Психологическая компетентность для педагога и для любого человека, коммуницирующего в каком-либо обществе, очень важная составляющая. Профессиональный педагог должен быть и профессиональным психологом. Прежде всего, он должен понимать свои сильные и слабые стороны, т.е. обладать самокритикой. Очень важно быть вооруженным современным подходом психологов к теме образования и т.д.
Кроме того, педагог должен уметь «правильно» находить подход к каждому ребенку, должен уметь дифференцированно подойти и к общению с родителями, быть гибким, подстраиваться под разные ситуации. Психологическая компетентность формируется с опытом, конечно. Очень важное значение имеет и собственный жизненный опыт педагога, по отношению к детям, например.
На своем личном примере могу сказать, что моя психологическая компетентность сложилась из нескольких компонентов: мои черты характера (бесконфликтность, коммуникабельность и в то же время принципиальность ); я - мама четверых детей (разнополых и разновозрастных); я была на должности председателя родительского комитета у своих детей в течение 10 лет (поэтому понимаю о чем думают родители); я постоянно учусь, посещаю разные тренинги и семинары. Поэтому мне легче ориентироваться в той или иной ситуации!
При решении каких-то психологических ситуаций, важно иметь не только субъективное, но и объективное мнение. Для этого нужно быть «в ногу со временем». Например, посещать современные семинары-тренинги, которые с удовольствием посещают современные родители.
Недавно я посетила подобное мероприятие. В Уфу приехала известный психолог, автор книги «Ленивая мама» Анна Быкова. Я знала, что на этот семинар пойдут родители из нашей гимназии тоже. Поэтому мне было очень интересно, что вынесут оттуда родители школьников, с которыми мне потом необходимо коммуницировать.
Семинар был посвящен школе, отношению детей с учителями, отношению родителей с учителями, как выбрать учителя для своего ребенка (будто учителя собачки на выставке) и т.д.
С какими-то утверждениями данного автора я согласилась, но было много моментов, когда я была возмущена. Например, она делит учителей на 4 типа: правильный, звездный, творческий и дружелюбный. Причем, подробно описывает критерии этих видов. Родителям же внушается, что нужно определиться с видом учителя и выбрать себе такого. А если выбор окажется неудачным, то попробовать дать понять учителю, что нужно подстроиться под их ребенка. Если педагог не изменится, то нужно надавить на учителя с помощью административных ресурсов.
Я не смогла себя отнести к какому-то виду. Потому что во мне есть разные черты из всех 4 типов, которые были определены.
А, например, как мама четверых детей, я считаю, что не был указан самый главный критерий «хорошести» учителя - это счастливый человек с благоприятной обстановкой в личной жизни.
Со мной могут многие поспорить, но я считаю, что здоровая обстановка в классе будет, скорее всего, у того учителя, у которого есть семья, дети, финансовое благополучие. А если учитель не имеет детей, семьи, а живет еле-еле от зарплаты до зарплаты, то о какой психологической компетентности может быть речь. Ведь у этого учителя голова забита совсем другими проблемами…
В одной статье на сайте pedsovet.su выявлены и сформулированы основные условия формирования и развития психологической компетентности педагога:
- Педагогический такт - это обязательное соблюдение учителем принципа меры в общении с детьми в образовательной деятельности, который подразумевает под собой уважение к учащимся, внимательность и доверие, разумность в требованиях к выполнению учебных задач и многое другое.
- Умение найти правильный подход к ученикам и знать их индивидуальные и психолого-возрастные особенности.
- Способность и желание работать с детьми.
- Заинтересованность в результатах своей профессиональной деятельности.
- При планировании и организации учебно-воспитательного процесса учитывать уровень мотивации учащихся и полноту их знаний учебного материала.
- Педагог должен владеть навыками и умениями организаторских способностей.
- Владеть своей речью - она должна быть простой, ясной и убедительной в общении с учащимися.
- Уметь управлять психическим состоянием учащихся на уроках. Для этого необходимо создавать комфортную учебную обстановку на занятиях и уметь видеть и различать психическое состояние детей.
- «Эмпатичность» педагога, то есть способность чувствовать эмоциональное состояние ученика, уметь сопереживать и откликнуться на проблему ребенка. Главное здесь для педагога - понять состояние ребенка и взглянуть на ситуацию с его позиции, чтобы найти пути решения возникшей проблемы у ребенка.
И еще мы бы хотели особо упомянуть о таком немаловажном условии, как способность педагога к сотрудничеству. То есть, для повышения уровня психологической компетентности педагога, необходимо и уметь формулировать свою точку зрения, и слышать и слушать других. Кроме этого умение сотрудничать заключается и в решении разногласий с помощью логической аргументации, не переводя разногласия в плоскость личных отношений.
Также немаловажное значение имеет внешняя привлекательность педагога, то есть способность расположить к себе учащихся внешним видом и манерой поведения, потому что учащиеся получают информацию не только из речи педагога, но и визуально - обращают внимание на выражение чувств в мимических и пантомимических движениях педагога. Кроме того, приятные манеры поведения педагога способствуют быстрой адаптации к любой обстановке и упрощают установление коммуникативных связей, что повышает уровень воздействия на учащихся.
Безусловно, соблюдение вышеназванных условий способствует повышению уровня психологической компетентности педагога.