Методическая разработка "Обучение основным техническим элементам в волейболе на этапе начальной подготовки"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Классы: 3, 4, 5, 6, 7

Ключевые слова: волейбол


ВВЕДЕНИЕ

Волейбол - вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделённой сеткой, стремясь направить мяч на сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на площадке противника (добить до пола), либо чтобы игрок защищающейся команды допустил ошибку.

Техника волейбола включает в себя стойки и перемещения, подачи и приём мяча, передачи, нападающие удары и блокирование. Хотя, на первый взгляд, отдельные технические приёмы кажутся довольно простыми, но в игре их применить эффективно довольно затруднительно.

Это связано с кратковременным касанием мяча, вследствие чего невозможно исправить ошибку. Малая площадь соприкосновения с мячом усложняет точность выполнения приёма. Три касания мяча требуют высокой точности исполнения. Поэтому овладение рациональной техникой игры - главная задача в технической подготовке волейболисток. Выполнение этой задачи будет успешной, если в тренировочном процессе используется:

а) принцип постепенности при обучении технике игры (не закрепив один двигательный навык, не переходить к другому).

б) целенаправленная физическая подготовка.

в) знание биомеханических закономерностей движения при выполнении технических приёмов в волейболе.

г) знание причин возникновение ошибок при обучении и исправление этих ошибок.

д) подводящие упражнения, тренажеры, собственный пример делают технику движений у детей без искажения их сущности.

Для качественного изучения техники нужна точная и доступная информация и если тренер может не просто рассказать, но и показать технические приёмы, дети усваивают информацию лучше.

1. Обучение основным техническим элементам в волейболе

Современный волейбол - это сложный вид спорта, требующий от игрока физической подготовки и совершенного владения технико-тактическими навыками игры. Специфика волейбола - выполнение приёмов в одно касание одним игроком и не более трёх касаний мяча всей командой за один игровой эпизод, быстрая смена ситуаций, необходимость взаимодействие всех игроков, сравнительно небольшая площадка для игры.

Технику волейбола составляют специальные технические элементы или приёмы, которые волейболисты применяют в ходе игры. Основные технические элементы следующие: перемещения и стойки, передача мяча сверху, приём мяча снизу, подача, нападающий удар и блокирование.

Каждый технический элемент допускает несколько способов его выполнения с учётом конкретной ситуации.

Для игры в волейбол на начальном этапе очень важно хорошо владеть тремя элементами:

Первый из них - это стойки и перемещения.

Стойка - это исходное положение игрока для перемещения, или выполнения игрового элемента.

Существуют следующие виды стоек:

  1. стойка для перемещения на блоке, или для блокирования.
  2. стойка для перемещения при приёме подачи, или для приёма подачи.
  3. стойка для перемещения при приёме нападающих ударов, или для приёма нападающих ударов.
  4. стойка для перемещения при передаче на удар, или для верхней передачи.
  5. стойка для разбега на удар.

При всех видах стоек ноги согнуты в коленях. Центр тяжести тела вынесен вперёд. Ступни стоят на одном уровне или одна вынесена вперёд.

Руки в стойке для приёма нападающего удара должны быть вынесены вперёд на уровне пояса по причине высокой скорости полёта мяча.

Основные виды перемещений к мячу:

  • вперёд (шагом, скачком),
  • в сторону (приставным или с крестным шагом),
  • назад (шагом, с крестным шагом с поворотом и бегом),
  • сложные перемещения.

Также очень важны остановки. Которые можно классифицировать:

  • выпадом,
  • приставлением ноги,
  • скачком,
  • на две ноги(прыжком).

1.1. Основные стойки (исходные положения) и перемещения

Многие дети просто боятся мяча. При обучении начинающих элементам волейбола необходимо начинать с простейших упражнений на развитие специальной ловкости:

  • Вращение мяча вокруг туловища, вокруг и между ног(восьмёрка).
  • Дриблинг мяча одной и двумя руками на месте и с продвижением различными способами (лицом, боком, спиной, приставными шагами, в приседе, прыжками и т.д.) или перекатывание мяча.
  • Броски и ловля мяча одной или двумя руками стоя, сидя, в движении, в прыжке и после перемещения.
  • Перемещения и повороты с зажатым мячом между ног.

Сочетание бросков и ловли мяча с перемещением по площадке одного или двух игроков.

На начальном этапе важно научить ребёнка быстро перемещаться различными способами: вперёд, назад, левым боком, правым боком, с крестным шагом, приставным шагом, скачками, а также останавливаться. Останавливаться можно выпадом, скачком, на две ноги (прыжком) и приставлением ноги (шагом). Основное требование к перемещениям и остановкам - это определить правильно точку встречи с мячом, быстро выйти под мяч, развернуть плечи в сторону предполагаемого направления передачи и занять правильную стойку.

Стойка - это исходное положение игрока для перемещения или выполнения игрового элемента. Существуют три основные стойки:

1. Высокая стойка - это когда игрок готовится подать подачу или сделать нападающий удар, поставить блок или готовитесь дать пас.

2. Средняя стойка самая важная: в ней игрок готовиться принять подачу, сделать передачу снизу или сверху, или атаковать.

3. Низкая стойка - это когда ноги в коленях согнуты более чем на 90 градусов. Она предназначена для игры в обороне.

Подводящие упражнения к перемещениям:

  • Различные виды бега (вперед лицом или спиной, боком, с высоким подниманием бедра, с захлёстыванием голени)
  • Прыжки с продвижением вперёд (на одной или двух ногах)
  • Бег с заданиями, выполняемыми по звуковому или зрительному сигналу, с изменением направления, с ускорением.
  • Старты из различных положений и стоек.
  • Челночный бег.

Дети, которые выполняют эти упражнения быстро и точно быстрее осваивают нижнюю передачу после перемещения с остановкой.

Второй очень важный элемент при обучении на начальном уровне это приём мяча снизу двумя руками.

От успешного освоения этого приёма во многом зависит обучение волейболу вообще. При кажущейся простоте здесь очень много нюансов.

Перед приёмом мяча ступни располагаются на одном уровне, или одна впереди другой на 0,5-1 ступню. Ступни на расстоянии не менее ширины плеч. При передаче вперёд туловище наклонено вперёд во всех фазах, при передаче за спину - вертикально. Ноги согнуты в коленях начинают выпрямляться раньше рук. Перед передачей руки (предплечья и кисти) находятся на уровне пояса, локти впереди туловища. Кисти сложены в «замок» (одна сжата, другая обхватывает) и опущены большие пальцы параллельны друг другу. Руки выпрямлены в локтях и плотно сложены. Мяч принимается на предплечья, чуть выше лучезапястных суставов.

1.2. Обучение приёму мяча снизу

Обучение приёму мяча снизу начинается с теории, с правильной постановки рук и ног. Надо показать на своём примере, чтобы дети видели куда мяч летит, если стойка правильная и куда мяч полетит если занять не правильную стойку. Подводящие упражнения к освоению приёма снизу:

  • Правильное сочетание положения обоих рук и основной стойки.
  • Тренер или партнёр давит на предплечья.
  • Подбросить мяч, после отскока от пола подставить под мяч руки, после вертикального отскока поймать мяч.
  • Бросить мяч в стену, после отскока от пола подставить под мяч руки, направляя его в стену вверх - вперёд, от стены поймать мяч.
  • Подбросить мяч, подставить под мяч сложенные руки. После вертикального отскока от рук поймать мяч.
  • С точного броска тренера или партнёра вернуть мяч нижней передачей.
  • Бросить мяч в стену, подставить руки под мяч, направляя его в стену, от стены поймать мяч.
  • Бросить мяч вверх - вперёд, переместиться, выполняя нижнюю передачу над собой, поймать мяч.
  • Двукратное и многократное выполнение передачи над собой или в стену.
  • Нижняя передача от игрока к игроку.
  • Нижняя передача над собой с перемещением вперёд-назад, в сторону.

При выполнении нижней передачи возможны ошибки на них нужно сразу указывать, объясняя причину.

Третий элемент и основной для игры в волейбол через сетку это - подача.

Пока команда подаёт подачу, она диктует игру.

Подачи можно классифицировать:

  • по высоте удара по мячу (нижняя и верхняя)
  • по положению относительно сетки (прямая и боковая)
  • по характеру полёта мяча (с вращением и без вращения)

Требование к технике нижней подачи:

  • перед нижней прямой подачей ступни направлены к сетке, разноименная с бьющей рукой стоит впереди другой на 0.5-1.5 ступни стоит, а при боковой располагаются параллельно сетке на ширине плеч,
  • ноги при подаче слегка согнуты в коленях,
  • рука с мячом перед подбрасыванием находится на уровне пояса,
  • положение бьющей руки в замахе, подбрасывание выполняется на высоту
  • обеспечивающую точность попадания по мячу. Игроки со слабой координацией движений могут подавать без подбрасывания,
  • туловище слегка наклонено вперёд и удар наносится напряжённой ладонью или кулаком,
  • после подачи масса тела переносится на ближайшую к сетке ногу, а рука показывает направление вылета мяча.

Требование к верхней прямой подачи:

  • перед подачей ступни направлены в сторону предполагаемого вылета мяча,
  • ступня с разноимённой с бьющей рукой стоит впереди другой на 0.5-1.5 ступни,
  • рука с мячом перед подбрасыванием находится в вытянутом положении выше пояса,
  • положение бьющей руки в замахе: кисть над плечевым суставом выше головы, локоть выше плеча, большой палец максимально отведен в сторону,
  • подбрасывание выполняется вертикально,
  • замах начинается с отведения плеча, туловище отклоняется незначительно и удар начинается с движения плеча вперёд, затем рука выпрямляется в локтевом суставе,
  • удар по мячу наносится основанием напряженной ладони или кулаком,
  • после подачи масса тела переносится на впереди стоящую ногу, а рука показывает направление вылета мяча.

1.3. Подача. Обучение подачи

Подача - это средство введения мяча в игру. Важно подать мяч в площадку соперника без ошибки. На начальном этапе обучают детей нижней подаче. Самое главное объяснить технику нижней подачи и показать, объясняя при этом возможные ошибки. Подводящие упражнения в основном проводятся с утяжелёнными мячами:

  • броски в стену или партнёру утяжелённого мяча (баскетбольного) двумя и одной рукой многократно различными способами (из-за головы, от груди, спиной вперёд, с низу и т.д.)
  • многократное повторение подачи через сетку, стоя на различном расстоянии от сетки.

Обучение прямой верхней подачи должно проходить одновременно с обучением нижней подачи.

Примерные упражнения для обучения:

  • Имитация, на счёт раз - из стойки вскинуть руки в положении замаха, на счёт два - подброс мяча, на счёт три - ударное движение.
  • Из положения руки с мячом внизу вскинуть вверх и бросок мяча вперёд. Это упражнение можно делать и одному и с партнёром различными по тяжести мячами, многократно повторяя.
  • Подброс мяча перед собой на высоту чуть выше вытянутой руки.
  • В стойке - удар по подвешенному мячу.
  • Подача в стену, в партнёра, через сетку с 3,6,9м.

Если у детей в процессе обучения начинает получаться подача, любая или нижняя, или верхняя они начинают её совершенствовать с особым интересом. В этой ситуации нужно на собственном примере показать, что, обладая сложной подачей, можно добиваться значительного успеха в игре.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На начальном этапе обучения очень важно обучить детей правильным стойкам, перемещениям и остановкам одновременно, обучая подавать подачу и принимать мяч снизу. Если дети будут владеть этими тремя основными элементами они уже могут играть в волейбол через сетку. У детей появиться интерес к тренировкам, к игре в волейбол. Их уже можно будет обучать другим техническим элементам и улучшать технику и качество исполнения того, что они умеют. Тренировочный процесс будет проходить интереснее для самих детей. Можно уже формировать команду для участия в соревнованиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Беляев А.В. Обучение технике игры в волейбол и её совершенствование. - М.: ВФВ, 1995.
  2. Методика обучения техники игры в волейбол. метод. пособие. /сост. Мезенцева Н.В., Казакова Е.А. Красноярск, 2007.
  3. В.Д.Шнейдер. 2008г. Библиотека тренера «Методика обучения игры в волейбол.
  4. www/infourokru/metodicheskie osnovi
  5. www/weburok/com
  6. Методика обучения двигательным действиям в волейболе/ Марков К.К. Иркутск, ИРГТУ, 1998.
  7. Слупский Л.Н. Волейбол. Игра связующего, - М.: ФиС, 1984.
  8. Тюрин В.А.Методика обучения и совершенствования передвижения и приёма мяча с низу в волейболе. - М.: ФВФ, 1994.
  9. Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. Волейбол: Учебник для ИФК. - М, ФиС, 1991.
  10. Марков К.К., Маркова Л.Н. Принципы и методика двигательного обучения в волейболе//Материалы н-мет. конференции ИрГТУ, Знание. Иркутск, 1996.
  11. Библиотечка тренера. Волейбол высшего уровня. Метод. пособие. Под руководством Шнейдера В.Ю.Олимпия. Человек. Москва. 2008.