Помните у Н.А.Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».
Во все время выдающиеся реформаторы России, задумываясь о переустройстве государства, неизменно обращали свои взоры к молодому поколению. Они понимали, что успех задуманного во многом будет зависеть от подготовки преданных делу, патриотически настроенных государевых людей.
Человеку с четкой гражданской позиции до всего есть дело, он чувствует себя в ответе за всё.
Необходимость работы по нравственному и патриотическому воспитанию школьников назрела давно и ни у кого не вызывает сомнения. Отрадно отметить, что принята Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ», которую мы взяли за основу. Программа направлена на формирование у школьников высокого патриотического сознания, чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению своего гражданского долга, конституционных обязанностей.
В 2017 году нашей школе исполнилось 115 лет. В ее традициях ведение разнообразной внеурочной деятельности.
Главный инструмент сохранения исторического прошлого является музей. Именно он позволяет собрать, систематизировать и сохранить крупицы, следы прошлых эпох.
Музей могут посещать не только учащиеся нашей школы, но и других городских школ и района.
Направленность школьного музея - изучение истории школы, родного края, жителей, воинов, героев. Казалось бы знаем о истории города и района много, но каждый раз изучая мы делаем для себя много открытий.
В основных политико-правовых документах образовательной политики России - в Национальной доктрине образования до 2025 года и в Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", в числе главных приоритетов выделяется потребность общества в воспитании граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, являющихся носителями гуманистических ценностных ориентаций, обладающих высокой духовно-нравственной культурой.
В рамках Госстандарта нового поколения в систему учебных действий включены личностные, метапредметные и предметные результаты.
Речь идет, таким образом, о необходимости воспитания в школе Гражданина в самом высоком смысле этого слова.
Воспитание интереса к истории - является одним из направлений образовательной политики как государственной, так и общественной, в области воспитания подрастающих поколений.
Краеведческая поисковая деятельность, направленная на воспитание гражданско-патриотических качеств личности, на познание традиций своего народа, истории родного края, жизни выпускников МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1».
Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором военно-патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями. Путем внедрения интерактивных технологий усилить интерес учащихся к истории родного края, более эффективно работать по патриотическому воспитанию.
Что патриотизм для нас - «генное чувство», мы убеждались много раз, когда видела, как загораются глаза у ребят на уроках, посвященных героям нашей истории.
Вот выдержка из высказывания Зарифуллиной Алии «Нет в мире ничего выше и дороже, чем Родина. Она дает нам крылья для полета, освещает каждый наш шаг. Родину нельзя выбирать. К ней можно лишь прикипеть всем сердцем. Но мало любить отчизну лишь в мыслях. Только тот, кто делает все для процветания родной страны, для ее славы, только тот, кто не жалеет сил, а порой и жизни ради ее свободы и независимости - только тот человек достоин называться патриотом».
Но к великому сожалению, в учебниках, в прессе, на телевидении мало говорится о героических подвигах нашего народа, о любви к Родине. Поэтому преднамеренно занялись музейной педагогикой и создали историко-краеведческий музей в «СОШ №1», который получил свидетельство о присвоении звания «Школьного музея» Министерства образования РТ» №411 от 03.06.2003 года, Министерства образования и науки РФ №11433 от 18.04.2007 года.
Был составлен опросник, респондентами были родители, ученики. Вот некоторые вопросы: 1) Одни считают, патриотическое и нравственное воспитание всегда приносит только пользу, другие считают, что это воспитание может приносить не только пользу, но и вред. Какая точка зрения - первая или вторая вам ближе?
Ответ:
Вопрос: Как вы считаете, сегодня нужно или не нужно обращаться к опыту воспитания других стран?
Назрела необходимость по нравственному и патриотическому воспитанию учащихся! В настоящее время накоплен громадный арсенал научных средств и методов познания окружающей действительности. А в частности - музейная педагогика. Задача музеев - воздействовать на умы и сердца людей, активно вторгаться в жизнь. Музейная работа - это общее дело, ибо учит школьников взаимодействовать друг с другом, работать в команде. Музей «оживляет» жизнь школы, учит подростков понимать мир, способствует гуманизации образования.
При организации работы музея используем следующие формы работы:
Тема: «Музейная педагогика» очень актуальна на сегодняшний момент в школьном пространстве, так как только высоконравственная личность сможет принести пользу своему обществу.
Нас учителей истории волнуют вопросы, связанные с воспитанием патриотизма и формированием у учащихся гражданских позиции.
Свою работу мы начали с изучения архивных документов, касающиеся истории школы. Работа в Центральном Государственном историческом архиве Республики Башкортостан, в Национальном архиве Республики Татарстан. Интересный материал по истории школы, позволяет проследить становление женского училища 2 разряда с 1860 года.
- 1860-1871 - женское училище;
- 1871 до 1902 года - женская прогимназия;
- 1902 - женская гимназия;
- 1818 года - единая трудовая 8-летняя рабоче-крестьянская школа;
- 1922 года - школа 2 ступени с 5-летним курсом обучения с педагогическим уклоном.
- 1934 года - средняя школа им. Молотова
- 1964 года - политехническая средняя школа
- 1970 года - средняя школа №1
- 2002 года - полная реконструкция средней школы №1
- 2005 года - средняя общеобразовательная школа №1 с профильным обучением.
Вместе с учащимися школы вели и ведем поисковую и исследовательскую работу по истории школы. Создан совет музея, куда вошли учителя и ученики, работают экскурсоводами учащиеся 6-11 классов.
Разрабатываем ежегодный план работы музея. Школьный музей должен существовать в 2 аспектах: музееведческом и педагогическом. Поэтому:
- работу музея ориентируем на школьные программы;
- ведем постоянное обновление;
- организуем временные выставки (из запасов музея) по отдельным темам учебных предметов;
- ведем подготовку экскурсоводов (приложение)
Поисковые задания. С их помощью стремимся не просто собрать необходимый музею материал, но главное приблизить детей к окружающей их жизни, расширить кругозор, привить любовь к родному краю (а ведь любить можно лишь то, что хорошо знаешь).
К заданиям даётся подробная инструкция-расшифровка, ставится цель, а музей всегда готов оказать помощь, подсказать, где найти материал, к кому обратиться в городском музее, на предприятиях и в учреждениях, как лучше оформить собранный материал. Например: в 2015-2016 учебном году были следующие темы поисковых заданий.
Поисковые задания для создания краеведческих стендов в учебных помещениях. 5-11-х классов
Математика, физика, химия |
1. Из истории счёта.
|
Русский язык, литература |
1. Литературный Мензелинск.
|
История, география |
1. Известные государственные, общественные деятели России в истории Мензелинска.
|
Иностранные языки |
1. Мензелинск многонациональный.
|
Физическое воспитание |
1. Спортивная жизнь Мензелинска.
|
Активизировалась работа ветеранских организаций со школьным музеем. Наши ветераны часто посещают нас, они желанные гости, рассказывают, как стать настоящим человеком, дают практические советы. Ветераны - люди неравнодушные с большой душой. Поэтому и темы обсуждений у них интересные, волнующие. Учащимся интересны воспоминания бывших бойцов, в рассказах которых история оживает; становится понятной и близкой. Умудренные сединами гости рассказывают учащимся о своих боевых путях, заслуженных наградах, навсегда запомнившие, каким горем стала для страны эта война.
2021 год - это год родных языков и народного единства. В целях сохранения и развития родных языков, культуры и традиций народов, проживающих в Республике Татарстан, укрепления единства многонационального народа республики 2021 год в Республике Татарстан объявлен Годом родных языков и народного единства, что способствует нравственному воспитанию личности, уважению к традициям и обычаям народов края, любви к своей Родине. В России - это год Науки и Технологии.
Искрятся глаза детей, занимающихся музейной деятельностью. Мы радуемся, когда ребенок успешен! Это не только объективный показатель высоких результатов познавательной деятельности, но и позитивная самооценка и самоощущение самого ребенка.
План работы кружка «Юный экскурсовод»
Цель реализации программы: краеведческая поисковая деятельность, направленная на воспитание гражданско-патриотических качеств личности, на познание традиций своего народа, истории родного края, жизни выпускников МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1».
Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором военно-патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.
Задачи реализации программы:
- Интеграция основного и дополнительного образования детей, сближение процессов воспитания, обучения и развития.
- Создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей предков, их быта, обычаев.
- Создание нравственного и эмоционально благоприятной среды для формирования классного и школьного коллектива, развитие личности ребёнка в них.
- Активизация работы школьного самоуправления.
- Развитие учебно-исследовательских навыков в процессе работы.
- Развитие творческих способностей, коммуникативности через дифференцируемый подход к учащимся.
Принципы построения программы:
- принцип личностно-ориентированного подхода, позволяющий поддерживать процессы самореализации, саморазвития личности обучающегося;
- принцип педагогической поддержки, который предполагает деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем;
- корректировка и совершенствование учебно-воспитательного процесса.
Диагностика реализации программы осуществляется с помощью разнообразных методов:
- собеседования с обучающимся,
- методики сочинений, незаконченного предложения- принцип научности, который позволяет достичь высокого уровня достоверности информации;
- принцип системности;
- принцип самовыражения участников образовательного процесса.
Ожидаемые результаты реализации программы
Учащиеся должны уметь:
- работать с историческими источниками;
- проводить экскурсии, радиобеседы, тематические классные часы;
- оформлять полученные материалы в экспозиции школьного музея и творческих работах.
Результат реализации программы определяется личностным ростом школьников. Программа призвана помочь каждому школьнику осмыслить его место в жизни, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение и в то же время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи.
Результаты реализации программы можно разделить на внешний и внутренний.
Внешний результат:
- работа поисковых отрядов по заданиям совета музея;
- постоянное развитие музея, увеличение количества его экспонатов, появление новых материалов, разделов;
- интерес обучающихся к поисково-краеведческим экспедициям.
- становление школьного музея как базового методического центра.
Внутренний результат выражается в положительных изменениях, происходящих с личностью обучающихся, в их духовном росте. Выработка у обучающихся комплекса качеств, характерных для гражданина и патриота.
Повышение интереса к деятельности школьного музея у жителей поселка и района.
Формирование благоприятной среды для освоения:
- наблюдения,
- тестирования,
- анкетирования.
Сроки реализации программы - 1 год (144 часа).
Учебно-тематический план
Раздел
|
Теория |
Практика |
Всего |
I. Введение. |
1 |
1 |
2 |
II. Музей и история родного края. |
5 |
10 |
15 |
III. Документоведение. |
4 |
15 |
19 |
IV. Введение в поисково-исследовательскую. |
9 |
21 |
30 |
V. Этнография родного края. |
3 |
9 |
12 |
VI. Методика подготовки и проведения экскурсий. |
3 |
13 |
16 |
VII. Мензелинский край в истории страны. |
8 |
8 |
16 |
VIII. История нашей школы. |
2 |
5 |
7 |
IX. Проведение экскурсий. |
9 |
16 |
25 |
X. Итоговое занятие. |
- |
2 |
2 |
Всего |
44 |
100 |
144 |