"Ввести ребёнка в мир человеческих отношений - одна из важных
задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста"
В.А.Сухомлинский
Проблема приобщения ребенка к социальному миру является одной из ведущих в процессе формирования личности. В дошкольном возрасте очень важно развивать у ребенка коммуникативные способности. Это необходимо для того, чтобы малыш был адаптирован к жизни в социуме, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей.
На основании данных, полученных в ходе проведения мониторинга в детском саду («Кактус», «Рисунок семьи», «Несуществующее животное»), наблюдения, бесед с педагогами было выявлено, что определенная часть детей в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью. В группах есть дети, у которых занижена самооценка, некоторые дети эмоционально неустойчивые, агрессивные, конфликтные, застенчивые, замкнутые, к сожалению все больше детей, имеющих речевые нарушения. Именно поэтому на каждом своём занятии я использую коммуникативные игры.
Во время работы по данной теме, я поставила перед собой следующую цель - развитие социального опыта дошкольников через коммуникативные игры.
Для достижения цели были сформулированы задачи:
- Создавать в группах условия для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения
- Обогащать игровой опыт детей по формированию коммуникативных навыков и социального доверия
- Знакомить педагогов и родителей с теоретическими и практическими основами коммуникативной деятельности
В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Социально-коммуникативное развитие направлено на:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в 4-х направлениях, одно из которых - развитие игровой деятельности.
Для того чтобы развитие игровой деятельности происходило более эффективно, необходимо выполнять несколько условий:
- свободное и добровольное включение детей в игру;
- дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, её правила, идею каждой игровой роли;
- игра должна положительно воздействовать на эмоционально-волевую, интеллектуальную сферу участников;
- достаточное количество времени для игры и наличие необходимых игрушек для осуществления детского замысла;
- при создании игровой среды следует учитывать половое различие детей;
- изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей и в соответствии с их интересами, настроением
В психологической практике игровая деятельность выполнят ряд функций, одна из них - коммуникативная.
Коммуникативная игра - это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.
Цель коммуникативной игры: развитие навыков общения.
Задачи, которые выполняет данная игра:
- создает условия для развития психических процессов и социально значимых качеств личности;
- развивает социальные навыки: освоение различных способов решения конфликтных ситуаций;
- воспитывает положительное отношение ребенка к себе, другим людям, окружающему миру.
Существует несколько классификаций коммуникативных игр, я для себя выделила классификацию, предложенную Валентиной Яковлевной Зедгенидзе:
- игры, на сплоченность и сотрудничество (Доброе животное, Дракон)
- игры, обучающие эффективным способам общения (Попроси игрушку, Ты мне нравишься)
- игры, на социальное признание (Король)
- игры, на снятие конфликтности (Коврик примирения)
Ключевым отличием коммуникативных игр является создание условий для спонтанного общения. В процессе игры ребенку приходится сталкиваться с неожиданными ситуациями, вопросами и ответами. Во время таких игр важнее взаимодействовать друг с другом, а не достичь какой-либо цели или решить задачу.
Опытные педагоги и психологи отмечают, что коммуникативные игры очень полезны по следующим причинам:
- обеспечивают быструю адаптацию;
- вызывают эмоциональную разрядку;
- способствуют развитию мимики и жестов;
- улучшают воображение;
- развивают способность концентрироваться;
- развивают умение распознавать собственные чувства;
- развивают склонность к эмпатии;
- формируют умение соблюдать правила;
- помогают позитивно воспринимать окружающий мир;
- ребенок - полноценная часть общества
Какие же требования должен выполнять взрослый, чтобы игра получилась успешной. Н.В.Клюева и Ю.В.Касаткина (авторы книги «Учим детей общению) составили несколько рекомендаций, касающихся организации и проведения игр на развитие коммуникативных навыков:
- не старайтесь использовать за один раз сразу несколько игр (у ребенка работоспособность еще невелика, он быстро утомляется, и на фоне этого может сложиться негативное отношение к игре);
- используйте для игр время, когда ребенок в хорошем настроении, не перевозбужден, не утомлен, не голоден, но и не сразу после еды, лучше всего после дневного сна, в течение 20 - 25 минут;
- не говорите ребенку, что он что-то сделал неправильно, иначе в дальнейшем он будет бояться давать искренние ответы;
- помните, что самая правдивая и искренняя информация та, которую ребенок выдает первой без долгих размышлений;
- игры и упражнения будут полезны только тогда, когда ребёнок захочет ими заниматься, поэтому не надо заставлять его играть с вами, лучше уделить ему свое время, когда он сам этого захочет.
Если соблюдать все рекомендации, то педагог может использовать коммуникативные игры:
- в ООД
- в режимных моментах
- во время игровой деятельности (в группе, на прогулке)
- на праздниках, развлечениях
Как же я использую в своей работе коммуникативные игры?
В нашем детском саду присутствуют все возрастные группы, поэтому начну рассказывать о своем опыте работы с младшего дошкольного возраста.
Коммуникативные игры начинаю использовать с адаптационного периода. Данный период очень важен, но и сложен для малыша. Моя задача состоит в том, чтобы помочь ребенку безболезненно войти в новую для него среду, обогатить его опыт общения с незнакомыми детьми и взрослыми.
Чем разнообразнее, интереснее игры малышей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее жизнь.
Начинаю свою работу у малышей с различных игр на знакомство детей друг с другом - «Эхо», «Колокольчик», «Чей голосок» и т.д.
Также использую игры-Приветствия, например:
Шел по крыше воробей,
Собирал своих друзей,
Много, много, много нас,
Встанут Танечки (Ванечки и т.п.) сейчас…
Затем использую самые простые игры, в которых воспитанники действуют одновременно и одинаково. Общность движений и игровых интересов усиливают радостные переживания и эмоциональный подъем. Дети учатся согласовывать свои действия друг с другом и ориентироваться на пространственные условия для выполнения движений (игры «Ленточка», «Гном и дом», «Веселые ладошки», «Большие ноги», «Карусели», «Лови-лови», «Салют», «Мы капусту рубим»).
Затем перехожу к более сложным играм, в которых нужно действовать по очереди, небольшими группами. «Я по горенке иду», «Завивайся, капустка», «Змейка», «Передача мячей», «Паровоз». Эти игры кладут начало самостоятельности и дружеским контактам детей.
Таким образом, использование коммуникативных игр в период адаптации к ДОУ имеет неоценимое значение для создания жизнерадостного настроения малышей и хорошего отношения друг к другу.
Средний дошкольный возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными. Дети легко объединяются в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий. Для того, чтобы помочь детям справиться с окружающими их сложными задачами, использую в работе следующие игры:
- на развитие внимания, интереса к партнеру: «Как можно нас называть по - разному?», «Комплимент», «Опиши друга», «Угадай кто это?»
- на развитие навыков невербального общения: «Угадай», «Походки», «Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем», «Расскажи стихи без слов»
- на развитие навыков взаимодействия в группе: «Ручеек», «Зеркала», «Поварята»
- на развитие умения входить в контакт, вести диалог: «Обзывалки», «Охота на тигров», «Интервью»
- на преодоление стеснения в общении, игры на телесный контакт: «Ладонь в ладонь», ««Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Газета», «Тепло - холодно»
К старшему дошкольному возрасту, ребенок уже овладевает определенными коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют умения:
- сотрудничать;
- слушать и слышать;
- воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию; говорить самому.
Поэтому для детей этого возраста продолжаю использовать в работе игры для среднего возраста и ввожу новые, более сложные:
- на сплочение: «Клеевой ручеек», «Подарок на всех», «Веселая сороконожка, «Нос к носу»
- на развитие умения решать конфликтные ситуации: «Коврик примирения», игры-ситуации
- на развитие вербальных и предметных способов взаимодействия: «Небоскреб», «Конкурс хвастунов», «Танец мира»
- на развитие свободного общения и эмоциональной близости: «Пресс-конференция», «Кто лучше разбудит?»,
- на умение устанавливать доброжелательные отношения: «Слепой и поводырь», «Я могу», «Доброе животное»
Хочу отметить, что часто при выборе игры, я советуюсь с воспитателями, т.к. воспитатель в группе - самый главный человек для маленького ребенка. В глазах ребенка именно он определяет, когда можно играть или пойти на прогулку, порисовать или побегать, а когда вместе со всеми детьми нужно спокойно посидеть и послушать воспитателя.
В работе с воспитателями использую различные формы работы:
- консультации, тренинги
- семинары-практикумы
- индивидуальные консультации, беседы
- социальные сети (размещение информации, анкетирование)
- совместные развлечения и праздники
- тетради взаимодействия
- составление характеристик
Педагоги обращаются за помощью, когда в группах есть дети с проблемами в общении, если необходимо, по результатам диагностики провожу индивидуальную работу. Также эффективны в работе тетради взаимодействия, в которых записываю игры и упражнения для помощи воспитателям. Воспитатели, специалисты детского сада также в своей работе используют коммуникативные игры.
Кроме того, не стоит забывать, что эффективное развитие коммуникативных навыков у детей будет только тогда, когда родители будут принимать активное участие в процессе, поэтому я стараюсь сотрудничать с родителями по этому вопросу. На собраниях с родителями обсуждаю интересующие их вопросы взаимоотношений в детском коллективе, взаимоотношений взрослых с детьми, разыгрываю разнообразные ситуации, предлагаю коммуникативные игры, которые помогут сформировать и поддержать адекватную самооценку у детей, научат вступать в разговор, поддерживать его. Провожу индивидуальные беседы и консультации на различные темы: «Как правильно научить ребенка общаться»; «Застенчивый ребенок»; «Как вести себя с агрессивным ребенком»; «Самооценка ребенка» и др., размещаю эту информацию в уголках для родителей и в закрытых сообществах групп, иногда родители обращаются за советами в личных сообщениях в социальных сетях.
В прошлом учебном году по данной теме мною было проведено открытое мероприятие в детском саду с детьми средней группы на тему «Вместе весело играть». Целью мероприятия было развитие коммуникативных навыков детей в ходе игровой деятельности.
По данной теме я работаю второй год. В прошлом учебном году из-за пандемии мне не удалось реализовать все намеченные планы. В настоящий момент я закончила работу над созданием картотеки коммуникативных игр, которую смогу использовать в работе не только я, но и воспитатели и специалисты.
Таким образом, использование коммуникативных игр в детском саду способствует развитию навыков общения, коммуникативных способностей детей и положительно влияет на формирование доброжелательных отношений в группе сверстников. Умение любить и принимать себя, доброжелательно относиться к окружающим - факторы, определяющие судьбу ребенка, дающие ему возможность в будущем стать достойным членом общества, полнее реализоваться как личность.
Список литературы
- ФГОС ДО.
- Зедгенидзе Валентина Яковлевна. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: пособие для практических работников ДОУ / В.Я.Зедгенидзе. - М.: Айрис пресс: Айрис дидактика, 2005.
- Клюева Н.В, Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. - Ярославль: Академия развития, 1996.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996.
- Психология социальной одаренности: пособие по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников; под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. - М.: Линка-Пресс, 2009.
- Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я. Как сохранить психологическое здоровье дошкольников. - 8-е изд., испр. - М.: Генезис, 2017.
- «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет / Н.Ю.Куражева [и др.]; под ред. Н.Ю. Куражевой. - СПб.: Речь, 2014.
- Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений / Л.В.Чернецкая. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
- nsportal.ru