Жизнь организмов в морях и океанах

Разделы: Биология

Класс: 5


Класс

5 класс

Тип урока

Комбинированный

Цель

Формирование представлений об обитателях природных сообществах морей и океанов, изучить подводный мир и выявить черты приспособленности живых организмов к жизни в данном сообществе.

Задачи

Познакомиться с обитателями подводного мира. Выявить черты приспособленности живых организмов к жизни в данном сообществе. Умение объяснять приспособленность организмов к среде обитания и связи с различными условиями жизни в морях и океанах.

Планируемые образовательные результаты

Метапредметные результаты:

  • Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
  • Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

Личностные результаты:

  • Формирование познавательных интересов к изучению обитателей подводного мира. Развитие навыков самостоятельной работы с учебным материалом. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Предметные результаты:

  • Иметь представление об обитателями подводного мира. Выявить и объяснить черты приспособленности живых организмов к жизни в данном сообществе.

Новые термины

Планктон, прикрепленные организмы, свободно-плавающие организмы

Образовательные ресурсы

Учебник: И.Н. Пономарева "Биология. 5 класс", М., "Вентана-Граф", 2017, https://resh.edu.ru/subject/lesson/540/

Наглядно-демонстрационный материал

Раздаточный материал. Рисунки, фотографии, ЭОР. Учебники, электронное приложение, презентация учителя, компьютер, проектор,

Ход урока

Этапы урока

Формирование умений

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Личностные:
выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.
Регулятивные: нацеливание на успешную работу.

Приветствие обучающихся, организация ситуации, позволяющей настроится на положительные эмоции, проверить готовность к уроку.

Приветствие учителя, проверка готовности к уроку (учебник, рабочая тетрадь).

Систематизация знаний.

Метапредметные результаты:
осуществлять взаимный контроль правильности формулировки понятий;
слушать и понимать речь других.

Часть обучающихся получают тест:
«Жизнь организмов на разных материках». Другая часть обучающихся включаются в беседу по вопросам.
Ответить на вопросы:
1.Что называется материком?
2. Что мы относим к местным видам?
3. Почему растения и животные Африки отличаются от растений и животных Австралии?
4. Какие культурные растения завезены к нам из Южной Америки?
5. Почему в Южной Америке очень богатый животный мир, а в рядом расположенной Антарктиде животный мир беден?
6. Какие животные могу существовать в Антарктиде?

Вспоминают ранее изученный материал. Отвечают на вопросы.

Определение темы урока. Постановка цели урока

Регулятивные УУД.
формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
Коммуникативные УУД.
формирование умения слушать и понимать речь других обучающихся.
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные УУД.
формирование познавательных интересов к изучению обитателей подводного мира.

На прошлом уроке мы изучили животный и растительный мир материков.
Вопрос: Где могут обитать еще растения и животные кроме материков?
Учащимся предлагается
прослушать стихотворение о морских обитателях и ответить на вопрос: Что сегодня мы будем изучать на уроке?

Слушают, анализируют, высказывают предположение, делают вывод.
Запись темы урока в рабочую тетрадь по биологии.

Актуализация новых знаний

Познавательные УУД: уметь работать с текстом учебника, выделять главное. Коммуникативные УУД: уметь слушать учителя и отвечать на вопросы; слушать одноклассников, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения.
Предметные результаты: иметь выделять сообщества морей и океанов и черты приспособленности к жизни в данном сообществе.

Метапредметные результаты.
Коммуникативные УУД:
работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Откройте учебник на стр.99 - 103. Обратите внимание на слова, выделенные в тексте учебника, что между ними общего?»
Проводит беседу: «Какие природные сообщества складываются в морях и океанах?

Ребята работают с текстом учебника. Делают выводы: в морях и океанах складываются разнообразные природные сообщества:
1.Сообщество обитателей мелководья. 2.Сообщество открытой воды.
3. Глубоководное сообщество.

Организует работу в группах. Для удобства мы разделимся на 3 группы:
1.сообщество обитателей мелководья.
2.сообщество открытой воды.
3.сообщество глубины моря.

Работая с текстом учебника и рисунками, ребята знакомятся с обитателями данного сообщества и выявляют черты приспособления к данным условиям. На ватмане они пишут черты приспособленности и многообразие растительного и животного мира данного сообщества.

Проверка работы в группе.

Ребята обмениваются проделанной работой и делают вывод.

Физкультминутка

https://disk.yandex.ru/public/
?hash=aPBHuQDGkeNH/8NNgO/l%
2Bq2iOmJ5jAKu/40zP9vM0Mk%3D

Закрепление

Метапредметные результаты.
Предметные УУД:
применять биологические понятия.
Регулятивные УУД:
самостоятельно контролировать своё время и управлять.

Организует работу по заполнению таблицу. Заполненная таблица проектируется на экране.

Ребята заполняют таблицу.

Рефлексия

Личностные УУД: оценивать меру своего продвижения к цели урока.

Учитель: "Сейчас я хотела бы выслушать ваше мнение о прошедшем уроке - что вы сегодня узнали, что удалось, что нет.

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке.

Домашнее задание

Параграф 23, индивидуальное задание составить кроссворд по данной теме.