Цель урока: Познакомить учащихся с видами декоративных заплат.
Задачи урока:
Образовательные:
- формировать у учащихся понятие декоративная заплата, художественный ремонт одежды,
- обучить практическим умениям и навыкам по выполнению декоративных заплат;
Коррекционно-развивающие:
- способствовать развитию мышления, речи на основе устных ответов и знакомства с новыми понятиями (расширение словаря);
- развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук в процессе практической деятельности;
- развивать познавательный интерес через создание проблемной творческой ситуации и обеспечение успеха в усвоении знаний;
Воспитательные:
- прививать навыки аккуратности в работе, воспитание усидчивости;
- воспитывать творческое отношение к работе;
- способствовать воспитанию самостоятельности, интереса к предмету.
Оборудование:
- ножницы,
- иглы для ручных швов,
- игольница,
- нитки,
- булавки, наперсток
- ткани для образца и для заплаты
- аппликация
- утюг.
Наглядные пособия:
- виды декоративных заплат
- рисунки аппликации
- электронная презентация
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие. Посадка. Проверка отсутствующих.
Учитель. Тема нашего урока: «Изготовление декоративной заплаты-аппликации».
2. Повторение и закрепление пройденного материала
Слово учителя. Сегодня на уроке мы продолжаем тему ремонта одежды. Продлить срок службы вещей поможет правильный уход за ними, а также умение аккуратно и незаметно произвести ремонт, устранить недостатки. Одежду нужно беречь и учиться ее ремонтировать. При этом очень важно производить ремонт своевременно. Давайте решим кроссворд и узнаем, как и с помощью чего можно произвести ремонт одежды.
Кроссворд. Учащиеся отгадывают кроссворд, который на доске.
- Нанесение контурных линий на заготовку (Ответ: разметка).
- Измерительный инструмент (Ответ: линейка).
- Приспособление для натяжения ткани при выполнении вышивки (Ответ: пяльцы)
- Нитки для вышивания (Ответ: мулине).
- Загадка. Чёрное сердечко, деревянная рубашка (Ответ: карандаш).
- Инструмент для ручных работ (Ответ: игла)
Ключевое слово (заплата).
- Почему надо следить за своей одеждой, беречь её? (Для того чтобы сохранить одежду в хорошем состоянии, чтобы выглядеть опрятным и аккуратным)
- Почему надо учиться ремонтировать одежду? (Чтобы уметь выполнить ремонт самостоятельно следует приучать себя к бережному отношению к вещам).
- Какие виды ремонта мы изучили на прошлых уроках?
Пришивание пуговиц, ремонт одежды по распоровшемуся шву, ремонт в месте разрыва ткани, замена вешалки.
Порядок этапов выполнения ремонта одежды:
- Осмотреть изделие, определить вид ремонта.
- Приготовленные для ремонта вещи должны быть выстираны и отутюжены.
- Всю одежду разложить по видам.
- Отутюжить и сложить изделие.
- Выполнить ремонт.
А сейчас Мы немного поиграем.
Игра «Угадай правильный ответ»
1. Ремонт одежды в месте разрыва ткани выполняют
А) частыми косыми стежками
Б) прямыми стежками
2. Нитки для ремонта в месте разрыва ткани и по распоровшемуся шву подбирают
А) любые
Б) в цвет ткани
3. Одежда рвётся по шву
А) при резких движениях и из-за износа ниток
Б) сама рвётся
4. Распоровшийся шов одежды можно зашить
А) на швейной машинке или ручным стачным швом петлеобразными стежками
Б) только на швейной машинке
А теперь мы познакомимся с тем, как можно обновить одежду, сделав ей ремонт с помощью заплат. Узнаем, какие бывают заплаты. Выполним практическую работу по ремонту одежды.
Стук в дверь.
Петрушка заходит и здоровается.
Я пробегал мимо и услышал, что вы, ребята, будите изготавливать заплаты.
Ребята, а вы поможете мне отремонтировать любимую одежду?
Дети: да.
Учитель. Ребята! А кто это пришел к нам. (Ответ детей)
А сейчас, Петрушка, садись внимательно слушай и учись сам ремонтировать одежду.
Работа с новыми терминами.
Заплата. Древнерусское - платъ (кусок материи). Слово славянского происхождения, производное от «платити» - латать, чинить.
Заплата - «кусочек материи, пришиваемый на одежду в том месте, где она прохудилась». Производные: заплаточный, заплатка.
Запись в тетрадях. Заплата может быть декоративной, в виде аппликации.
Аппликация - с латинского «прикладывание». Так называется приём отделки, когда на ткань нашивается узор или рисунок, выполненный из другого материала, который будет выделяться на фоне основного.
Работа с новыми словами.
Учитель. Петрушка! А ты знаешь, откуда появились заплаты?
Ответ Петрушки. Первые заплатки появились на военной форме немецких солдат в Первой мировой войне. Это спасало одежду от повреждений на коленях и локтях. А в середине прошлого столетия заплаты стали элементом украшения одежды. Сегодня одежда с ЗАПЛАТКАМИ пользуется огромной популярностью. Особенно художественные заплатки привлекательно смотрятся на ДЕТСКОЙ одежде. Дети очень любят все яркое и необычное. Кроме того такая заплата поможет скрыть потертость или повреждение на любимой одежде.
- Как, вы думаете, какую форму может иметь заплата-аппликация?
По форме заплата-аппликация может быть круглая, овальная, прямоугольная, квадратная, в виде цветка, листочка, фигурки животных.
- Рассмотрите следующий слайд и скажите, с помощью каких стежков прикреплены заплаты-аппликации?
Ответ детей: косыми или петельными стежками.
Учитель: пришивать заплаты можно на машине или вручную. У декоративной накладной заплаты цвет, рисунок и форма подбираются по желанию.
- Как вы считаете, от чего зависит размер и рисунок для аппликации?
От размера изношенного места, от цвета изделия и предпочтений хозяина ремонтируемой вещи.
3. Последовательность выполнения заплаты-аппликации
Сегодня на уроке вы должны выполнить ремонт одежды с помощью декоративной накладной заплаты-аппликации. Для этого надо:
1. Выполнить ремонт в месте разрыва ткани с лицевой стороны.
2. Раскроить деталь заплаты (мы будем использовать вырезанные по шаблонам образцы).
3. Наложить деталь заплаты на лицевую сторону ткани, закрыв место ремонта, приколоть булавками, наметать.
4. Прикрепить заплату к ткани с лицевой стороны частыми косыми или петельными стежками, удалить нитки строчки временного назначения.
5. Приутюжить.
4. Проверка качества работы
- Заплата имеет красивый контур, не стягивает ткань
- Ручные стежки ровные, частые
- Образец хорошо приутюжен
5. Повторение правил техники безопасности
1. Шейте с наперстком.
2. Храните иголки и булавки в определенном месте (специальной коробке, подушечке и т.д.), не оставляйте их на рабочем месте (столе), ни в коем случае не берите иголки, булавки в рот.
3. Не пользуйтесь для шитья ржавой иголкой.
4. Выкройки к ткани прикрепляйте острыми концами булавок в направлении от себя.
5. Храните ножницы в определенном месте (коробке).
6. Кладите их сомкнутыми остриями от себя.
6. Физкультминутка
Пальчиковая гимнастика.
Мы капусту рубим-рубим, (поочередные движения прямыми ладонями вверх-вниз)
Мы капусту солим-солим, (складываем пальцы в щепотку и поочередно поглаживаем подушечки пальцев)
Мы капусту трем-трем, (потирать кулачок о кулачок)
Мы капусту жмем-жмем, (сжимать и разжимать кулачки)
И в рот кладем (отправляем щепотку в рот и приговариваем: «Ням-ням!
7. Самостоятельная практическая работа
Учащиеся самостоятельно выполняют практическую работу, используя технологическую карту с этапами выполнения. Учитель, обходя рабочие места, контролирует правильность выполнения работы, технологическую последовательность, соблюдение правил техники безопасности.
По окончании практической работы учащиеся производят самоконтроль выполненной работы.
8. Подведение итогов урока
- На уроке я узнала…
- На уроке я научилась…
- На уроке мне было…
Уборка рабочих мест. Оценивание работы учащихся на уроке и выставление отметок в журнал.