Урок физкультуры с элементами самбо

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Прежде чем приступить к проведению открытого урока физической культуры с элементами самбо в школе, хочу остановиться на важнейших аспектах, таких важных и необходимых в физическом развитии наших мальчишек и девчонок, как минимальные знания и умения по безопасному падению и самозащите, т.е. изучению самбо.

Я уверен, что навыки и умения по самозащите просто необходимы нашим детям, я уже и не говорю о таком самом главном разделе, как обучение безопасному падению. Поэтому, с моей точки зрения, такие уроки необходимо вводить не с 10-11 классов, как написано в общеобразовательной программе по физической культуре Матвеева А.П., а, как минимум, класса с 5-го. Только основной упор надо делать на приобретение устойчивых навыков безопасного падения, а уже к старшим классам изучать приёмы самозащиты от освобождения от захватов, до защиты от холодного оружия. Согласно той же программе, во второй четверти большинства общеобразовательных школ России, начиная с младших классов, проходит изучение гимнастики. В этот раздел входят не только общеразвивающие упражнения, но и акробатика: различные перекаты, кувырки вперёд и назад в группировке, стойки, мосты. Моё мнение: пока двигательные навыки не потеряны и не подзабыты после изучения кувырков, с 5-го класса можно отвести порядка 6-8 часов ежегодно на изучение и приобретение устойчивого навыка безопасного падения вперёд, на бок, назад. И тогда уже к старшим классам появляется возможность давать материал по изучению приёмов самбо, не боясь непредвиденных травм при изучении приёмов в парах. Ну, и конечно, наши школьники резко сократят свои обращения в травмопункты из-за получения травм при падениях на улицах, катках, тренировках. Почему так долго необходимо изучать безопасное падение? Да потому, что только знаний недостаточно для применения их в неожиданной ситуации, например, поскользнулся и упал на спину, ударившись головой и спиной. Необходим, ещё раз повторюсь, устойчивый навык, отработанный до автоматизма. А если директор школы предоставит возможность, то считаю необходимым изучать приемы самостраховки и безопасных падений уже со 2 класса.

Получив устойчивые навыки в применении самостраховки и выполнению приемов самбо, мы можем в 10-11 классах приступить к отработке приёмов самозащиты в парах. А вот времени, отведённого для данных занятий, согласно программе Матвеева А.П., явно маловато. Предлагаю увеличить его до 10 часов ежегодно за счёт, например, уроков по баскетболу. При условии, что уроки физкультуры проводятся два раза в неделю. Если же уроки физкультуры проводятся три раза в неделю, то возможности резко увеличиваются и появляется возможность проведения уроков на третьем часе урока физкультуры, а это 36 часов в год.

Ещё один аспект, не менее важный. Это материально-техническая база, необходимая для проведения данных уроков. В принципе, никакого дорогостоящего инвентаря не потребуется, однако, хочу заметить, необходимость комплектации школ борцовским ковром или, что несколько хуже, листами татами. Вполне достаточно нестандартного борцовского ковра от 6х6 м до 9х9 м, ну, а если есть возможность постелить в зале стандартный ковёр 12х12 м - это праздник. К сожалению, данным оборудованием могут даже в Москве похвастаться далеко не многие школы современных новостроек. Кстати, выкладывать ковёр на каждый урок по 45 минут - очень трудоёмкая работа, а содержать зал с постоянным борцовским ковром - возможно в школах, в которых наличествуют несколько спортивных залов, как наша или в школах с профильным углублённым изучением самбо.

И последнее, что хотелось сказать: 30-40 лет назад наши папы и мамы успешно сдавали общесоюзные тогда нормативы ГТО разных ступеней, и одним из обязательных нормативов была сдача приёмов САМБО (самозащиты без оружия). Так что нам мешает возродить эту традицию, тем более, что нормативы все уже разработаны на государственном уровне, и воспитать в наших детях способность защититься и уметь постоять за себя и близких?

Работая в школе не первый год, могу сказать, что уровень физической подготовки современных школьников значительно ниже, чем у школьников 70-80-х годов теперь уже прошлого века. Выходит - деградируем и вырождаемся? Нет, просто в век всеобщей компьютеризации и прогресса, требующих дополнительных знаний получаемых дополнительными часами просиживая за книгами и учебниками, компьютерами, достаточно хороших бытовых условий, разнообразного и полноценного питания, на лицо явная нехватка двигательной деятельности. Например: когда я учился в школе в моём классе было стыдно не уметь подтягиваться на перекладине. Из 10-12 мальчишек не мог подтянуться на перекладине только один или два человека, а теперь не могут отжаться от пола из того же количества мальчиков 7-10 человек, а про подтягивание и сказать страшно, дай бог, чтобы 2-3 человека смогли подтянуться. Значит, наша святая обязанность ввести в основной учебный процесс больше физически разносторонних нагрузок, научить наших детей защищаться, быть уверенными в своих силах и более подготовленными для службы в вооруженных силах России.

А сейчас я хочу предложить вам открытый урок физкультуры с элементами самбо для школьников, уже имеющих определенную подготовку в приемах самостраховки.

Конспект урока

Тема: «Изучение безопасного падения назад на спину через партнёра».

Тип урока: получение и закрепление новых навыков самостраховки.

Цели:

  • образовательная - познакомить обучающихся с приёмами самостраховки при неожиданном падении;
  • развивающие - развивать у обучающихся новые координационные навыки;
  • воспитательные - воспитать самодисциплину и умение взаимодействовать при выполнении упражнений.

Структура урока

I. Подготовительная часть 16 мин.
1. Построение, перекличка. 2 мин.
2. Беговая разминка (бег приставными шагами, спиной, прыжки на одной ноге, ходьба и прыжки в приседе). 4 мин.
3. ОРУ и упр. на гибкость, «растяжка», спец. упражнения. 10 мин.
II. Основная часть 20 мин.
1. Повторение кувырка вперёд со страховкой назад со страховкой. 4 мин.
2. Объяснение и показ падения на спину через партнера со страховкой. 2 мин.
3. Выполнение задания в парах. 8 мин.
4. Выполнение задания в двух колоннах ( мальчики, девочки). 6 мин.
III. Заключительная часть 9 мин.
1. Игра. 5 мин.
2. Упражнения на восстановление дыхания. 1 мин.
3. Построение. 1 мин.
4. Подведение итогов занятия. 2 мин.

Ход урока

Наше занятие сегодня полностью посвящено изучению и отработке безопасного падения на спину или по другому - падению со страховкой. В течение урока вы попробуете освоить и приобретёте такой необходимый в жизни навык, как безопасное падение на спину. Сегодня мне бы хотелось чтобы вы поняли: не надо паниковать во время падения, необходимо сгруппироваться, прижав голову к груди, и сделать сильный хлопок руками во время падения. А сейчас, мы как обычно, начнём урок с беговой разминки.

Разминка

Направо, в обход по залу, шагом марш! Бегом марш! Бег с высоким подниманием колен, с захлестыванием голенью назад, бег приставными шагами правым и левым боком, бег спиной вперёд, бег скрёстным шагом. Шагом марш! Восстанавливаем дыхание, три глубоких вдоха и длинных выдоха. Прыжки на правой ноге, затем - на левой. Ходьба в полуприседе, в полном приседе, прыжки в приседе. Шагом марш! Перестроение в 3 или 4 колонны для выполнения ОРУ на месте.

Руки на пояс, ноги на ширине плеч, вращение головой в правую и в левую стороны. Наклоны головой вправо и влево, повороты. Закончили. Вращения в кистях, разминаем пальцы. Закончили. Руки в стороны ставь! Вращения в локтевых суставах. Кисти сжали в кулаки, вращение прямыми руками вперёд и назад, навстречу друг другу. Закончили. Правая рука - вверху, левая - внизу, рывки руками назад. Закончили. Руки перед грудью ставь! Рывки руками назад, два рывка - руки согнуты, два - руки прямые. Закончили. Руки на пояс, наклоны в правую и в левую стороны. Закончили. Три наклона вперёд на «раз» к правой ноге( ноги прямые, пальцами рук достаём пола ), на «два» между ног, на «три» к левой ноге, на счёт «четыре» прогнуться назад и коснуться руками пяток. Теперь вращения туловищем в правую и в левую стороны. Руки в «замок» тянемся за руками, смотрим на кисти рук. Закончили. Выпад правой ногой вперёд и прыжком после трёх приседаний меняем положение ног. Закончили.

Опустились на ковёр на колени и выполнили «упор головой в ковёр» (положение на коленях, руками упираемся в ковёр на ширине плеч, лбом упираемся в ковёр). Выполняем накаты и дополнительно разминаем шею. Закончили. Вот наша разминка подошла к концу, сейчас мы с вами вспомним, как выполняются кувырки назад со страховкой и вперёд со страховкой.

Основная часть

Встать! Становись, направо, вперёд сомкнись! Кругом! Повторяем кувырок вперёд через плечо со страховкой, дистанция два кувырка (педагог обращает особое внимание на правильность положения руки при страховке, положения тела и ног при перекате (фото 1,2,3). Теперь кувырок назад со страховкой (педагог обращает внимание на положение головы и рук при перекате на спину, голова не должна касаться ковра (фото 4,5).

Отлично! Теперь вы послушаете и посмотрите, как правильно выполнить падение на спину со страховкой. Итак, вы уже знаете, что при падении назад, голова прижата подбородком к груди и наклонена в любую, удобную для вас сторону. Это вызвано тем что, перекатываясь назад, ноги переносим через противоположное от наклона головы плечо. Например: если голова наклонена вправо, то ноги при перекате закидываем влево, или наоборот.

Сейчас вы разбиваетесь по парам, один из вас встаёт в положение «низкой скамеечки» ( положение на коленях - таз касается пяток, раки согнуты, локти упираются в ковёр. Фото 6). Второй, садится так, чтобы бёдра касались спины товарища, а таз съезжает и касается мата. (Фото 7).В этот момент вы делаете сильный хлопок о ковёр прямыми руками, держа голову на груди.(Фото 8). Приступаем к выполнению упражнения.

Теперь попробуем сделать то же самое, только из положения «высокой скамеечки» (положение на коленях - спина и руки прямые, упираемся в ковёр. Фото 9, 10). Отлично!

Вот вы и получили представление о правильном и безопасном падении, давайте, теперь закрепим этот навык, выполняя падение в колоннах. Мальчики строятся в одну колонну, а девочки в другую. Первый находящийся в колоне принимает положение «высокой скамеечки»(Фото 11). Остальные по порядку начинают движение вперёд и один за другим выполняют падение на спину со страховкой.(Фото 12, 13). Когда последний выполнил задание, второй в колонне встаёт на место первого и так до конца, пока на месте первого не побывают все, стоящие в колонне. Молодцы!

Заключительная часть

Мальчики и девочки разбиваются на две команды. Игра называется «петушиный бой». Две команды выстраиваются по росту напротив друг друга. Из каждой команды по одному человеку, по порядку, начиная с самых высоких (Фото 14), выходят на середину и, прыгая на одной ноге, держа руки за спиной, должны принудить соперника опереться на вторую ногу. Кто упал, сошёл с ковра или коснулся второй ногой - тот проиграл. Затем выходят следующие, стоящие по росту (Фото 15). Игра продолжается, пока последние, стоящие в команде игроки, не пройдут испытание.

Восстанавливаем дыхание. Затем подводим итоги. Победившей считается та команда, игроки которой смогли большее количество раз победить в бою.

Общее построение. В одну шеренгу становись! Итак, ребята, сегодня вы смогли убедиться в возможности неожиданного падения на спину без каких-либо криминальных, для вашего здоровья, последствий. Вы не только узнали о такой возможности, но и смогли сами попробовать и в этом убедиться. Теперь, я надеюсь, вы сможете правильно себя повести, в случае, если вдруг поскользнулись, идя по улице, или упали, катаясь на коньках. Теперь вы точно знаете, что руки - это ваши амортизаторы, и они спасут вас от ушибов, а голову, в случае падения, надо всегда прижимать к груди, и никакие сотрясения мозга вам не страшны!

Использованная литература

  1. Матвеев А.П. Программы для общеобразовательных учреждений 1-11 кл. г. Москва «Дрофа». 2005 г.
  2. Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре 5-9 кл. г. Москва «ВАКО». 2005 г.
  3. Матвеев А.П. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по физической культуре. г. Москва «Дрофа». 2001 г.
  4. Матвеев А.П. Программы по физической культуре 5-11 кл. г. Москва «Просвещение». 2008 г.
  5. Чумаков Е.М. 100 уроков борьбы самбо «ФАИР-ПРЕСС» Москва. 1998 г.