручками крадущиеся движения), на замочек заперлась. (слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками). В дырочку она глядит, (делаем пальчиками колечко), на заборе кот сидит! (прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками).
4. Пальчиковая игра-гимнастика «Кулачок-ладошка»: взрослый предлагает ребенку выбрать игрушку, которая больше всех ему нравится, подержать ее на раскрытой расслабленной ладони. Затем просите ребенка как можно сильнее сжать игрушку в кулачке. Фиксировать напряжение в кулаке не более 5 секунд, затем раскрыть кулак - расслабить кисть. Повторить упражнение по тем же правилам с другой рукой. Чередовать позиции рук 2-3 раза Вспомогательные материалы: маленькие игрушки разного цвета и формы.
5. Ладонь ребро.
2-й функциональный блок головного мозга называется блоком приема, переработки и хранения информации (оперативный блок)
Он располагается в задних, наружных отделах г.м. и в него входит: теменная (общесенсорная) кора, затылочная (зрительная) кора, височная (слуховая) кора..
Что же нам обеспечивает 2-й блок г.м.?
Благодаря зрительному восприятию мы можем узнавать образы, предметы, картинки, выделять фрагменты и части. Затылочная область г.м. обеспечивает узнавание изображения по деталям так и узнавания образа в целом.
- Теменно-височно-затылочные отделы правого и левого полушария обеспечивают зрительно-пространственный гнозис, отвечает за восприятие и переработку пространственных характеристик и отношений между предметами, символами и элементами из которых они состоят.
- Височный отдел отвечает за восприятие слуховой информации. Благодаря слуховому гнозису мы можем дифференцировать различные звуки, тембр, высоту звучания, дифференцировать фонемы и прочее.
При зрительно-пространственных нарушениях возникают трудности в узнавании букв, цифр; зрительно-пространственных выделениях существенных признаков. Буквы и цифры могут с трудом опознаваться, путаться (по оптически близким признакам "Г" с "Р" , "П" с "Н"), так же зеркальность букв, цифр.
Теменные отделы г.м. отвечают за кинестетическое восприятие, т.е. считывают телесные ощущения, сигналы тела благодаря рецепторам, находящимся в костях, мышцах и сухожилиях. Благодаря этой информации мы можем контролировать свои моторные (двигательные) акты. Точность линий при рисовании и на письме зависит от возможности переработки кинестетического восприятия.
Трудности переработки кинестетической информации приводят к недостаточности тонкой моторики (кисти, пальцев рук) и соответственно к трудностям на письме.
Нарушения переработки слуховой информации приводят к трудностям звуко-буквенного анализа, трудностям восприятия и воспроизведения устного и письменного звука, слога, слова; трудностям запоминания слов и предложений на слух;
Для развития функций II блока необходимы игры и упражнения, направленные на развитие зрительного и слухового гнозиса.
Работа со зрительными трудностями:
- Для развития зрительного восприятия хорошо использовать материалы, где необходимо дорисовать половину чего либо: тела, листочка, цветочка, буквы, цифры.
- Найти изображение среду "шума" (зашумленные картинки).
- При изучении образа буквы и цифры (при подготовке к школе) крупно рисуем и закрашиваем, лепим, конструируем и пытаемся вспомнить и отличить от похожих и не похожих букв (цифр), изготавливать буквы и цифры из природных материалов (если ребенок будет получать эмоциональное удовольствие от деятельности, то благодаря яркому впечатлению, запоминание будет наиболее лучшим).
- Буквы, цифры хорошо так же обводить пальцем, двигательный (моторный) акт также способствует закреплению и наилучшему запоминанию.
Работа с кинестетическими трудностями:
- Для глубокой кинестетической чувствительности хорошо делать массаж рук.
- Пальчиковая гимнастика (активизируем подушечки пальцев, суставы и ладони, проминаем и растягиваем их) чтобы г.м. почувствовал информацию идущую от мышц, сухожилий и костей.
- Хорошо играть с мячиками при этом ловить и кидать мячик по-разному (кидать можно в верх, а ловить вниз ладошкой и наоборот), используя разнообразные захваты.
- Артикуляционная гимнастика.
- Правильная постановка на руки.
Работа с дефицитом слуховой информации
- Давать ребенку короткие инструкции и проверять их понимание (просим повторить).
- Задания и игры на развитие звуко-речевого восприятия, на аппозиционную фонему (бочка-почка, дом-том и пр.)
- Хлопаем, когда слово начинается с буквы: С, Т, Д и т.д. задания можно усложнять (хлопаем 2 раза, когда слышим букву "Т" в середине слова и т.д.)
- Для развития ритмико-мелодической стороны речи используем считалки, песенки, отхлопываем ритм.
- Развитие запаса словарного словаря и многократно закрепляем новые слова.
3-й функциональный блок головного мозга называется блоком программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности
Развитие и коррекция функций III блока мозга обеспечивается играми и упражнениями которые должны быть направлены на коррекцию когнитивных процессов.
Когнитивные процессы - познавательные процессы человека, включая его ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь, т.е. ВПФ.
Итак, как эта информация нам поможет в работе?
У детей с ТНР прослеживается низкая умственная работоспособность и концентрация внимания. Низкий объём внимания влияет в свою очередь на значительно выраженные нарушения слухоречевой памяти, симптоматика которой проявляется в низкой продуктивности запоминания.
Выявляется нарушение мыслительных операций, вследствие нарушения анализа и синтеза информации, несформированностью процессов обобщения.
Специфика выявленных особенностей обусловлена несформированностью II и III структурно-функциональных блоков.
Мною подобраны и адаптированы нейропсихологические игры, структурно-функциональных блоков.
Эти игры можно использовать как на групповых, так и на индивидуальных занятиях с целью формирования лексико-грамматического строя речи у детей с ТНР в соответствии с периодами обучения.