Конспект урока русского языка во 2-м классе. Тема: «Снова о значении слова и его написании»

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: русский язык, УМК «Гармония»


Задачи:

  • Углубить представление детей о связи значения слова с его правописанием;
  • Учить выбирать правильную букву для орфограмм корня в зависимости от значения слова (разграничивать омофоны);
  • Развивать орфографическую зоркость (тренировать учащихся в использовании основных способов действия: нахождение "опасных мест", их классификации (проверяемые и непроверяемые гласные, парные согласные));
  • Стимулировать интеллектуальное и лингвистическое развитие учащихся методом субъективизации;
  • Воспитывать культуру пользования словом.

Ход урока

I. Организационный момент

Дорогие мои обладатели умных глаз, давайте улыбнёмся друг другу, подарим улыбки нашим гостям - ведь улыбка располагает к приятному общению.

- Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? (интересным, умным, трудным)

Спасибо. Пусть наш урок станет Очаровательным Таинством, Интеллектуальной Игрой, Волшебным Приключением - интересной и желанной частью Нашей Судьбы. Этот урок поможет нам подняться еще на одну ступеньку правильной письменной речи.

- Как же её добиваться? (выполнять действия, которые подсказывают памятки, знать и применять правила письма, проверять написанное)

Вот и продолжим этому учиться.

II. Минутка чистописания

- В тетрадях - число, классная работа.

- Уделим несколько приятных минут чистописанию.

- Определим буквы, с которыми мы будем работать.

- С какой буквы начинается название лесной жительницы, которая получила своё отчество за хитрость и изворотливость? ( «эль» ).

- Какая буква в алфавите стоит перед буквой «пэ»? (о)

- Запишу её два раза.

- Назовите парную по звонкости, глухости согласную буквы «ЭФ»? («ВЭ»)

- Послушайте, какие звуки чаще звучат в скороговорке и обозначьте их буквой (звуки (с), (с") - буква "эс")

Семь суток сорока старалась, спешила, себе сапоги сыромятные сшила.

- Спишите с доски буквы аккуратно, не спеша, правильно выводя все элементы. Не забывайте о посадке, правильном положении тетради.

- Как называется лингвистическая игра, когда собирают слова из рассыпанных букв? (анаграмма)

- Попробуем собрать все буквы вместе. Что получилось? (слово)

- Запишем с красной строки с большой буквы.(Слово)

- Подберем к нему однокоренные (дети называют).

- Запишем и выделим корни.

Слово, словарь, словарная.

Как красиво сказал о словаре французский писатель Анатель Франс? (Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке)

Помним о посадке, не забываем, как надо держать ручку. Чем и кем мы всегда ее представляем? (легким перышком птицы, бабочкой в моей руке, капелькой росы в ладошке)

III. Повторение и введение в тему урока

Мы уже довольно много уроков учились решать орфографические задачи в корне слова. Настало время проверить себя.

Под диктовку с «окошками» на месте главных орфограмм в строчку запишем слова и сочетания слов.

Удовольствие поработать у доски предоставляется 2-му ряду:

Пожалуйста, ….

Смельчак, чистюля, храбрец, варенье, мясной суп, лесной шалаш, стальной нож, грозовая туча, дождевая вода.

(По цепочке объясняют значения слов, выявляют и отчетливо произносят проверочные, попутно повторяя другие правила; буквы каждый определяет сам и вставляет их ручкой с зелеными чернилами)

- Каким способом вы чаще всего пользовались, решая задачи? (Объясним значение слова с помощью однокоренного)

- В каких названиях? (предметов, признаков, действий)

- Назовите слова, близкие по значению (смельчак, храбрец)

- Каким научным словом их называют? (синонимы)

- Подберите слово, противоположное по смыслу к слову «чистюля». (грязнуля)

- Как называют эти слова? (антонимы)

(Показываю карточку со словами)

ПАЛИНДРОМЫ

- А что это за слова?

Попробуем найти, мои самые наблюдательные дети. (шалаш)

IV. Зарядка для глаз

1. Сядем удобно, улыбнемся. Быстро-быстро поморгаем глазками, как будто это крылышки бабочек (10 сек.).

2. Закроем глаза и попробуем медленно нарисовать 8-ку. Сначала рисуем с нижнего левого угла вправо. Затем в противоположном направлении. Глаза не напрягаются.

3. Не наклоняя головы, посмотрите вниз, постарайтесь заглянуть под подбородок (похоже, там полный порядок, второй еще не растет). А сейчас представьте себя на пороге зимнего леса.

Поднимите головы, взгляните на верхушки деревьев. Вдохните морозный воздух, возьмите в руки комочек снега.

  • Что вы чувствуете?
  • Видите?
  • Слышите?

(

  • Я вижу солнечный луч, он проходит сквозь ветки.
  • Я слышу, как шуршат хвоинки на сосне.
  • Я чувствую снежинку на щеке.

)

Спасибо. Какие красивые этюды вы нарисовали словами.

- О чем мы будем говорить сегодня, узнаете, если прочитаете заголовок на стр. 38 задачника.

(Снова о значении слова)

- Как вы считаете, знание значения слова помогает правильно писать? (Да, объяснение значения слова с помощью однокоренного часто даже помогает найти проверочное слово)

- Но мы же об этом уже говорили. Как вы думаете, зачем авторы возвращают нас к обсуждению этого вопроса? (чтобы повторить)

- Правильно. Но еще и для того, чтобы вы, мои юные лингвисты, сделали новое открытие. Хотите?

V. Знакомство со словами, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному (с омофонами)

- Решите, пожалуйста, орфографическую задачу. В слове покажите мне (плот, плод, плов).

- У большинства из вас - слово «плод». Какие знаете плоды?

- Где они растут?

- Давайте откроем все слова в предложении и посмотрим, что получилось. (Всех друзей в речной поход унесет надежный плод.)

- Почему предложение смешное? (не плавают на плодах)

- А на чем поплыть, ребята? (на плотах)

- Сравните слова. Чем они похожи? (всеми звуками)

- Почему для одного и того же звука «т» в таких похожих по звучанию словах нужны разные буквы?

(это не родственные слова, у них разное значение и проверочные слова у них разные и пишутся они по-разному)

Прочитаем вывод. Некоторые слова в руссом языке произносятся одинаково, но пишутся по-разному: луг - лук, гриб - грипп, везти - вести. Такие слова имеют название ОМОФОНЫ.

Подтвердился ли наш прежний вывод о том, что от значения зависит написание слов? А какое открытие о словах русского языка мы сделали? (есть слова, которые по звучанию похожи, как близнецы, но значения у них разные и пишутся они по-разному).

Вот почему нужно быть очень внимательным, когда подбираешь проверочное слово, думать о значении слова.

VI. Упражнение в разграничении омофонов

Прочитаем красиво задание к упр. 402 в задачнике. Исправьте ошибки, рядом укажите проверочные слова. Запишите любое предложение, на выбор, решая другие орфографические задачи и отмечая все орфограммы.

Объясняй значение выражения так, чтобы появилось проверочное слово. Впиши его в строку и вставь букву.

____________________ Зап…вать лекарство

____________________ Зап… вать песню

____________________ Б…чок для мусора

____________________ Ложись на б…чок

- В чём секрет этих слов? (Для одного и того же звука - разные буквы)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Сколько клеток до черты,
Столько раз подпрыгни ты.
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки.
Сколько ёлочек зелёных,
Столько выполни наклонов.
Приседаем столько раз,
Сколько бабочек у нас.

VII. Закрепление

Читаем:

Орфограммы веселились,
И ошибки появились.
Вы их быстро все найдите,
Правильно в тетрадь впишите.

1.Мальчик полоскал собаку. Мальчик поласкал собаку.

2. Мама отварила дверь. Мама отворила дверь.

VIII. Обобщение

- Какое открытие мы сегодня сделали?

(Есть слова, которые по звучанию похожи, но значения разные и пишутся по-разному)

- Какие слова научились разграничивать? (Омофоны)

- Для чего это нужно уметь делать? (Чтобы не делать ошибки)

- На этой интересной особенности звуковой речи русский народ построил многие языковые шутки (каламбуры). Хотите послушать языковую шутку из рассказа А. Шибаева «Несуразные вещи»? Поддержим наших юных артистов.

- Почему так важно правильно выбирать буквы на месте орфограмм? Кому и что мы облегчаем правильным письмом? (Тому, кто читает)

В правильном письме появляется вежливое, уважительное отношение к читателю, к собеседнику.

IX. Подведение итогов урока. Домашнее задание

Вывод, который мы только что сделали, это и есть главный итог нашего урока. Вы согласны с этим выводом?

Дома выполните упражнение 406 и познакомьтесь с тем, как можно играть словами-близнецами, если знаешь, как они пишутся.

Я благодарю вас за урок.

- Если вы чувствовали себя на уроке комфортно и справились со всеми заданиями, то возьмите в руки яблочки (плоды), если при выполнении некоторых заданий вам потребовалась помощь - розовые цветы, если пока ещё многие задания были для вас трудны - зелёные листочки.

- Прикрепляем на шар.

- Вот какой красивый и мудрый итог урока - одни плоды.