Психологический анализ консультативного случая

Разделы: Школьная психологическая служба

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: ЗПР


1. Описание трудностей ребенка, феноменология проблемы

К педагогу-психологу обратилась классный руководитель ученицы 4-го класса по проблеме успеваемости девочки. Катя поступила в школу в начале второй четверти, т.к. ее семья поменяла место жительства. Девочка в семье - старшая, в семье есть младшие брат и сестра. Живут с отчимом, мама - временно б/р. Учитель сообщила о том, что при выполнении письменных работ по русскому языку девочка допускает много ошибок, очень плохо запоминает правила по предметам, по математике у ученицы слабо сформированы вычислительные навыки, испытывает затруднения при решении математических задач, не умеет делать выводы, имеет бедный словарный запас. Учитель волнуется о том, что ученица может быть оставлена на повторный курс обучения. Кате 10 лет.

2. Диагностические гипотезы

Аналитическая ступень. Низкий уровень познавательного развития, недостаточность развития внимания, мышления, памяти.

Подбор способов проверки гипотезы: использование психодиагностических инструментов, анализ продуктов деятельности ученицы, наблюдение за ребенком, ознакомление с документацией, беседы с учителями.

Организационная ступень. Составление плана диагностической работы с ребенком: посещение уроков с целью наблюдения за ребенком, сбор и последующий анализ продуктов деятельности, выбор психодиагностического инструментария, подготовка тестового материала.

Обобщающая ступень.

3. Способы проверки диагностических гипотез

  • Методика «Заучивание 10 слов» А.Р.Лурия для оценки состояния памяти, произвольного внимания, исследование процессов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение.
  • Анкета для оценки уровня школьной мотивации Лускановой Н.Г.
  • Прочтение сказки, пословиц, поговорок со скрытым смыслом с последующим обсуждением.
  • Определение уровня словесно-логического мышления Переслени Л.И.,Чупрова Л.Ф.
  • Методика экспресс-диагностики свойств нервной системы Е.П.Ильина «Теппинг-тест» для выявления динамики работоспособности.
  • Методика «Домик» Н.И.Гуткиной с целью определить уровень развития произвольной сферы, выявить умение ориентироваться на образец, определить особенности пространственного восприятия, сенсомоторной координации.
  • Определение уровня сформированности временных представлений с помощью опроса.
  • Посещение уроков с целью наблюдения за ребенком.
  • Беседы с учителями-предметниками, работающими на классе Екатерины.
  • Сбор информации об успеваемости, посещаемости внеучебных занятий ученицы за прошлые учебные годы.

4. Результаты диагностики

Обследование проводится индивидуально.

  • Методика «Заучивание 10 слов» А.Р.Лурия для оценки состояния памяти, произвольного внимания, исследование процессов памяти. На каждом этапе обследования демонстрировала застревание на одних и тех же словах. Объем долговременной памяти - 6 слов, средний уровень развития долговременной памяти. Объем механической памяти - 4 слова. Кривая запоминаний имеет форму зигзага, что свидетельствует о неустойчивости внимания.
  • Анкета для оценки уровня школьной мотивации Лускановой Н.Г. У Кати средний уровень развития школьной мотивации. Отношение к школе положительное, но, как правило, дети со средним уровнем мотивации посещают школу ради общения, познавательные мотивы сформированы в меньшей степени.
  • Прочтение сказки, пословиц, поговорок со скрытым смыслом с последующим обсуждением. При чтении путает буквы, заменяет слова, торопится, некоторые слова читает по слогам, глотает окончания. Смысл прочитанного не поняла. Связная речь не развита. Демонстрирует узкий кругозор, словарь бедный. Смысл пословиц, поговорок не раскрывает, требуется помощь педагога.
  • Определение уровня словесно-логического мышления Переслени Л.И., Чупрова Л.Ф. Средний уровень развития словесно-логического мышления. При выполнении некоторых заданий требовалась помощь педагога. Слабо сформированы умения устанавливать логические связи и отношения между понятиями, операции обобщения.
  • Результаты экспресс-диагностики Е.П.Ильина «Теппинг-тест»: ровный темп работы, утомляемость к концу занятия, нисходящий тип нервной системы.
  • Методика «Домик» Н.И.Гуткиной. При работе с рисунком часто смотрит на образец, работает правой рукой, проводит воздушные линии над рисунком-образцом, сверяет свой рисунок с образцом, во время работы не отвлекается, вопросов не задает. После окончания всей работы сверила свой рисунок с рисунком-образцом. Нажим сильный, линии лохматые, прочерчены несколько раз, что может свидетельствовать о тревожности. На рисунке несколько небольших неточностей. Ориентироваться на образец умеет, пространственное восприятие и сенсомоторная координация сформированы.
  • Определение уровня сформированности временных представлений с помощью опроса. Уровень сформированности временных представлений низкий: путает времена года, названия месяцев, их количество не знает, порядок. Нет знания времен года, часов. Безошибочно может назвать только дни недели.
  • Посещение уроков с целью наблюдения за ребенком. На уроках ученица пассивна, предпочитает отмалчиваться, отвлекается, не всегда подготовлена к урокам. Читает по слогам, при чтении текста ждет помощи от одноклассницы, чтобы повторить за ней незнакомые или сложные слова. При решении примеров и задач на уроках математики ждет помощи педагога, либо ждет, когда решит одноклассница, чтобы списать у нее решение. Хорошо работает на уроках технологии, окружающего мира. Нравится рисовать, выполнять поделки. На внеклассном мероприятии активна, принимает участие в играх, танцах.
  • Беседы с учителями-предметниками, работающими на классе Екатерины. Из бесед выяснилось, что девочка не успевает по русскому языку и математике, испытывает сложности при освоении программного материала, имеет много пропусков по болезни. Требования учителя понимает, на уроках пассивна, быстро утомляется, имеются речевые нарушения, испытывает затруднения при решении задач, не может правильно сформулировать свою мысль. Т.к. девочка поступила осенью, у нее наблюдалось нежелание ходить в школу, общаться с одноклассниками, но постепенно подружилась с девочками из класса, а затем и с классом в целом. На данный момент взаимоотношения с одноклассниками и классным руководителем дружеские. В классе имеет статус принятой. Учителя так характеризуют Катю: неуверенная, доброжелательная, медлительная, безынициативная, предпочитает спокойные игры, на уроках часто требуется помощь педагога. Запас общих представлений об окружающем мире на бытовом уровне. Из беседы с классным руководителем выяснилось, что в семье отсутствует единство требований к ребенку, мама не всегда помогает при выполнении домашних заданий.
  • Сбор информации об успеваемости, посещаемости внеучебных занятий ученицы за прошлые учебные годы. Во втором и третьем классе девочка обучалась в санаторно-лесной школе. Успеваемость на «3», «4». Кружки, секции не посещала.
  • Во время обследований ученица вела себя спокойно, настроена доброжелательно, во время работы не отвлекалась, инструкцию понимала верно. Вопросов психологу не задавала, познавательной активности не проявляла.

Психологический диагноз: специфические расстройства развития учебных навыков. Требуется методическая помощь специалистов ПМПК для определения образовательного маршрута ученицы.

5. Консультативная работа

Консультация мамы по результатам диагностического обследования ребенка, обозначение выявленных проблем познавательной деятельности дочери. Консультация началась с этапа информирования, в ходе которого мама познакомилась с причинами встречи с педагогом-психологом, а также с результатами диагностического обследования. Информация была проиллюстрирована протоколами диагностических обследований, рисунком. Применение техники интерпретации позволило осознанию данной ситуации. Мама поняла, а главное, приняла информацию об учебных трудностях дочери. На данном этапе мама призналась, что мало уделяла внимания Кате, ее учебе. Оказалось, что некоторое время воспитанием дочки занималась бабушка, т.к. мама «старалась устроить личную жизнь, иногда отторгала дочь, занималась своими собственными проблемами». Такое личностное раскрытие позволило осознать, осмыслить поступки клиента. Мама сделала верные выводы, поняла важность проведенной работы: понимание взаимосвязи между собственным поведением и имеющимися у ребенка трудностями. Так, мама сама проработала технику позитивного переформулирования.

Консультирование было проведено с учетом стиля воспитания - гипопротекция и эмоциональное отвержение (девочка проявляла грубость в отношении с ровесниками и мамой, пропуски уроков, неумение устанавливать доверительные отношения, нежелание приходить вовремя домой с прогулки).

6. Рекомендации для мамы Кати

  1. чаще общаться с ребенком, говорить искренне о своих чувствах,
  2. вселять в ребенка уверенность и стараться по возможности создавать ситуацию успеха,
  3. следить за усвоением учебного материала ребенком,
  4. не оставлять ребенка один на один с трудностями, он должен делиться не только своими успехами, но и не бояться говорить о своих неудачах, вовремя прийти ему на помощь, так как один он не справится,
  5. обратиться за методической помощью к специалистам ПМПК для определения образовательного маршрута.

PS: Мама обратилась за помощью в ПМПК, которая рекомендовала Екатерине обучение по АООП для обучающихся с задержкой психического развития в 2016-2017 учебном году, дублирование программы 4 класса. Таким образом, диагностическая гипотеза подтвердилась.