Задачи:
- Углубить представление детей о связи значения слова с его правописанием;
- Учить выбирать правильную букву для орфограмм корня в зависимости от значения слова (разграничивать омофоны);
- Развивать орфографическую зоркость (тренировать учащихся в использовании основных способов действия: нахождение "опасных мест", их классификации (проверяемые и непроверяемые гласные, парные согласные));
- Стимулировать интеллектуальное и лингвистическое развитие учащихся методом субъективизации;
- Воспитывать культуру пользования словом.
Ход урока
I. Организационный момент
Дорогие мои обладатели умных глаз, давайте улыбнёмся друг другу, подарим улыбки нашим гостям - ведь улыбка располагает к приятному общению.
- Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? (интересным, умным, трудным)
Спасибо. Пусть наш урок станет Очаровательным Таинством, Интеллектуальной Игрой, Волшебным Приключением - интересной и желанной частью Нашей Судьбы. Этот урок поможет нам подняться еще на одну ступеньку правильной письменной речи.
- Как же её добиваться? (выполнять действия, которые подсказывают памятки, знать и применять правила письма, проверять написанное)
Вот и продолжим этому учиться.
II. Минутка чистописания
- В тетрадях - число, классная работа.
- Уделим несколько приятных минут чистописанию.
- Определим буквы, с которыми мы будем работать.
- С какой буквы начинается название лесной жительницы, которая получила своё отчество за хитрость и изворотливость? ( «эль» ).
- Какая буква в алфавите стоит перед буквой «пэ»? (о)
- Запишу её два раза.
- Назовите парную по звонкости, глухости согласную буквы «ЭФ»? («ВЭ»)
- Послушайте, какие звуки чаще звучат в скороговорке и обозначьте их буквой (звуки (с), (с") - буква "эс")
Семь суток сорока старалась, спешила, себе сапоги сыромятные сшила.
- Спишите с доски буквы аккуратно, не спеша, правильно выводя все элементы. Не забывайте о посадке, правильном положении тетради.
- Как называется лингвистическая игра, когда собирают слова из рассыпанных букв? (анаграмма)
- Попробуем собрать все буквы вместе. Что получилось? (слово)
- Запишем с красной строки с большой буквы.(Слово)
- Подберем к нему однокоренные (дети называют).
- Запишем и выделим корни.
Слово, словарь, словарная.
Как красиво сказал о словаре французский писатель Анатель Франс? (Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке)
Помним о посадке, не забываем, как надо держать ручку. Чем и кем мы всегда ее представляем? (легким перышком птицы, бабочкой в моей руке, капелькой росы в ладошке)
III. Повторение и введение в тему урока
Мы уже довольно много уроков учились решать орфографические задачи в корне слова. Настало время проверить себя.
Под диктовку с «окошками» на месте главных орфограмм в строчку запишем слова и сочетания слов.
Удовольствие поработать у доски предоставляется 2-му ряду:
Пожалуйста, ….
Смельчак, чистюля, храбрец, варенье, мясной суп, лесной шалаш, стальной нож, грозовая туча, дождевая вода.
(По цепочке объясняют значения слов, выявляют и отчетливо произносят проверочные, попутно повторяя другие правила; буквы каждый определяет сам и вставляет их ручкой с зелеными чернилами)
- Каким способом вы чаще всего пользовались, решая задачи? (Объясним значение слова с помощью однокоренного)
- В каких названиях? (предметов, признаков, действий)
- Назовите слова, близкие по значению (смельчак, храбрец)
- Каким научным словом их называют? (синонимы)
- Подберите слово, противоположное по смыслу к слову «чистюля». (грязнуля)
- Как называют эти слова? (антонимы)
(Показываю карточку со словами)
ПАЛИНДРОМЫ
- А что это за слова?
Попробуем найти, мои самые наблюдательные дети. (шалаш)
IV. Зарядка для глаз
1. Сядем удобно, улыбнемся. Быстро-быстро поморгаем глазками, как будто это крылышки бабочек (10 сек.).
2. Закроем глаза и попробуем медленно нарисовать 8-ку. Сначала рисуем с нижнего левого угла вправо. Затем в противоположном направлении. Глаза не напрягаются.
3. Не наклоняя головы, посмотрите вниз, постарайтесь заглянуть под подбородок (похоже, там полный порядок, второй еще не растет). А сейчас представьте себя на пороге зимнего леса.
Поднимите головы, взгляните на верхушки деревьев. Вдохните морозный воздух, возьмите в руки комочек снега.
- Что вы чувствуете?
- Видите?
- Слышите?
(
- Я вижу солнечный луч, он проходит сквозь ветки.
- Я слышу, как шуршат хвоинки на сосне.
- Я чувствую снежинку на щеке.
)
Спасибо. Какие красивые этюды вы нарисовали словами.
- О чем мы будем говорить сегодня, узнаете, если прочитаете заголовок на стр. 38 задачника.
(Снова о значении слова)
- Как вы считаете, знание значения слова помогает правильно писать? (Да, объяснение значения слова с помощью однокоренного часто даже помогает найти проверочное слово)
- Но мы же об этом уже говорили. Как вы думаете, зачем авторы возвращают нас к обсуждению этого вопроса? (чтобы повторить)
- Правильно. Но еще и для того, чтобы вы, мои юные лингвисты, сделали новое открытие. Хотите?
V. Знакомство со словами, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному (с омофонами)
- Решите, пожалуйста, орфографическую задачу. В слове покажите мне (плот, плод, плов).
- У большинства из вас - слово «плод». Какие знаете плоды?
- Где они растут?
- Давайте откроем все слова в предложении и посмотрим, что получилось. (Всех друзей в речной поход унесет надежный плод.)
- Почему предложение смешное? (не плавают на плодах)
- А на чем поплыть, ребята? (на плотах)
- Сравните слова. Чем они похожи? (всеми звуками)
- Почему для одного и того же звука «т» в таких похожих по звучанию словах нужны разные буквы?
(это не родственные слова, у них разное значение и проверочные слова у них разные и пишутся они по-разному)
Прочитаем вывод. Некоторые слова в руссом языке произносятся одинаково, но пишутся по-разному: луг - лук, гриб - грипп, везти - вести. Такие слова имеют название ОМОФОНЫ.
Подтвердился ли наш прежний вывод о том, что от значения зависит написание слов? А какое открытие о словах русского языка мы сделали? (есть слова, которые по звучанию похожи, как близнецы, но значения у них разные и пишутся они по-разному).
Вот почему нужно быть очень внимательным, когда подбираешь проверочное слово, думать о значении слова.
VI. Упражнение в разграничении омофонов
Прочитаем красиво задание к упр. 402 в задачнике. Исправьте ошибки, рядом укажите проверочные слова. Запишите любое предложение, на выбор, решая другие орфографические задачи и отмечая все орфограммы.
Объясняй значение выражения так, чтобы появилось проверочное слово. Впиши его в строку и вставь букву.
____________________ Зап…вать лекарство
____________________ Зап… вать песню
____________________ Б…чок для мусора
____________________ Ложись на б…чок
- В чём секрет этих слов? (Для одного и того же звука - разные буквы)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Сколько клеток до черты,
Столько раз подпрыгни ты.
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки.
Сколько ёлочек зелёных,
Столько выполни наклонов.
Приседаем столько раз,
Сколько бабочек у нас.
VII. Закрепление
Читаем:
Орфограммы веселились,
И ошибки появились.
Вы их быстро все найдите,
Правильно в тетрадь впишите.
1.Мальчик полоскал собаку. Мальчик поласкал собаку.
2. Мама отварила дверь. Мама отворила дверь.
VIII. Обобщение
- Какое открытие мы сегодня сделали?
(Есть слова, которые по звучанию похожи, но значения разные и пишутся по-разному)
- Какие слова научились разграничивать? (Омофоны)
- Для чего это нужно уметь делать? (Чтобы не делать ошибки)
- На этой интересной особенности звуковой речи русский народ построил многие языковые шутки (каламбуры). Хотите послушать языковую шутку из рассказа А. Шибаева «Несуразные вещи»? Поддержим наших юных артистов.
- Почему так важно правильно выбирать буквы на месте орфограмм? Кому и что мы облегчаем правильным письмом? (Тому, кто читает)
В правильном письме появляется вежливое, уважительное отношение к читателю, к собеседнику.
IX. Подведение итогов урока. Домашнее задание
Вывод, который мы только что сделали, это и есть главный итог нашего урока. Вы согласны с этим выводом?
Дома выполните упражнение 406 и познакомьтесь с тем, как можно играть словами-близнецами, если знаешь, как они пишутся.
Я благодарю вас за урок.
- Если вы чувствовали себя на уроке комфортно и справились со всеми заданиями, то возьмите в руки яблочки (плоды), если при выполнении некоторых заданий вам потребовалась помощь - розовые цветы, если пока ещё многие задания были для вас трудны - зелёные листочки.
- Прикрепляем на шар.
- Вот какой красивый и мудрый итог урока - одни плоды.