Мастер-класс "Роль искусства в обучении детей английскому языку в объединениях МБОУ ДО ДЮЦ" (из опыта работы)

Разделы: Иностранные языки, Дополнительное образование

Классы: 2, 3, 4, 5, 6


Использование произведений искусства на занятиях иностранным языком является весьма актуальным в наши дни. Необходимо планомерное развитие эстетического сознания детей через освоение художественного наследия народов мира, привлечение их к активной творческой деятельности эстетического характера, формирование дружелюбного отношения к ценностям иных культур.

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы по иностранному языку в МБОУ ДО ДЮЦ построены не только на изучении лексики и грамматики, но и на чтении оригинальной иностранной литературы (отрывков из лучших произведений английских писателей, рассказов, стихотворений, сказок, пословиц и др.), на прослушивании и изучении музыки (песен, танцевальных или инструментальных отрывков из произведений иностранных композиторов), на знакомстве с изобразительным искусством и т.д. Педагоги на занятиях английским языком активно используют литературные произведения, архитектурные памятники изучаемой страны, музыкальное и изобразительное творчество, которое является достаточно эффективным средством при обучении иностранному языку.

Например, при изучении тем «Моя семья», «Мой дом», «Животные», представленных во всех возрастных группах (объединения «Английский - малышам», «Английская азбука», «Говорим по-английски», «Увлекательный английский») дети знакомятся с необходимой лексикой, читают сказки, отрывки из рассказов, повестей, запоминают стихи и песенки, рассматривают картины художников, смотрят мультфильмы. Им предлагаются отрывки из произведений «Onkel Toms tuge» by Harriet Beecher Stowe, «Rikki-Tikki-Tavi» by Rudyard Kipling, «White Fang» by Jack London, «The Tale of Johnny Town-Mouse» by Beatrix Potter, «Mother Goose Rhymes», репродукции картин художника Ч.Барбера.

Когда пройдена, проанализирована и выучена тема, ребята занимаются творчеством: придумывают простые загадки на английском языке, составляют тематические кроссворды, презентации, пишут сочинение/essay, мини-проекты, выступают на праздниках и родительских собраниях.

С созданными произведениями дети принимают участие в конкурсах и получают заслуженные награды: являются победителями в международном конкурсе МАН в номинации «Будущий гений», в международном творческом конкурсе «Англиус» и др.

После знакомства с темой «Мой дом» и погружения в мир художественного вымысла с помощью картин художников Давида Тенирса, Чарлза Грина, Вильгельма Линдлера и др. перед учащимися была поставлена задача - разработать мини-проект «Дом моей мечты». Проект «Кошки» был закончен драматизацией песни «Katzentatzentanz» / «Танец кошачьих лап», которую учащиеся исполнили на родительском собрании. Эти мини-проекты были публиковались на сайте НСпортал.ру в Проекте для одаренных детей «Алые паруса».

С темой «Английские традиции чаепития» учащиеся встречаются при изучении программ «Говорим по-английски» и «Увлекательный английский». Ребята знакомятся с историей появления чая в Англии, вспоминают песенку из мультипликационного фильма «Чашечка чая», для них демонстрируются репродукции английских художников (George Goodwin Kilburne), изображавших на своих полотнах чаепитие. Это была с XVIII века довольно популярная тема английской живописи. По итогам изучения темы обычно проходит игра по станциям «Английское чаепитие». В рамках игры участники узнают о традициях, связанных с этой процедурой. Командам предлагается побывать на 3 станциях: Художественной, Музыкальной и Кулинарной.

На Художественной станции с педагогом изобразительного искусства дети рисуют свои ассоциации, связанные с Англией, потом украшают этими рисунками трафареты в форме чашки и блюдца.

На Музыкальной станции вместе с педагогом музыки вспоминают и поют английские песенки.

На Кулинарной станции ребята изучают способы заварки традиционного английского чая, сервировку чайного стола и правила поведения во время чайной церемонии.

Умение читать иноязычную литературу является одним из ключевых навыков, приобретаемых в процессе обучения иностранному языку. Чтение художественной литературы на занятии позволяет отойти от стандартизированных учебных текстов и познакомить детей с современным «живым» языком. Работа над художественным текстом развивает языковые навыки - лексические и грамматические, позволяет преодолеть языковой барьер, давая учащимся возможность выражать свое мнение о прочитанном, формирует навыки самостоятельной работы (дети учатся перерабатывать смысловую информацию, систематизировать и анализировать прочитанное, работать со словарем). Важно, что чтение сказок, рассказов или стихов дает информацию о социальном, культурном, устройстве иноязычного общества, позволяет расширить общий кругозор детей.

Тема «Литературная сказка» отражена во всех возрастных программах по английскому языку. Например, английская сказка О.Уальда «Великан-эгоист». Ее изучают дети среднего и старшего возраста. Педагог коротко знакомит детей с творчеством писателя, показывает презентацию или видео. Дети знакомятся с новыми словами и выражениями, повторяется нужное для изучения сказки грамматическое время. После того, как необходимые слова выучены, ребята читают сказку. Прочитанный текст обязательно анализируется: Для чего была написана сказка? Какие идеи хотел донести до читателей автор? Составляются характеристики главных героев, определяется главная мысль сказки. После изучения текста педагог предлагает детям несколько ключевых предложений, по которым они учатся кратко пересказывать прочитанный текст на английском языке, тем самым развивая и активизируя свою разговорную речь. В процессе изучения сказки педагог просит обучаемых вспомнить подходящие тематические английские пословицы, похожие на русские, например:

«На чужом несчастье своего счастья не построишь». - «You cannot build your happiness on someone else's misfortune».

«Ласковое слово - что весенний день». - «An affectionate word - what a spring day». и др.

Предлагая программные сказки, читая их на английском языке, педагог обязательно знакомит детей с особенностями сказок разных народов: английского, русского или немецкого, анализирует их названия, устанавливает вместе с детьми сходство и различие между героями сказок, дает им характеристики. Обсуждению помогают просмотры мультфильмов или видео, прослушивание песенок. Так, читая сказку «Три поросенка», педагог сравнивает характеры, внешний облик героев разных стран, помогает детям делать выводы. Заканчивая изучение сказки, дети проходят тестирование, рисуют, отражая свое отношение к героям на бумаге, готовят небольшие инсценировки. А также мастерят книжки-малютки со своими рисунками, принимают участие в конкурсах на лучшую книжку.

Примеров использования педагогами английского языка на занятиях и мероприятиях различных видов искусства можно привести множество: проект-каталоги, выставки самодельных книжек, конкурсы стихов на иностранном языке, праздники «Английский алфавит», «Пропавшие буквы», «Веселое путешествие. Великобритания для самых маленьких», творческая мастерская «Весенний калейдоскоп», квест-тесты по страноведению и многое другое.

Знакомясь с различными видами искусства при изучении английского языка в объединениях МБОУ ДО ДЮЦ, дети и подростки учатся смотреть на мир другими глазами, развивают критическое мышление, учатся на примерах нравственных ценностей и ориентиров. Происходит гармоничное развитие их личности, творческое самовыражение.

Литература

  1. Пирогова О.Е. Чтение художественной литературы как средство формирования языковой личности. // Вестник ТвГУ. Серия «Филология». 2014. №1. С. 231-235.
  2. Цвирко Е.И. Художественный текст как предмет аналитического чтения. // Материалы I Международной интернет-конференции «Актуальные проблемы гуманитарного образования». С. 223-225.
  3. Алексеева И.В. Ситуативные картинки на уроках английского языка // Иностранные языки в школе, 2001. № 6. С. 29-31.