Коммуникативные игры как средство социального развития детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: коммуникативные игры


"Ввести ребёнка в мир человеческих отношений - одна из важных
задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста"
В.А.Сухомлинский

Проблема приобщения ребенка к социальному миру является одной из ведущих в процессе формирования личности. В дошкольном возрасте очень важно развивать у ребенка коммуникативные способности. Это необходимо для того, чтобы малыш был адаптирован к жизни в социуме, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей.

На основании данных, полученных в ходе проведения мониторинга в детском саду («Кактус», «Рисунок семьи», «Несуществующее животное»), наблюдения, бесед с педагогами было выявлено, что определенная часть детей в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью. В группах есть дети, у которых занижена самооценка, некоторые дети эмоционально неустойчивые, агрессивные, конфликтные, застенчивые, замкнутые, к сожалению все больше детей, имеющих речевые нарушения. Именно поэтому на каждом своём занятии я использую коммуникативные игры.

Во время работы по данной теме, я поставила перед собой следующую цель - развитие социального опыта дошкольников через коммуникативные игры.

Для достижения цели были сформулированы задачи:

  • Создавать в группах условия для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения
  • Обогащать игровой опыт детей по формированию коммуникативных навыков и социального доверия
  • Знакомить педагогов и родителей с теоретическими и практическими основами коммуникативной деятельности

В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

Социально-коммуникативное развитие направлено на:

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в 4-х направлениях, одно из которых - развитие игровой деятельности.

Для того чтобы развитие игровой деятельности происходило более эффективно, необходимо выполнять несколько условий:

  • свободное и добровольное включение детей в игру;
  • дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, её правила, идею каждой игровой роли;
  • игра должна положительно воздействовать на эмоционально-волевую, интеллектуальную сферу участников;
  • достаточное количество времени для игры и наличие необходимых игрушек для осуществления детского замысла;
  • при создании игровой среды следует учитывать половое различие детей;
  • изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей и в соответствии с их интересами, настроением

В психологической практике игровая деятельность выполнят ряд функций, одна из них - коммуникативная.

Коммуникативная игра - это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.

Цель коммуникативной игры: развитие навыков общения.

Задачи, которые выполняет данная игра:

  • создает условия для развития психических процессов и социально значимых качеств личности;
  • развивает социальные навыки: освоение различных способов решения конфликтных ситуаций;
  • воспитывает положительное отношение ребенка к себе, другим людям, окружающему миру.

Существует несколько классификаций коммуникативных игр, я для себя выделила классификацию, предложенную Валентиной Яковлевной Зедгенидзе:

  • игры, на сплоченность и сотрудничество (Доброе животное, Дракон)
  • игры, обучающие эффективным способам общения (Попроси игрушку, Ты мне нравишься)
  • игры, на социальное признание (Король)
  • игры, на снятие конфликтности (Коврик примирения)

Ключевым отличием коммуникативных игр является создание условий для спонтанного общения. В процессе игры ребенку приходится сталкиваться с неожиданными ситуациями, вопросами и ответами. Во время таких игр важнее взаимодействовать друг с другом, а не достичь какой-либо цели или решить задачу.

Опытные педагоги и психологи отмечают, что коммуникативные игры очень полезны по следующим причинам:

  • обеспечивают быструю адаптацию;
  • вызывают эмоциональную разрядку;
  • способствуют развитию мимики и жестов;
  • улучшают воображение;
  • развивают способность концентрироваться;
  • развивают умение распознавать собственные чувства;
  • развивают склонность к эмпатии;
  • формируют умение соблюдать правила;
  • помогают позитивно воспринимать окружающий мир;
  • ребенок - полноценная часть общества

Какие же требования должен выполнять взрослый, чтобы игра получилась успешной. Н.В.Клюева и Ю.В.Касаткина (авторы книги «Учим детей общению) составили несколько рекомендаций, касающихся организации и проведения игр на развитие коммуникативных навыков:

  • не старайтесь использовать за один раз сразу несколько игр (у ребенка работоспособность еще невелика, он быстро утомляется, и на фоне этого может сложиться негативное отношение к игре);
  • используйте для игр время, когда ребенок в хорошем настроении, не перевозбужден, не утомлен, не голоден, но и не сразу после еды, лучше всего после дневного сна, в течение 20 - 25 минут;
  • не говорите ребенку, что он что-то сделал неправильно, иначе в дальнейшем он будет бояться давать искренние ответы;
  • помните, что самая правдивая и искренняя информация та, которую ребенок выдает первой без долгих размышлений;
  • игры и упражнения будут полезны только тогда, когда ребёнок захочет ими заниматься, поэтому не надо заставлять его играть с вами, лучше уделить ему свое время, когда он сам этого захочет.

Если соблюдать все рекомендации, то педагог может использовать коммуникативные игры:

  • в ООД
  • в режимных моментах
  • во время игровой деятельности (в группе, на прогулке)
  • на праздниках, развлечениях

Как же я использую в своей работе коммуникативные игры?

В нашем детском саду присутствуют все возрастные группы, поэтому начну рассказывать о своем опыте работы с младшего дошкольного возраста.

Коммуникативные игры начинаю использовать с адаптационного периода. Данный период очень важен, но и сложен для малыша. Моя задача состоит в том, чтобы помочь ребенку безболезненно войти в новую для него среду, обогатить его опыт общения с незнакомыми детьми и взрослыми.

Чем разнообразнее, интереснее игры малышей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее жизнь.

Начинаю свою работу у малышей с различных игр на знакомство детей друг с другом - «Эхо», «Колокольчик», «Чей голосок» и т.д.

Также использую игры-Приветствия, например:

Шел по крыше воробей,
Собирал своих друзей,
Много, много, много нас,
Встанут Танечки (Ванечки и т.п.) сейчас…

Затем использую самые простые игры, в которых воспитанники действуют одновременно и одинаково. Общность движений и игровых интересов усиливают радостные переживания и эмоциональный подъем. Дети учатся согласовывать свои действия друг с другом и ориентироваться на пространственные условия для выполнения движений (игры «Ленточка», «Гном и дом», «Веселые ладошки», «Большие ноги», «Карусели», «Лови-лови», «Салют», «Мы капусту рубим»).

Затем перехожу к более сложным играм, в которых нужно действовать по очереди, небольшими группами. «Я по горенке иду», «Завивайся, капустка», «Змейка», «Передача мячей», «Паровоз». Эти игры кладут начало самостоятельности и дружеским контактам детей.

Таким образом, использование коммуникативных игр в период адаптации к ДОУ имеет неоценимое значение для создания жизнерадостного настроения малышей и хорошего отношения друг к другу.

Средний дошкольный возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными. Дети легко объединяются в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий. Для того, чтобы помочь детям справиться с окружающими их сложными задачами, использую в работе следующие игры:

  • на развитие внимания, интереса к партнеру: «Как можно нас называть по - разному?», «Комплимент», «Опиши друга», «Угадай кто это?»
  • на развитие навыков невербального общения: «Угадай», «Походки», «Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем», «Расскажи стихи без слов»
  • на развитие навыков взаимодействия в группе: «Ручеек», «Зеркала», «Поварята»
  • на развитие умения входить в контакт, вести диалог: «Обзывалки», «Охота на тигров», «Интервью»
  • на преодоление стеснения в общении, игры на телесный контакт: «Ладонь в ладонь», ««Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Газета», «Тепло - холодно»

К старшему дошкольному возрасту, ребенок уже овладевает определенными коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют умения:

  • сотрудничать;
  • слушать и слышать;
  • воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию; говорить самому.

Поэтому для детей этого возраста продолжаю использовать в работе игры для среднего возраста и ввожу новые, более сложные:

  • на сплочение: «Клеевой ручеек», «Подарок на всех», «Веселая сороконожка, «Нос к носу»
  • на развитие умения решать конфликтные ситуации: «Коврик примирения», игры-ситуации
  • на развитие вербальных и предметных способов взаимодействия: «Небоскреб», «Конкурс хвастунов», «Танец мира»
  • на развитие свободного общения и эмоциональной близости: «Пресс-конференция», «Кто лучше разбудит?»,
  • на умение устанавливать доброжелательные отношения: «Слепой и поводырь», «Я могу», «Доброе животное»

Хочу отметить, что часто при выборе игры, я советуюсь с воспитателями, т.к. воспитатель в группе - самый главный человек для маленького ребенка. В глазах ребенка именно он определяет, когда можно играть или пойти на прогулку, порисовать или побегать, а когда вместе со всеми детьми нужно спокойно посидеть и послушать воспитателя.

В работе с воспитателями использую различные формы работы:

  • консультации, тренинги
  • семинары-практикумы
  • индивидуальные консультации, беседы
  • социальные сети (размещение информации, анкетирование)
  • совместные развлечения и праздники
  • тетради взаимодействия
  • составление характеристик

Педагоги обращаются за помощью, когда в группах есть дети с проблемами в общении, если необходимо, по результатам диагностики провожу индивидуальную работу. Также эффективны в работе тетради взаимодействия, в которых записываю игры и упражнения для помощи воспитателям. Воспитатели, специалисты детского сада также в своей работе используют коммуникативные игры.

Кроме того, не стоит забывать, что эффективное развитие коммуникативных навыков у детей будет только тогда, когда родители будут принимать активное участие в процессе, поэтому я стараюсь сотрудничать с родителями по этому вопросу. На собраниях с родителями обсуждаю интересующие их вопросы взаимоотношений в детском коллективе, взаимоотношений взрослых с детьми, разыгрываю разнообразные ситуации, предлагаю коммуникативные игры, которые помогут сформировать и поддержать адекватную самооценку у детей, научат вступать в разговор, поддерживать его. Провожу индивидуальные беседы и консультации на различные темы: «Как правильно научить ребенка общаться»; «Застенчивый ребенок»; «Как вести себя с агрессивным ребенком»; «Самооценка ребенка» и др., размещаю эту информацию в уголках для родителей и в закрытых сообществах групп, иногда родители обращаются за советами в личных сообщениях в социальных сетях.

В прошлом учебном году по данной теме мною было проведено открытое мероприятие в детском саду с детьми средней группы на тему «Вместе весело играть». Целью мероприятия было развитие коммуникативных навыков детей в ходе игровой деятельности.

По данной теме я работаю второй год. В прошлом учебном году из-за пандемии мне не удалось реализовать все намеченные планы. В настоящий момент я закончила работу над созданием картотеки коммуникативных игр, которую смогу использовать в работе не только я, но и воспитатели и специалисты.

Таким образом, использование коммуникативных игр в детском саду способствует развитию навыков общения, коммуникативных способностей детей и положительно влияет на формирование доброжелательных отношений в группе сверстников. Умение любить и принимать себя, доброжелательно относиться к окружающим - факторы, определяющие судьбу ребенка, дающие ему возможность в будущем стать достойным членом общества, полнее реализоваться как личность.

Список литературы

  1. ФГОС ДО.
  2. Зедгенидзе Валентина Яковлевна. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: пособие для практических работников ДОУ / В.Я.Зедгенидзе. - М.: Айрис пресс: Айрис дидактика, 2005.
  3. Клюева Н.В, Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. - Ярославль: Академия развития, 1996.
  4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996.
  5. Психология социальной одаренности: пособие по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников; под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. - М.: Линка-Пресс, 2009.
  6. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я. Как сохранить психологическое здоровье дошкольников. - 8-е изд., испр. - М.: Генезис, 2017.
  7. «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет / Н.Ю.Куражева [и др.]; под ред. Н.Ю. Куражевой. - СПб.: Речь, 2014.
  8. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений / Л.В.Чернецкая. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
  9. nsportal.ru