Конспект досугового мероприятия "Сороки – встреча весны"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Цели:

  • Продолжать знакомить и приобщать детей к русским народным традициям, обычаям и праздникам.
  • Воспитывать уважение к фольклору, своему народу, истории и культуре.

Задачи:

  • Познакомить детей с народным календарём и с его приметами, историей и традициями весеннего праздника встречи птиц - «Сороки» .
  • Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, приметах весны.
  • Вспомнить и закрепить названия перелётных птиц.
  • Разучить с детьми веснянки и заклички.
  • Познакомить с обрядом закликания птиц и весны. Украсить дерево птичками, сделанными своими руками (жаворонками из ткани).
  • Разучить фольклорные игры «Горелки», «Как из-под горы, всё текут ручьи…», дав таким образом проявить творческую инициативу, ловкость, внимание, эмоциональную восприимчивость.
  • Познакомить с музыкальным духовым инструментом - свистулькой. Сравнить звучание свистульки с голосами разных птичек. Играя на свистульках, создать весёлое бодрое настроение, вызвать живой интерес к инструменту.
  • Воспитывать бережное отношение к природе и любовь к пернатым. Вызвать познавательный интерес.
  • Воспитывать уважение и дружелюбие друг к другу, взаимовыручку и взаимопомощь.

Материал: Русский традиционный костюм, глиняные свистульки, балалайка, валдайский колокольчик, весеннее дерево, птички-жаворонки из ткани.

Предварительная работа:

  • Беседа о временах года, о перелётных птицах. Разучивание закличек о весне, о жаворонках….
  • Изготовление птичек-жаворонков из ткани и других подручных материалов.
  • Разучивание текста народных игр.

Ход мероприятия

Дети сидят полукругом на стульчиках. Заходит воспитатель в традиционном русском костюме.

Воспитатель: Здравствуйте, ребятушки, здравствуйте, малы детушки! Посидим рядком, да поговорим ладком, о весне красной, о солнышке ясном, о птичках певчих.

Ещё не растаял снег, кажутся безжизненными веточки деревьев. Но, вот ярко засияло солнышко, и посмотрите, как всё вокруг радуется первым тёплым лучикам. Природа просыпается после долгого зимнего сна. Как же мы узнаём, что наступила весна?

Ответы детей (день становится длиннее, тает снег, бегут ручьи, весело звенит капель, небо голубое, прилетают перелётные птички из тёплых краёв)

Воспитатель: Да, совершенно верно. Из дальних стран возвращаются к себе на Родину перелётные птицы.

Дети, а вы знаете, 22 марта это необычный день. В народе его называют «сороки». Именно в этот день устраивали обряд встречи пернатых. В народе верили, что в этот день прилетают 40 разных птиц, а первая из них - жаворонок. Вот и к нам прилетели птицы. Давайте их посчитаем.

(Воспитатель подходит к плакату с перелётными птицами, дети считают)

А теперь давайте отгадаем загадки:

1 загадка:

Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей (грач).

Грачи прилетают рано весной, вьют гнёзда. В старину говорили: «Увидел грача-встречай весну!»

2 загадка:

На шесте-дворец, во дворце певец,
А зовут его…… (Скворец)

Скворец селится в домике-скворечнике, который делают для него люди.

3 загадка:

Хочет-прямо полетит,
Хочет-в воздухе висит.
Камнем падает с высот
И в полях поёт, поёт (Жаворонок)

Молодцы, всех отгадали! Жаворонок чуть покрупнее воробья., высоко летает в небе и красиво поёт.

Воспитатель: 22 Марта, на Сороки, день с ночью меняется, зима кончается - а весна начинается. В этот день женщины-хозяюшки пекли из теста птичек в виде маленьких жаворонков, а дети им помогали. С жаворонками дети бегали по улицам, подбрасывали их вверх, кричали заклички. Выкрикивали громко, чтобы услышала весна. Происходило это на первых проталинках.

А теперь давайте возьмём наших птичек и вспомним заклички….

(Дети берут птичек, выстраиваются в линию и закликают жаворонков. Воспитатель говорит фразу - дети хором повторяют).

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам!
Принесите нам лето тёплое!
Унесите от нас зиму холодную!
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги зима отморозила!

(Вместе с воспитателем вешают птичек на весеннее дерево)

Воспитатель: Дети, а у меня в руках очень интересный музыкальный инструмент в форме птичек. Это свистульки. Сделаны они из глины, расписаны разными узорами и звучат по- разному. Послушайте……

Пора домой прилетать, зиму провожать!
Жаворонки, прилетите!
Весну-красну принесите!

(воспитатель играет)

Дети, а хотите мне помочь, вместе со мной позвать птичек домой?

Дети: Да…..

(воспитатель раздаёт свистульки, играют вместе….)

Воспитатель: Молодцы! Птички нас услышали и уже возвращаются домой… Ну а теперь пришло время и поиграть.

(Проводится игра «Горелки…»

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо
Птички летят, колокольчики звенят….

Затем проводится игра «Как из-под горы…»

Дети встают в круг, пара образует ворота. Все движутся цепочкой, проходя в ворота и произносят текст:

Как из-под горы, всё текут ручьи.
Ручьи вы куда? Закрывайте ворота.

На последнее слово ворота опускаютя. Те, кого поймали встают воротами.)

Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Молодцы! Мы хорошо закликали птичек и теперь будем наблюдать, как возвращаются птички и приносят нам на крылышках весну красную, лето тёплое.