Открытый урок по теме «Изготовление декоративной заплаты-аппликации». 5-й класс

Разделы: Технология

Класс: 5


Цель урока: Познакомить учащихся с видами декоративных заплат.

Задачи урока:

Образовательные:

  • формировать у учащихся понятие декоративная заплата, художественный ремонт одежды,
  • обучить практическим умениям и навыкам по выполнению декоративных заплат;

Коррекционно-развивающие:

  • способствовать развитию мышления, речи на основе устных ответов и знакомства с новыми понятиями (расширение словаря);
  • развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук в процессе практической деятельности;
  • развивать познавательный интерес через создание проблемной творческой ситуации и обеспечение успеха в усвоении знаний;

Воспитательные:

  • прививать навыки аккуратности в работе, воспитание усидчивости;
  • воспитывать творческое отношение к работе;
  • способствовать воспитанию самостоятельности, интереса к предмету.

Оборудование:

  • ножницы,
  • иглы для ручных швов,
  • игольница,
  • нитки,
  • булавки, наперсток
  • ткани для образца и для заплаты
  • аппликация
  • утюг.

Наглядные пособия:

  • виды декоративных заплат
  • рисунки аппликации
  • электронная презентация

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие. Посадка. Проверка отсутствующих.

Учитель. Тема нашего урока: «Изготовление декоративной заплаты-аппликации».

2. Повторение и закрепление пройденного материала

Слово учителя. Сегодня на уроке мы продолжаем тему ремонта одежды. Продлить срок службы вещей поможет правильный уход за ними, а также умение аккуратно и незаметно произвести ремонт, устранить недостатки. Одежду нужно беречь и учиться ее ремонтировать. При этом очень важно производить ремонт своевременно. Давайте решим кроссворд и узнаем, как и с помощью чего можно произвести ремонт одежды.

Кроссворд. Учащиеся отгадывают кроссворд, который на доске.

  1. Нанесение контурных линий на заготовку (Ответ: разметка).
  2. Измерительный инструмент (Ответ: линейка).
  3. Приспособление для натяжения ткани при выполнении вышивки (Ответ: пяльцы)
  4. Нитки для вышивания (Ответ: мулине).
  5. Загадка. Чёрное сердечко, деревянная рубашка (Ответ: карандаш).
  6. Инструмент для ручных работ (Ответ: игла)

Ключевое слово (заплата).

- Почему надо следить за своей одеждой, беречь её? (Для того чтобы сохранить одежду в хорошем состоянии, чтобы выглядеть опрятным и аккуратным)

- Почему надо учиться ремонтировать одежду? (Чтобы уметь выполнить ремонт самостоятельно следует приучать себя к бережному отношению к вещам).

- Какие виды ремонта мы изучили на прошлых уроках?

Пришивание пуговиц, ремонт одежды по распоровшемуся шву, ремонт в месте разрыва ткани, замена вешалки.

Порядок этапов выполнения ремонта одежды:

  1. Осмотреть изделие, определить вид ремонта.
  2. Приготовленные для ремонта вещи должны быть выстираны и отутюжены.
  3. Всю одежду разложить по видам.
  4. Отутюжить и сложить изделие.
  5. Выполнить ремонт.

А сейчас Мы немного поиграем.

Игра «Угадай правильный ответ»

1. Ремонт одежды в месте разрыва ткани выполняют
А) частыми косыми стежками
Б) прямыми стежками

2. Нитки для ремонта в месте разрыва ткани и по распоровшемуся шву подбирают
А) любые
Б) в цвет ткани

3. Одежда рвётся по шву
А) при резких движениях и из-за износа ниток
Б) сама рвётся

4. Распоровшийся шов одежды можно зашить
А) на швейной машинке или ручным стачным швом петлеобразными стежками
Б) только на швейной машинке

А теперь мы познакомимся с тем, как можно обновить одежду, сделав ей ремонт с помощью заплат. Узнаем, какие бывают заплаты. Выполним практическую работу по ремонту одежды.

Стук в дверь.

Петрушка заходит и здоровается.

Я пробегал мимо и услышал, что вы, ребята, будите изготавливать заплаты.

Ребята, а вы поможете мне отремонтировать любимую одежду?

Дети: да.

Учитель. Ребята! А кто это пришел к нам. (Ответ детей)

А сейчас, Петрушка, садись внимательно слушай и учись сам ремонтировать одежду.

Работа с новыми терминами.

Заплата. Древнерусское - платъ (кусок материи). Слово славянского происхождения, производное от «платити» - латать, чинить.

Заплата - «кусочек материи, пришиваемый на одежду в том месте, где она прохудилась». Производные: заплаточный, заплатка.

Запись в тетрадях. Заплата может быть декоративной, в виде аппликации.

Аппликация - с латинского «прикладывание». Так называется приём отделки, когда на ткань нашивается узор или рисунок, выполненный из другого материала, который будет выделяться на фоне основного.

Работа с новыми словами.

Учитель. Петрушка! А ты знаешь, откуда появились заплаты?

Ответ Петрушки. Первые заплатки появились на военной форме немецких солдат в Первой мировой войне. Это спасало одежду от повреждений на коленях и локтях. А в середине прошлого столетия заплаты стали элементом украшения одежды. Сегодня одежда с ЗАПЛАТКАМИ пользуется огромной популярностью. Особенно художественные заплатки привлекательно смотрятся на ДЕТСКОЙ одежде. Дети очень любят все яркое и необычное. Кроме того такая заплата поможет скрыть потертость или повреждение на любимой одежде.

- Как, вы думаете, какую форму может иметь заплата-аппликация?

По форме заплата-аппликация может быть круглая, овальная, прямоугольная, квадратная, в виде цветка, листочка, фигурки животных.

- Рассмотрите следующий слайд и скажите, с помощью каких стежков прикреплены заплаты-аппликации?

Ответ детей: косыми или петельными стежками.

Учитель: пришивать заплаты можно на машине или вручную. У декоративной накладной заплаты цвет, рисунок и форма подбираются по желанию.

- Как вы считаете, от чего зависит размер и рисунок для аппликации?

От размера изношенного места, от цвета изделия и предпочтений хозяина ремонтируемой вещи.

3. Последовательность выполнения заплаты-аппликации

Сегодня на уроке вы должны выполнить ремонт одежды с помощью декоративной накладной заплаты-аппликации. Для этого надо:

1. Выполнить ремонт в месте разрыва ткани с лицевой стороны.

2. Раскроить деталь заплаты (мы будем использовать вырезанные по шаблонам образцы).

3. Наложить деталь заплаты на лицевую сторону ткани, закрыв место ремонта, приколоть булавками, наметать.

4. Прикрепить заплату к ткани с лицевой стороны частыми косыми или петельными стежками, удалить нитки строчки временного назначения.

5. Приутюжить.

4. Проверка качества работы

- Заплата имеет красивый контур, не стягивает ткань

- Ручные стежки ровные, частые

- Образец хорошо приутюжен

5. Повторение правил техники безопасности

1. Шейте с наперстком.

2. Храните иголки и булавки в определенном месте (специальной коробке, подушечке и т.д.), не оставляйте их на рабочем месте (столе), ни в коем случае не берите иголки, булавки в рот.

3. Не пользуйтесь для шитья ржавой иголкой.

4. Выкройки к ткани прикрепляйте острыми концами булавок в направлении от себя.

5. Храните ножницы в определенном месте (коробке).

6. Кладите их сомкнутыми остриями от себя.

6. Физкультминутка

Пальчиковая гимнастика.

Мы капусту рубим-рубим, (поочередные движения прямыми ладонями вверх-вниз)
Мы капусту солим-солим, (складываем пальцы в щепотку и поочередно поглаживаем подушечки пальцев)
Мы капусту трем-трем, (потирать кулачок о кулачок)
Мы капусту жмем-жмем, (сжимать и разжимать кулачки)
И в рот кладем (отправляем щепотку в рот и приговариваем: «Ням-ням!

7. Самостоятельная практическая работа

Учащиеся самостоятельно выполняют практическую работу, используя технологическую карту с этапами выполнения. Учитель, обходя рабочие места, контролирует правильность выполнения работы, технологическую последовательность, соблюдение правил техники безопасности.

По окончании практической работы учащиеся производят самоконтроль выполненной работы.

8. Подведение итогов урока

  • На уроке я узнала…
  • На уроке я научилась…
  • На уроке мне было…

Уборка рабочих мест. Оценивание работы учащихся на уроке и выставление отметок в журнал.