В данной статье дадим характеристику детского коллектива как социального и педагогического явления, выделим его отличительные признаки, рассмотрим проблему взаимоотношений личности и коллектива по ключевым, рассматриваемым в литературе моделям. Также в статье будут выделены функциональные ориентации детского коллектива; особое внимание будет уделено структуре как первичного, так и вторичного коллективов, своеобразию становления и развития теории коллектива.
1.1. Детский воспитательный коллектив и его основные признаки
Слово «коллектив» происходит от латинского colligo, что в переводе на русский язык означает «объединяю», а латинское collectivus - собирательный [4, с. 158]. Современные представления о коллективе как социально-педагогическом феномене сложились под влиянием идей Г.И.Батуриной, А.С.Макаренко, И.П.Подласого, С.А.Смирнова, И.Ф.Харламова. Коллектив в научно-методической литературе понимается неоднозначно. В одном случае под коллективом понимают любое организованное объединение людей, а в другом - высокую степень развития группы [1, с. 90]. В-третьем, понятие коллектива указывает на объединение людей, на их определенную общественную совокупность, на существование между ними связующих отношений [13, с.346]. Поэтому существует различные подходы к определению понятия «коллектив».
На основе анализа своего опыта А.С.Макаренко определил, что коллектив - группа людей, объединенную общественно значимыми целями и совместной деятельностью, направленной на их достижение [4, с. 158].
В российской педагогической энциклопедии под коллективом (от лат. collectives - собирательный) понимается социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения [11, с. 450].
В педагогическом словаре Г.М.Коджаспиров трактует коллектив как группу людей, взаимовлияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально-обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством коллектива, в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа [2, с. 59].
В учебном пособии по педагогике С.А.Смирнова понятие «детский коллектив» отождествляется с социальной общностью, объединяющей детей совместными целями, общей деятельностью, переживаниями [6, с.327].
Ученический коллектив, в свою очередь, отмечает И.П.Подласый, - это группа учеников, объединенная общей социально-значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающая сплоченностью, общей ответственностью, взаимной значимостью при безусловном равенстве всех членов правах обязанностях [9,с. 65].
В педагогике И.Ф.Харламова понятие «воспитательный коллектив» рассматривается как объединение воспитанников, жизнь и деятельность которых мотивируется целями и задачами общества, в котором функционируют органы самоуправления, межличностные отношения характеризуются ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных устремлений и интересов [13, с. 347].
Л.П. Крившенко рассматривает детский воспитательный коллектив, как объединение школьников, имеющих общие социально значимые цели, организующих разнообразную совместную деятельность, имеющих органы управления и связанных коллективистскими отношениями [4, с.159].
Для того чтобы группу считать коллективом необходимо соответствие ее некоторым признакам. Данная проблема анализировалась в трудах Ю.К.Бабанского, Л.П.Крившенко, А.С.Макаренко, И.П.Подласого.
По мнению А.С.Макаренко коллективу должны быть характерны следующие признаки:
- Общая социально-значимая цель. Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и государством, не противоречит господствующей идеологии, конституции и законам государства.
- Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности. Членов коллектива отличает высокая личная ответственность за результаты совместной деятельности.
- Отношение ответственной зависимости. Между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие не только единство цели и деятельности, но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений.
- Общий выборный руководящий орган. В коллективе устанавливаются демократические отношения. Органы управления формируются при прямом и открытом избрании наиболее авторитетных членов коллектива.
- Связь с другими коллективами, которая может быть в форме соотнесения, сотрудничества, шефства [9,с. 64-65].
Детский коллектив имеет отличительные признаки. По А.С.Макаренко - это:
- мажор - постоянную бодрость, готовность воспитанников к действию;
- ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления ценности своего коллектива, гордости за него;
- дружеское единение его членов;
- ощущение защищенности;
- активность, проявляющаяся в готовности к упорядоченному, деловому или игровому действию;
- привычка к торможению, сдержанности в движении, слове, в проявлении эмоций [5,с. 189].
Ю.К.Бабанский выделяет следующие признаки ученического коллектива.
1) Совместная устремленность к социально значимым целям деятельности - предполагает высокий уровень сознательности каждого члена коллектива. Отношение школьников к учебе складывается в зависимости от успеха, способностей к различным видам труда, от сложившегося опыта, от педагогического мастерства и от характера взаимоотношений с педагогом.
2) Совместная деятельность членов коллектива, направленная на достижение поставленных целей, ее характер, содержание, формы сотрудничества, результаты также обусловлены особенностями ученической позиции. Деятельность школьников в коллективе оценивается по индивидуальным достижениям в учебном процессе, а также по мере обмена накапливаемыми знаниями вне учебного взаимодействия.
3) Отношения ответственной зависимости в коллективах школы устанавливается при постоянном направляющем воздействии учителя.
4) Каждый коллектив выдвигает и создает свои перспективы и традиции, принимаемые большинством его членов, которые определяют содержание деятельности коллектива и служат общественным целями.
5) В коллективе общественное мнение выполняет функцию посредника между общественным и индивидуальным пониманием норм и ценностных ориентаций.
6) Возникновение социальных отношений в детском коллективе отличаются высокой требовательностью и взаимным уважением, товариществом и поддержкой. Коллектив должен обеспечить защищенность личности и доверие к ней [5,с. 191].
И.П.Подласый наряду с выделенными признаками детского воспитательного коллектива акцентирует внимание на таком его признаке как общий выборный руководящий орган. В коллективе устанавливаются демократические отношения. Органы управления формируются при прямом и открытом избрании наиболее авторитетных членов коллектива [9,с. 64-65].
Таким образом, коллектив является необходимым естественным элементом человечества. Коллектив является необходимым естественным элементом человечества. Любую группу можно считать коллективом, которая обладает основными характерными для него признаками: общая социально-значимая цель, общая совместная деятельность, отношение ответственной зависимости, самоуправление, связь с другими коллективами; детский же коллектив отличают такие критерии, как мажорность отношений и чувство собственного достоинства каждого члена общности.
1.2. Взаимоотношения личности и коллектива
Процесс развития личности и коллектива неразрывно взаимосвязаны друг с другом. Развитие личности, с одной стороны, зависит от развития коллектива, от структуры сложившихся в нем отношений. С другой стороны, воспитательное воздействие коллектива обуславливает активность личности, уровень его физического и умственного развития. Коллективные отношения выражены тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные способности в жизни коллектива. Вопрос о взаимоотношении личности и коллектива освящены в трудах Ю.К.Бабанского, И.П.Подласого и других научных деятелей.
По мнению Ю.К.Бабанского, развитие творческости детей взаимосвязано с уровнем их самостоятельности и активности внутри коллектива. Чем самостоятельнее ребенок в коллективной деятельности, тем выше его статус в коллективе, тем выше его влияние, оказываемое на коллектив. Также, чем выше статус ребенка, тем плодотворнее влияние коллектива на развитие его самостоятельности. Статус, который ученик занимает в рамках коллективных отношений, оказывает существенное влияние на формирование его личности. Для учащихся, имеющих недостаточно высокий статус в коллективе или теряющих его со временем, коллектив перестает быть полноценным инструментом их развития. В этих случаях в интересах повышения роли коллектива в развитии личности этих школьников необходимо устранить причины их неблагоприятного положения в системе коллективных отношений. Причиной такого положения может быть несоответствие между задачами и функциями, которые учащийся выполняет в коллективе, и его интересами и реальными возможностями, недостаточная динамичность в жизни коллектива - постоянный состав актива, неизменная структура деятельности, закрепление каких-то функций за одними и теми же членами коллектива.
Совместная деятельность детей организуется и направляется педагогами так, чтобы при этом формировались межличностные отношения и способы поведения. Необходимо чтобы каждый член коллектива использовал для своего совершенствования все имеющиеся возможности, проявляя одновременно чувство ответственности по отношению к коллективу. Педагог должен учить школьников принимать правила коллектива; активно и сознательно участвовать в жизни коллектива; вырабатывать общественное мнение и разнообразные межличностные отношения [5, с. 189 - 190].
И.П.Подласый научными исследованиями выделил три наиболее распространенные модели развития отношений между личностью и коллективом:
- личность подчиняется коллективу (конформизм);
- личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях (гармония);
- личность подчиняет себе коллектив (нонконформизм) [8, с.311].
Типичная модель отношений личности и коллектива - сосуществование. Личность и коллектив сосуществуют, соблюдая формальные отношения, называясь при этом коллективом, но не будучи им по сути.
Оптимальными отношениями между личностью и коллективом являются отношения гармонии, позитивного взаимодействия. В этом случае между личностью и коллективом никаких противоречий нет. Каждый член коллектива заинтересован в существовании длительного объединения.
Идеально человек должен в себе сочетать черты индивидуалиста и коллективиста, поскольку лишь только их гармония позволит ему оптимально жить среди других людей и строить свой индивидуальный жизненный путь, выделяя и максимально реализуя свои индивидуальные возможности.
Под индивидуальностью понимается неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей [7, с.120]. Коллективизм же характеризуется как нравственный принцип, утверждающий приоритет интересов и целей коллектива над устремлением индивида и характеризующий высокий уровень групповой сплоченности [7, с.124].
Таким образом, развитие личности и коллектива - взаимообусловленные процессы. Человек живет и развивается в системе отношений с окружающей его природой и окружающими его людьми. Коллектив создает благоприятные возможности для формирования социально ценной личности и проявления ее индивидуальности. При этом идеальной моделью взаимоотношений является гармония.
1.3. Функции детского коллектива
Детскому воспитательному коллективу уделяется значительное внимание, поскольку он выполняет значимый с педагогической точки зрения функционал. Данный вопрос освящается в трудах Ю.К.Бабанского, Л.П.Крившенко, В.А.Сластенина.
По мнению Ю.К.Бабанского, детские коллективы решают, прежде всего, следующие задачи:
- способствуют тому, чтобы все дети прилежно и дисциплинированно учились на базе общего образования;
- содействуют активному участию детей в решении общественно значимых задач, развивая при этом свои индивидуальные свойства и способности, накапливая опыт;
- организуют разностороннюю, интересную, соответствующую физическим возможностям и возрасту школьников жизнь коллектива школы [5, с.192].
В трудах Л.П.Крившенко и В.А.Сластенина выделяются три функции детского коллектива:
- организационная - детский коллектив становится субъектом управления своей общественно-полезной деятельностью;
- воспитательная - детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений;
- функция стимулирования - коллектив способствует формированию нравственно-ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения [12, с.354 -355].
Дополнительно можно выделить еще две функции, которые выполняет коллектив по отношению к личности:
- развивающая - коллектив способствует развитию познавательных процессов у детей;
- образовательная - коллектив формирует взгляды ребенка на мир как единое целое, мировоззрение и позитивное отношение к окружающей действительности.
Таким образом, коллектив является естественной формой социальной жизнедеятельности членов общества и в то же время главным воспитателем личности. Только высокоразвитый коллектив успешно выполняет свои ключевые функции, к которым относятся образовательная, воспитательная и организационная.
1.4. Детский воспитательный коллектив как часть общешкольного коллектива, его структура
Для практической работы в школе большое значение имеет вопрос о структуре коллектива. В рамках общеобразовательного учреждения существует общешкольный коллектив, который в системе образования называется вторичным. В нем выделяют: педагогический коллектив и детский коллектив, который в свою очередь состоит из первичных коллективов - школьный класс, кружки и секции с кружками. Общешкольный коллектив не оказывает непосредственного влияния на каждую личность в отдельности. Это осуществляется через первичный коллектив, в котором воспитанники находятся в постоянном деловом и межличностном взаимодействии
Первичный коллектив - это группа детей, находящихся в непосредственном общении, в деловом, бытовом, эмоциональном контакте. Во вторичный коллектив входят малые, первичные коллективы [4, с.160].
Если в первичном коллективе основными являются межличностные отношения, то в общешкольном реализация воспитательных функций во многом зависит от межгрупповых отношений, которые складываются как между формальными, так и неформальными группами. Развитие зависит от того, как обеспечивается взаимодействие этих групп [10, с. 94].
В любом детском коллективе есть формальная и неформальная структуры. Первоначально возникает формальная структура коллектива. Формальная структура создается по определенным критериям: по возрасту, по полу, по уровню обученности, по состоянию здоровья. Формальная структура соответствует тем функциям, которые призвана выполнить, и определяет условия деятельности коллектива (количество детей, оборудование помещения), а также позицию взрослого (учителя, наставника, воспитателя) [3, с. 71].
Для формальной структуры коллектива характерны следующие черты: коллектив создается на основе официальных документов, действует длительное время, создаются органы самоуправления, в нем преобладают деловые отношения. В связи с этим на практике возникает одна из важнейших педагогических задач - формирование в детском коллективе гуманистических норм взаимоотношений.
Неформальная структура образуется на основе межличностных отношений (приятельских, личных интересов и симпатий), развивающихся в коллективе. Характерными чертами неформальной группы являются стихийность образования, взаимоотношения строятся на основе симпатий, в микрогруппе среди всех членов можно выделить эмоционального лидера, ее состав не устойчив.
Внутри формальной структуры образуются малые контактные микрогруппы на основе общих интересов, симпатий, привязанностей.
Таким образом, коллектив школы, как коллектив - община, имеет свою специфику и состоит из педагогических и ученических коллективов. Детский воспитательный коллектив как первичное социальное образование имеет как формальную, так и неформальную структуры.
1.5. Становление теории коллектива. Разработки теории коллектива на современном этапе
В системе наук о человеке существуют разнообразные определения коллектива. В самом общем философском смысле коллектив - это социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации, совместной деятельности и общения. В психологии - это контактные группы людей, находящихся в непосредственном взаимодействии, в педагогике - организованные общности детей и взрослых. С первых лет создания советской школы одной из центральных ее задач было создание самодеятельного сплоченного коллектива школьников. Необходимость развития коллективизма у учащихся широко пропагандировали Н.К.Крупская, А.В.Луначарский А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий и др. видные педагоги и общественные деятели.
Основной целью воспитания, по мнению А.В.Луначарского, должно быть всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая умеет содружествовать, которая социально связана с другими сочувствием и мыслью. В то же время он отмечал, что только на основе коллектива могут быть развиты наиболее полно особенности человеческой личности. Воспитывая индивидуальность на базе коллективизма, необходимо обеспечить единство личной и общественной направленности, считал А.В.Луначарский [12, с. 349].
С.Т.Шацкий в начале CC в. рассматривал развитие коллективных отношений как одно из главных направлений воспитательных усилий педагогов для создания оптимальных условий развития личности ребенка. Работая с детьми во внешкольных объединениях, он убедился в том, что детский коллектив является могучим воспитательным инструментом, поэтому главной задачей воспитания должно стать сплочение детей на основе разнообразной интересной детям деятельности. Организуя внешкольную эстетическую, спортивную, трудовую, общественно направленную работу, С.Т.Шацкий нашел формы детского самоуправления, ведущей из которых считал общее собрание.
Н.К.Крупская разделяла позицию С.Т.Шацкого о том, что содержательная, полная радости жизнь детей в коллективе способствует воспитанию людей с хорошо развитой общественной направленностью. Она считала, что социально значимые цели способствуют сплочению и развитию коллектива, если дети работают сообща, помогают друг другу, хорошо выполняют свои общественные обязанности. Н.К.Крупская рассматривала коллективную деятельность детей как богатый источник коллективных переживаний, которые вызывают повышенный интерес к явлениям общественной жизни. Она разработала методику работы школьного самоуправления (советы школы, учком).
Идея С.Т.Шацкого и Н.К.Крупской, являвшиеся основой теории детского коллектива, получили дальнейшее развитие в практической деятельности и в теоретическом наследии А.С.Макаренко. Антон Семенович указывал на то, что коллектив выступает как форма, инструмент и средство воспитания, как источник развития каждой отдельной личности. Он постоянно подчеркивал, что в коллективе обеспечивается свобода и достоинство личности, ее защищенность и широкие социальные связи. Он дал четкое определение воспитательного коллектива, под которым понимал сложное социальное образование, живой социальный организм со своими задачами, уполномоченными, органами самоуправления, традициями, стилем и тоном отношений. Великий педагог сформулировал принципы, утверждающие гуманистический характер воспитания в коллективе: опора на положительное в ребенке, принципы параллельного воздействия, сочетания требовательности с уважением к личности ребенка, принцип индивидуального действия. А.С.Макаренко обосновал закон развития коллектива на основе системы перспективных целей, ввел понятие первичного коллектива и рассмотрел этапы формирования первичного коллектива [4, с.156-158].
В развитие теории коллектива значительный вклад внес Я.Корчак, который под целью воспитания имел в виду полное, свободное и гармоничное развитие внутренних сил и способностей каждого конкретного ребенка, обладающего внутренней самостоятельностью и чувством собственного достоинства. Мощным фактором гармоничного развития он считал организованный самоуправляемый детский коллектив, обеспечивающий полноту жизни ребенка, включение его в нормы коллективной социальной жизни, коррекцию его поведения, направление его самовоспитания. Роль воспитателя он видел в умении наблюдать за ребенком, понимать мотивы его поведения, строить свои отношения с ним на основе разумной любви и уважения.
Последовательное развитие идеи А.С.Макаренко получили в педагогических трудах и опыте В.А.Сухомлинского. В послевоенные годы В.А.Сухомлинский акцентировал свое внимание на самочувствии ребенка в коллективе, на качестве взаимоотношений, существующих в коллективе, содержанием которых должны были стать яркие эмоциональные переживания в осуществлении разнообразных общих видов деятельности. Воспитательная система В.А.Сухомлинского была основана на идее ценности каждой личности в развитии, сплочении и жизни коллектива. Он сделал акцент на развитии у ребенка собственной позиции, на сохранении своеобразия личности в процессе коллективной деятельности [12, с. 350].
Таким образом, созданная в 20-30 гг. CC в. теория коллектива включала в себя определение «коллектива», понятие первичного и общего коллектива, закономерности, принципы и этапы его развития, методику работы с органами самоуправления и содержание коллективной деятельности. Согласно теории коллектива и на основе практики воспитания ученический коллектив рассматривался как цель и объект воспитательных воздействий педагогов. Однако в сложившейся теории коллектива недостаточное внимание уделялось изучению личности ребенка как субъекта этих отношений.
С начала 20-х до 60-х гг. CC в. проблема коллектива считалась традиционно педагогической, хотя отдельные аспекты коллективной жизни изучались и в рамках других наук. С начала 60-х гг. интерес к коллективу в силу изменившихся социально-политических условий проявился со стороны всех общественных наук: философии, социальной психологии, юриспруденции и криминалистики, педагогики [12, с. 351].
В последние десятилетия педагогические исследования были направлены на изучение следующих аспектов:
- выявление наиболее эффективных форм организации, методов сплочения и формирования воспитательных коллективов (Т.Е.Конникова, Л.И.Новикова, М.Д.Виноградова, А.В.Мудрик, О.С.Богданова, И.Б.Первин и др.);
- на разработку принципов и методов стимулирования коллективной деятельности (Л.Ю.Гордин, М.П.Шульц и др.);
- развитие воспитательных функций коллектива и самоуправления в нем (В.М.Коротов, В.И.Бочкарев и др.);
- разработку педагогической инструментовки деятельности коллектива (Э.С.Кузнецова, Н.Е.Щуркова и др.).
Современная концепция коллективообразования под руководством А.Т.Куракина, Л.И.Новиковой, А.В.Мудрика рассматривает воспитательный коллектив как своеобразную модель общества, отражающую отношения, которые ему присущи, атмосферу, которая ему свойственна, систему человеческих ценностей, которая в нем принята. При этом детский коллектив рассматривается как модель, в которой отражаются отношения сегодняшнего дня общества и тенденции его развития. Для общества детский коллектив, будучи его ячейкой, является средством достижения стоящих перед ним воспитательных задач, а для ребенка он выступает, прежде всего, своеобразной средой его обитания и освоения опыта, накопленного предшествующими поколениями.
В настоящее время исследуются такие вопросы теории коллектива, как:
- массовое, групповое и индивидуальное в коллективе;
- проблема коллективного целеполагания;
- формирование социальной направленности личности и развитие творческой индивидуальности членов коллектива;
- идентификация и обособление в коллективе в их единстве;
- единство педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции;
- тенденции развития коллектива как субъекта воспитания [12, с. 352].
Выводы
Таким образом, коллектив рассматривается как группа людей, характеризующаяся наличием общественно значимых целей, систематическим включением членов коллектива в совместную деятельность и общение. В свою очередь, не менее значимы для коллектива такие признаки как наличие увлекательных перспектив и положительных традиций; возникновение и формирование общественного мнения, а также социальных отношений.
Детский воспитательный коллектив - это группа детей, имеющая совместную деятельность и устремленность к социально значимым целям; характеризующаяся наличием органов самоуправления и отношений ответственной зависимости. Но детский воспитательный коллектив отличают от других коллективов такие критерии, как мажорность отношений и чувство собственного достоинства каждого члена общности.
Для ребенка учебно-воспитательный коллектив - это среда его обитания, будь то школьный класс или клубное объединение. Развитие личности ребенка зависит от развития коллектива и сложившихся в нем отношений, коллектив, в свою очередь, обуславливает активность ребенка, способствует проявлению его индивидуальности. Детский коллектив является главным воспитателем личности ребенка. К главным функциям детского воспитательного коллектива можно отнести следующие: образовательная, воспитательная, развивающая.
Детский коллектив является частью общешкольного. В общешкольном коллективе выделяют педагогический и детский коллектив, который состоит из первичных коллективов, члены которых находятся в постоянном деловом общении. Любой детский коллектив состоит из формальных и неформальных структур. Формальная структура создается на основе официальных документов на длительный период времени, где формируются органы самоуправления. В неформальной структуре взаимоотношения строятся на основе интересов и симпатий.
В 20-х гг. CC в. проблема коллектива и коллективообразования считалась только лишь педагогической, с 60-х гг. CC в. эта проблема начала изучаться в рамках других наук, таких как философия, социальная психология, социология, юриспруденция, криминалистика.
Рассматривая проблему детского воспитательного коллектива, его функций и структуры, а также проблему взаимоотношений личности и коллектива мы опирались на исследования Ю.К.Бабанского, Г.И.Батуриной, Я.Корчака, Л.П.Крившенко, Н.К.Крупской, А.В.Луначарского, А.С.Макаренко, И.П.Подласого, В.А.Сластенина, В.А.Сухомлинского, С.Т.Шацкого.
Список литературы
- Батурина Г.И. Введение в пед. профессию: учебное пособие для студ. средн. спец. учебных заведений/ Г.И.Батурина, Т.Ф.Кузина. - 2-е изд., стереотип. - М.: Изд. центр Академия, 1999.
- Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: для студентов высших учебных заведений/ Г.М.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров. - М.: Издательский центр Академия, 2000.
- Лутошкин А.Н. Как вести за собой / А.Н.Лутошкин. - М.: Просвещение, 1986.
- Педагогика: учебник/ под ред. Л.П.Крившенко. - М: Проспект, 2004.
- Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических институтов/ под ред. Ю.К.Бабанского. - М.: Просвещение, 1983.
- Педагогика: пед. теории, системы, технологии: учебник для студентов высших и средних пед. заведений/ под ред. С.А.Смирнова, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянова и др. - М.: Академия, 2004.
- Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад; Редкол.: М.М.Безруких, В.А.Болотов, Л.С.Глебова и др. - М.: Большая российская энциклопедия, 2003.
- Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ И.П.Подласый. - М.: Изд-во Владос-Пресс, 2001.
- Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. высш. учебн. заведений: в 2 кн./ И.П.Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2001.
- Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: ВЛАДОС, 2001.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т./ Гл. ред. В.В.Давыдов.- Т.1 - М.: 1993.
- Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов высш. педагогич. учебных заведений/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр Академия, 2002.
- Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие./ И.Ф.Харламов. - М.: Высш. шк., 1990.