Музейная педагогика в условиях реализации ФГОС

Разделы: Краеведение, Патриотическое воспитание

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: патриотическое воспитание


Помните у Н.А.Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

Во все время выдающиеся реформаторы России, задумываясь о переустройстве государства, неизменно обращали свои взоры к молодому поколению. Они понимали, что успех задуманного во многом будет зависеть от подготовки преданных делу, патриотически настроенных государевых людей.

Человеку с четкой гражданской позиции до всего есть дело, он чувствует себя в ответе за всё.

Необходимость работы по нравственному и патриотическому воспитанию школьников назрела давно и ни у кого не вызывает сомнения. Отрадно отметить, что принята Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ», которую мы взяли за основу. Программа направлена на формирование у школьников высокого патриотического сознания, чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению своего гражданского долга, конституционных обязанностей.

В 2017 году нашей школе исполнилось 115 лет. В ее традициях ведение разнообразной внеурочной деятельности.

Главный инструмент сохранения исторического прошлого является музей. Именно он позволяет собрать, систематизировать и сохранить крупицы, следы прошлых эпох.

Музей могут посещать не только учащиеся нашей школы, но и других городских школ и района.

Направленность школьного музея - изучение истории школы, родного края, жителей, воинов, героев. Казалось бы знаем о истории города и района много, но каждый раз изучая мы делаем для себя много открытий.

В основных политико-правовых документах образовательной политики России - в Национальной доктрине образования до 2025 года и в Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", в числе главных приоритетов выделяется потребность общества в воспитании граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, являющихся носителями гуманистических ценностных ориентаций, обладающих высокой духовно-нравственной культурой.

В рамках Госстандарта нового поколения в систему учебных действий включены личностные, метапредметные и предметные результаты.

Речь идет, таким образом, о необходимости воспитания в школе Гражданина в самом высоком смысле этого слова.

Воспитание интереса к истории - является одним из направлений образовательной политики как государственной, так и общественной, в области воспитания подрастающих поколений.

Краеведческая поисковая деятельность, направленная на воспитание гражданско-патриотических качеств личности, на познание традиций своего народа, истории родного края, жизни выпускников МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1».

Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором военно-патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями. Путем внедрения интерактивных технологий усилить интерес учащихся к истории родного края, более эффективно работать по патриотическому воспитанию.

Что патриотизм для нас - «генное чувство», мы убеждались много раз, когда видела, как загораются глаза у ребят на уроках, посвященных героям нашей истории.

Вот выдержка из высказывания Зарифуллиной Алии «Нет в мире ничего выше и дороже, чем Родина. Она дает нам крылья для полета, освещает каждый наш шаг. Родину нельзя выбирать. К ней можно лишь прикипеть всем сердцем. Но мало любить отчизну лишь в мыслях. Только тот, кто делает все для процветания родной страны, для ее славы, только тот, кто не жалеет сил, а порой и жизни ради ее свободы и независимости - только тот человек достоин называться патриотом».

Но к великому сожалению, в учебниках, в прессе, на телевидении мало говорится о героических подвигах нашего народа, о любви к Родине. Поэтому преднамеренно занялись музейной педагогикой и создали историко-краеведческий музей в «СОШ №1», который получил свидетельство о присвоении звания «Школьного музея» Министерства образования РТ» №411 от 03.06.2003 года, Министерства образования и науки РФ №11433 от 18.04.2007 года.

Был составлен опросник, респондентами были родители, ученики. Вот некоторые вопросы: 1) Одни считают, патриотическое и нравственное воспитание всегда приносит только пользу, другие считают, что это воспитание может приносить не только пользу, но и вред. Какая точка зрения - первая или вторая вам ближе?

Ответ:

Вопрос: Как вы считаете, сегодня нужно или не нужно обращаться к опыту воспитания других стран?

Назрела необходимость по нравственному и патриотическому воспитанию учащихся! В настоящее время накоплен громадный арсенал научных средств и методов познания окружающей действительности. А в частности - музейная педагогика. Задача музеев - воздействовать на умы и сердца людей, активно вторгаться в жизнь. Музейная работа - это общее дело, ибо учит школьников взаимодействовать друг с другом, работать в команде. Музей «оживляет» жизнь школы, учит подростков понимать мир, способствует гуманизации образования.

При организации работы музея используем следующие формы работы:

Тема: «Музейная педагогика» очень актуальна на сегодняшний момент в школьном пространстве, так как только высоконравственная личность сможет принести пользу своему обществу.

Нас учителей истории волнуют вопросы, связанные с воспитанием патриотизма и формированием у учащихся гражданских позиции.

Свою работу мы начали с изучения архивных документов, касающиеся истории школы. Работа в Центральном Государственном историческом архиве Республики Башкортостан, в Национальном архиве Республики Татарстан. Интересный материал по истории школы, позволяет проследить становление женского училища 2 разряда с 1860 года.

  • 1860-1871 - женское училище;
  • 1871 до 1902 года - женская прогимназия;
  • 1902 - женская гимназия;
  • 1818 года - единая трудовая 8-летняя рабоче-крестьянская школа;
  • 1922 года - школа 2 ступени с 5-летним курсом обучения с педагогическим уклоном.
  • 1934 года - средняя школа им. Молотова
  • 1964 года - политехническая средняя школа
  • 1970 года - средняя школа №1
  • 2002 года - полная реконструкция средней школы №1
  • 2005 года - средняя общеобразовательная школа №1 с профильным обучением.

Вместе с учащимися школы вели и ведем поисковую и исследовательскую работу по истории школы. Создан совет музея, куда вошли учителя и ученики, работают экскурсоводами учащиеся 6-11 классов.

Разрабатываем ежегодный план работы музея. Школьный музей должен существовать в 2 аспектах: музееведческом и педагогическом. Поэтому:

  • работу музея ориентируем на школьные программы;
  • ведем постоянное обновление;
  • организуем временные выставки (из запасов музея) по отдельным темам учебных предметов;
  • ведем подготовку экскурсоводов (приложение)

Поисковые задания. С их помощью стремимся не просто собрать необходимый музею материал, но главное приблизить детей к окружающей их жизни, расширить кругозор, привить любовь к родному краю (а ведь любить можно лишь то, что хорошо знаешь).

К заданиям даётся подробная инструкция-расшифровка, ставится цель, а музей всегда готов оказать помощь, подсказать, где найти материал, к кому обратиться в городском музее, на предприятиях и в учреждениях, как лучше оформить собранный материал. Например: в 2015-2016 учебном году были следующие темы поисковых заданий.

Поисковые задания для создания краеведческих стендов в учебных помещениях. 5-11-х классов

Математика, физика, химия

1. Из истории счёта.
2. Вычислительная техника на предприятиях нашего города.
3. Законы физики в работе основных предприятий города.

Русский язык, литература

1. Литературный Мензелинск.
2. Языкознание - наука о тайнах и чудесах родного языка.
3. Из истории театральной жизни, создание театра им. Амутбаева г. Мензелинска.

История, география

1. Известные государственные, общественные деятели России в истории Мензелинска.
2. Экономика края от становления к развитию (середина ХVII - конец ХХ в.).

Иностранные языки

1. Мензелинск многонациональный.
2. Мензелинцы были в странах, где говорят на английском.

Физическое воспитание

1. Спортивная жизнь Мензелинска.
2. Герои спорта - мензелинцы.

Активизировалась работа ветеранских организаций со школьным музеем. Наши ветераны часто посещают нас, они желанные гости, рассказывают, как стать настоящим человеком, дают практические советы. Ветераны - люди неравнодушные с большой душой. Поэтому и темы обсуждений у них интересные, волнующие. Учащимся интересны воспоминания бывших бойцов, в рассказах которых история оживает; становится понятной и близкой. Умудренные сединами гости рассказывают учащимся о своих боевых путях, заслуженных наградах, навсегда запомнившие, каким горем стала для страны эта война.

2021 год - это год родных языков и народного единства. В целях сохранения и развития родных языков, культуры и традиций народов, проживающих в Республике Татарстан, укрепления единства многонационального народа республики 2021 год в Республике Татарстан объявлен Годом родных языков и народного единства, что способствует нравственному воспитанию личности, уважению к традициям и обычаям народов края, любви к своей Родине. В России - это год Науки и Технологии.

Искрятся глаза детей, занимающихся музейной деятельностью. Мы радуемся, когда ребенок успешен! Это не только объективный показатель высоких результатов познавательной деятельности, но и позитивная самооценка и самоощущение самого ребенка.

План работы кружка «Юный экскурсовод»

Цель реализации программы: краеведческая поисковая деятельность, направленная на воспитание гражданско-патриотических качеств личности, на познание традиций своего народа, истории родного края, жизни выпускников МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1».

Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором военно-патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.

Задачи реализации программы:

  • Интеграция основного и дополнительного образования детей, сближение процессов воспитания, обучения и развития.
  • Создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей предков, их быта, обычаев.
  • Создание нравственного и эмоционально благоприятной среды для формирования классного и школьного коллектива, развитие личности ребёнка в них.
  • Активизация работы школьного самоуправления.
  • Развитие учебно-исследовательских навыков в процессе работы.
  • Развитие творческих способностей, коммуникативности через дифференцируемый подход к учащимся.

Принципы построения программы:

  • принцип личностно-ориентированного подхода, позволяющий поддерживать процессы самореализации, саморазвития личности обучающегося;
  • принцип педагогической поддержки, который предполагает деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем;
  • корректировка и совершенствование учебно-воспитательного процесса.

Диагностика реализации программы осуществляется с помощью разнообразных методов:

  • собеседования с обучающимся,
  • методики сочинений, незаконченного предложения- принцип научности, который позволяет достичь высокого уровня достоверности информации;
  • принцип системности;
  • принцип самовыражения участников образовательного процесса.

Ожидаемые результаты реализации программы

Учащиеся должны уметь:

  • работать с историческими источниками;
  • проводить экскурсии, радиобеседы, тематические классные часы;
  • оформлять полученные материалы в экспозиции школьного музея и творческих работах.

Результат реализации программы определяется личностным ростом школьников. Программа призвана помочь каждому школьнику осмыслить его место в жизни, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение и в то же время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи.

Результаты реализации программы можно разделить на внешний и внутренний.

Внешний результат:

  • работа поисковых отрядов по заданиям совета музея;
  • постоянное развитие музея, увеличение количества его экспонатов, появление новых материалов, разделов;
  • интерес обучающихся к поисково-краеведческим экспедициям.
  • становление школьного музея как базового методического центра.

Внутренний результат выражается в положительных изменениях, происходящих с личностью обучающихся, в их духовном росте. Выработка у обучающихся комплекса качеств, характерных для гражданина и патриота.

Повышение интереса к деятельности школьного музея у жителей поселка и района.

Формирование благоприятной среды для освоения:

  • наблюдения,
  • тестирования,
  • анкетирования.

Сроки реализации программы - 1 год (144 часа).

Учебно-тематический план

Раздел

Теория

Практика

Всего

I. Введение.

1

1

2

II. Музей и история родного края.

5

10

15

III. Документоведение.

4

15

19

IV. Введение в поисково-исследовательскую.

9

21

30

V. Этнография родного края.

3

9

12

VI. Методика подготовки и проведения экскурсий.

3

13

16

VII. Мензелинский край в истории страны.

8

8

16

VIII. История нашей школы.

2

5

7

IX. Проведение экскурсий.

9

16

25

X. Итоговое занятие.

-

2

2

Всего

44

100

144